0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти ТР "Иней" и его экипажей. НА НИХ РАВНЯЛСЯ ВЕСЬ ЭКИПАЖ – 01 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Четыре месяца находился в Атлантике транспортный рефрижератор «Иней». Экипаж сдавал рыбопродукцию в четырех портах, за рейс перевезено 6892 тонны рыбы, что на 992 тонны больше плана. Сэкономлено 5 промысловых суток, сверхплановая прибыль только за этот рейс составила свыше 80 тысяч рублей.
Хотя экипаж судна был обновлен почти на 80 процентов, коллектив добился не только выполнения рейсового задания, но и обеспечил досрочное завершение годового плана, выполнение социалистических обязательств, принятых в честь 60-летия Октября.
Эти успехи не пришли сами по себе. Организованное на судне социалистическое соревнование, ежедневное подведение его итогов, тщательный анализ работы - вот те факторы, способствовавшие четко и бесперебойно вести приемку груза с промысловых судов.
С каждым трудовым днем соревнование набирало темпы, с каждым новым грузом новички приобретали опыт в труде. Первенство в соревновании заняли смена Аркадия Казакова, бригада Антона Зеленовского, вахта второго штурмана Владимира Торопова. Пример в труде подавали ударники коммунистического труда — их на судне было 32, еще 22 моряка взяли обязательство, бороться за это высокое звание. Передовиками производства, по которым равнялся весь экипаж, были на судне секретарь партийной организации второй механик Г. Дуденков, секретарь комсомольской организации третий помощник капитана Станислав Авдонин, матросы Владимир Побережник, Александр Шлойда, Лембит Пыльме.
Хорошо потрудилась в минувшем рейсе не только палубная, но и машинная команда. Своими силами проведен ремонт многих механизмов, было сделано все, чтобы судно после разгрузки в Таллине смогло досрочно выйти на промысел. Инициаторами этого движения были старший механик В. Островский, второй и третий механики Г. Дуденков, И. Туравинов. Машинная команда приходила на помощь морякам палубной команды и в напряженные дни приемки груза.
Трудовым успехам экипажа во многом способствовала активная работа общественных организаций. Новый подъем в коллективе вызвали решения майского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, проект новой Конституции СССР. В рейсе проходили занятия в экономических школах, изучен проект Конституции. Постоянно перед экипажем выступали лекторы и политинформаторы, активно участвовали и пропагандистской работе капитан-директор Е. Мотус, первый помощник капитана А. Тараненко, коммунисты В. Торопов, Г. Дуденков, С. Авдонин и другие. Организованный судовым комитетом профсоюза и комсомольской организацией совет наставников постоянно заботился о молодых моряках. Много труда отдали работе с молодежью старший помощник капитана В. Аллик и боцман Т. Томп.
Регулярно выходили на судне стенная и радиогазеты, всесторонне отражала жизнь экипажа фотогазета. Много стараний вложил в оформление наглядной агитации и возглавил этот участок работы инженер НОТ Я. Вийги. Он проводил вечера вопросов и ответов, конкурсы фотолюбителей, принимал участие в организации концертов художественной самодеятельности. Вместе с ним на сцене выступали электрик В. Палагин, камбузница Н. Бондаренко, моторист Н. Тарасов.
Сейчас «Иней» снова в пути на промысел. Экипаж уверенно стоит на октябрьской вахте и встретит юбилей новым и трудовыми успехами.


Н. ДВОРЕЦКИЙ.

ТР "Иней" идет приемка новой партии рыбной продукции.
Фото Я. ВИЙГИ.
«БОРА»: В СЧЕТ ТРЕТЬЕГО – 20 09 1977
После двухмесячного плавания возвратился в порт ТР "Бора" (капитан-директор В. Богданов). В рейсе экипаж принял рыбопродукцию с 24 судов, часть груза сдана в портах Абиджан и Санта-Крус. Всего за рейс перевезено 7122 тонны, что на 972 тонны больше задания. План перевозок выполнен на 160 процентов, сэкономлено 14 промысловых суток, сверхплановая прибыль составила 100 тысяч рублей.
В рейсе экипаж ТР «Бора» рапортовал о выполнении 1 сентября годового плана перевозок и взятых социалистических обязательств в честь 60-летия Октября. Таким образом, досрочно выполнен план двух лет десятой пятилетки. За этими результатами — огромный труд всего экипажа, стремление ознаменовать юбилей Октября новыми успехами. Как и в прошлых рейсах, коммунисты судна возглавили всю деятельность экипажа, находились на самых ответственных участках работы. Труд коллектива «Боры» высоко оценен экипажами многих промысловых судов. Об этом свидетельствуют полученные радиограммы от РТМ «Беркут» и других судов. Всему коллективу «Боры» объявлена благодарность за хорошую организацию работ по приемке рыбопродукции и быструю обработку судов от начальника промрайона А. Попова.
Успехи не приходили сами собой. Стимулом, мобилизующей силой явилось социалистическое соревнование, между сменами, бригадами и вахтами. Большую роль в этом сыграл судовой комитет профсоюза, возглавляемый старшим механиком В. Кузьминым. На заседаниях судкома регулярно подводились итоги соревнования, давалась оценка работы каждого моряка. Первенство завоевали смены Виктора Побота и Владимира Груздева, вахта четвертого механика Виктора Козлова. Лучшими по профессии стали моторист Анатолий Ровинец, рефмоторист Хейно Салака. Комсомольцы трудились с полной отдачей, комсомольская организация, возглавляемая третьим помощником капитана С. Андреевым, внесла значительный вклад в успех экипажа.
Большую роль в развитии соревнования сыграли моральные и материальные стимулы. За рейс 31 моряк отмечен премиями из фонда внутрисудового соревнования, 19 — объявлена благодарность. Способствовала успеху и умелая постановка идеологической работы. Экипаж был охвачен политической и экономической учебой, силами пропагандистов и лекторской группы проводились доклады и беседы, полностью изучены материалы майского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС и проекта новой Конституции СССР.
Всегда с большим интересом слушали моряки лекции и беседы членов лекторской группы В. Богданова,. Ю. Шалаева, В. Кузьмина и С. Андреева.
Повседневная работа экипажа сочеталась с хорошей организацией отдыха. Интересной была встреча по футболу с польскими рыбаками в порту Абиджан. Команда «Боры» добилась убедительной победы: 8:4.
Недолгой будет стоянка ТР «Бора» в порту. С помощью экипажа портовики успешно закончили выгрузку рыбопродукции. Через несколько дней судно опять возьмет курс на промысел. Теперь экипаж уже будет работать в счет третьего года пятилетки.


Н. ДВОРЕЦКИЙ.
«ВАЛГЕЯРВ» НА УДАРНОЙ ВАХТЕ - 29 09 1977
В ЦВА ЛЕГК0 не бывает. Центрально - Восточная Атлантика сегодня - это крохотный по океанским масштабам участок, на котором встречными, параллельными, пересекающимися курсами бороздят десятки рыболовных траулеров - от юрких СРТ до внушительных "суператлантиков".
Тесно судам. Особенно сейчас, после введения 200-мильных экономических зон. Поэтому так ли трудно представить себе настроение экипажа РТМС-7538 «Валгеярв», когда судно прибыло сюда, имея уже солидную задолженность и по вылову и, следовательно, почти по всем видам рыбопродукции? Неважное настроение было.
"Наука» обещала улучшение промысловой обстановки в ЦВА. Когда прибыли туда, прогнозы отнюдь не спешили подтвердиться. Только в конце мая - рейс РТМС-7538 начал- с 9 апреля с. г. — появились симптомы некоторого улучшения промобстановки. Но для капитана-директора Владимира Минаева уже этого оказалось достаточно. «Будет рыба... есть рыба», - высказался он в таком духе.
Капитану верили. Хотя мало кому из экипажа доводилось плавать с В. И. Минаевым. Это обстоятельство, впрочем, особого значения не имело. Кто в объединении не знает, что капитан Минаев — «спец» по ЦВА, знает здесь каждый уголок, особенности промысловой обстановки, капризы и погоды, и... транспортного флота. И вскоре получилось так, что РТМС-7538 стал своеобразным барометром промысла в ЦВА. Случалось не раз, что «Валгеярв" брал рыбу трал за тралом, когда соседние суда, шедшие параллельными курсами, черпали лишь пустую воду и рыбаки их, капитаны просто отказывались верить глазам своим, глядя на эстонский супер... Было и такое: узнавали, что «Валгеярв" в пролове, и, не теряя времени на попытки, спешили покинуть злосчастный квадрат.
А для «Валгеярва" это был самый первый рейс в Центрально-Восточную Атлантику. Вообще, для всех членов экипажа это был первый рейс на данном судне. Для многих — первый рейс в новых должностях. Как, скажем, для старшего тралмастера — Илья Михайлович Побигач, бывший ранее мастером-наставником, впервые выходил в качестве руководителя службы добычи на супере. Тут мало быть хорошим, знающим специалистом-добытчиком - надо еще быть организатором своего коллектива, состоящего из людей, сведенных вместе силою обстоятельств и волею ... отдела кадров.
Надо, однако, сказать, что ОК проявил в данном случае воистину добрую волю, подобрав для службы добычи способных и заинтересованных людей.
Достаточно сослаться на мастера-добытчика Юрия Мазаева, выпускника КТИРПХ. Глубокая теоретическая подготовленность таких людей, их общий кругозор органически и динамично сочетались и дополнялись богатым и разносторонним опытом других добытчиков, таких, к примеру, как лебедчик Иван Яремчук, мастер, как говорится, на все руки, или матрос первого класса Александр Лебедев и другие моряки. Вот этот сплав теории с практикой, облагороженный чувством высокой личной ответственности за общее дело, которое, по глубокому убеждению добытчиков, начинается именно с них , - все это, вместе взятое, предопределило успех промысла.
Заслуга в этом не только добытчиков, понятно. На РТМС-7538 в минувшем рейсе подобрался и сильный штурманский состав - под стать и капитану, и старшему помощнику — Лео Палумяэ. В нашей газе-те не раз упоминалось имя этого человека, уже не первый рейс плавающего старпомом на судах типа РТMC. Опытный промысловик, за плечами которого большая школа работы на средне-тоннажном флоте, на этот раз он проявил себя еще с одной стороны — общественной деятельности; в начале рейса Л. Палумяэ был избран секретарем судовой партийной организации. Учли особенности характера этого человека: всегда уравновешен, выдержан, обходителен с людьми, которых умеет слушать, понимать и ценить; в деловом отношении — энергичен и настойчив, о профессиональной стороне говорить вообще не приходится. Одна деталь: вместе с капитаном Л. Палумяэ был в этом рейсе настоящим наставником штурманов. Конкретизировать это положение следует, прежде всего, на примере четвертого штурмана Леонида Мацаса, окончившего в прошлом году Калининградское высшее инженерное морское училище. Минувший рейс на РTMC-7538 имел для него значение особое — в плане приобретения необходимых навыков и практики и как моряка, и промысловика. Л. Мацасу в этом повезло.
Итак, в целом рейсовое задание по вылову выполнено было на 120 с лишним процентов. Что и поставило в несколько щекотливое положение службу обработки и помощника капитана по производству Пеэтера Кунингаса, в частности. Дело в том, что коэффициент использования сырца на пищевые цели составил чуть больше 69 процентов. Ныне этого мало.
В чем дело? Этим вопросом в рейсе занимались многие. Капитан-директор лично, то и дело наведывавшийся в рыбцех, на промысловую палубу, группа народного контроля, возглавлял которую старшин матрос Иван Яремчук— зам. секретаря парторганизации, комиссия по качеству во главе с первым помощником капитана Валентином Акимовичем Чернышевым, комиссия по контролю за хозяйственной деятельностью администрации (председатель — второй механик Юрий Хохлов). Последняя совместно с народными контролерами дважды проверяла эффективность использования технологического оборудования и уровень организации труда в рыбцехе, проводила хронометраж рабочего времени здесь и работы операторов АСМА, использование рыбы-сырца. Было обнаружено немало такого, что требовалось устранить, перестроить, и это было сделано — спокойно, по-деловому. Но, и с этим согласятся рыбообработчики, сделано еще не все. К примеру, морозильные камеры так и не достигли полной своей мощности, над этим еще предстоит поломать голову в очередном рейсе. И все-таки, говорят на судне, тут надо что-то предпринять в другом направлении. Что конкретно имеется в виду? Вот: в рейсе было добыто немалое количество так называемой непищевой рыбы, по разным причинам не пригодной для изготовления пищевых видов продукции. Она, конечно, направлялась на рыбную муку. Но ведь коэффициент использования сырца исчисляется от всего объема вылова, без учета качества добытого сырья...
Тем не менее, поработали рыбообработчики в рейсе на славу. Во главе с тем же технологом П. Кунингасом, рыбмастерами Александром Матвиенко — членом КПСС, рекомендованным на выдвижение в качестве технолога (возглавляемая им бригада стала победителем соцсоревнования по итогам рейса) и Евгением Пушкарем — кандидатом в члены КПСС, молодым, но энергичным и способным специалистом. За ударный труд на промысле неоднократно отмечались в рейсе бункерман Григорий Бартновский, которого рыбаки неофициально называли «главным помощником рыб-мастера» — он успевал всюду и всюду мог работать с одинаковой эффективностью и качеством, матрос второго класса Александр Закваскин, ставший в этом рейсе кандидатом в члены КПСС, матросы Михаил Клименко, Сергей Никотин, Демьян Барский и многие другие моряки.
Среди вахт в течение всего рейса лидерство прочно удерживала комплексная вахта старшего помощника капитана Лео Палумяэ и третьего механика Геннадиня Подоба, который возглавлял комсомольскую организацию судна. Этим человеком весьма доволен «дед» — старший механик Геннадий Кудряшов: по вине судомеханической службы не было потеряно ни одного часа промыслового времени.
Разумеется, это не означает, что таковых потерь не было вообще. Конечно же, были. И, конечно, из-за транспортного флота: на частичные выгрузки ушло ни много, ни мало — 21 сутки промыслового времени...
И тем большего уважения заслуживают труд, работа и рядового, и командного состава судна, которые сумели не только успешно выполнить свое напряженное рейсовое задание, но и перевыполнили принятые социалистические обязательства в честь приближающегося юбилея Великого Октября.

Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Один из лучших добытчиков — ударник коммунистического труда Валерий Христофоров, который вот уже одиннадцатый год трудится в нашем объединении.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вторая комплексная бригада коммуниста мастера обработки Александра Матвиенко по итогам социалистического соревнования за рейс заняла первое место, на снимке вы видите передовиков этого коллектива (слева направо) матроса второго класса Демьяна Барского, матроса первого класса Григория Бартновского, мастера обработки Александра Матвиенко, матросов второго класса Анатолия Примара и Игоря Савинича.
Фото А. Дудченко.
«Антон Таммсааре» на промысле – 06 09 1977
Напряженно трудился в недавнем рейсе на промысле экипаж БМРТ-355 «Антон Таммсааре». О трудовых буднях рыбаков рассказывает наш нештатный фотокорреспондент боцман судна Франц Грибуст.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На верхнем снимке; БМРТ-355 в районе промысла, Центрально-Восточная Атлантика. На судне с нетерпением ждут почту.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На следующем снимке: после очередного улова; вот, какую неожиданную добычу принес трал — в него попалась, акула, именуемая «морской лисицей». Чем не интересный кадр?
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А дальше... Не совсем удачный ракурс выбрал наш фотокорреспондент — слишком далеко от него оказались добытчики сменного тралмастера Анатолия Четвертакова, отличившиеся в этом рейсе. Быстро и мастерски настраивали они промвооружение, орудия лова, содержали их «в постоянной боевой готовности» к действию, немедленно устраняли все порывы и повреждения трала.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И, наконец, последний снимок: на нем вы видите испанский тунцелов, который встретился рыбакам БМРТ-355 в одном из районов ЦВА. Ловля тунца осуществляется с помощью крючков. Слышать об этом способе нашим морякам, конечно, приходилось, а вот воочию увидели впервые...
Памяти НБ «Тарту» и его экипажей. УДЕРЖИВАЯ ПОЧЕТН0Е ЗВАНИЕ - 06 09 1977
Почти десять лет трудится в составе портофлота ТМРП наливной бункеровщик «Тарту». Судно безотказно работает все эти годы. Девятая пятилетка завершена экипажем по всем показателям, выполнено на полмесяца раньше срока задание первого года десятой пятилетки.
В составе двадцати членов команды все опытные специалисты: механики и судоводители, котельные машинисты, донкерманы и т. д. Коллективу моряков присвоено звание экипажа коммунистического труда.
Социалистическое соревнование за производственные достижения, борьбу за высокую дисциплину возглавляет партийная группа, хотя и немногочисленная, но дееспособная.
О ее работе рассказал на отчетно-выборном собрании партгрупорг старшин механик Иван Иванович Наседкин. Задания по снабжению крупнотоннажных промысловых судов «Эстрыбпрома» дизтопливом и маслом выполняются в срок. В честь шестидесятилетия Великого Октября взято обязательство, завершить годовой план к 7 ноября. Правда, в сентябре судну предстоит котлочистка. Но это не отразится на обязательствах. Своевременно подготовлены ремонтные документы. В работах примут участие все специалисты судна. Выполнение ремонта в назначенный срок, пояснил И. Наседкин, позволит пересмотреть социалистическое обязательство, с тем, чтобы годовые задания по снабжению судов и по финансам выполнить еще раньше намеченной даты, то есть уже в октябре...
На техническое состояние судна не приходится жаловаться. Силами команды производится саморемонт, тщательно осуществляется профилактика.
Для воспитания моряков, повышения их производственного уровня большое значение имела школа коммунистического труда. Занятия в ней проходили регулярно — два раза в месяц. Благодаря удачному выбору времени занятий удалось добиться хорошей посещаемости. Заключительные собеседования в мае показали, что все слушатели глубоко усвоили материал по основам экономики производства.
На собраниях партгруппы в основном ставились вопросы производства, внутренней жизни и общественной деятельности на судне. Все коммунисты «мели партийные поручения. Б. И. Степанов руководил школой коммунистического труда, Б. И. Рудаков является профгрупоргом. Оказывалась постоянная помощь комсомольцам — их на «Тарту» четверо (комсорг Феликс Рывлин). Молодые моряки имеют среднее образование, а машинист Виктор Иванов учится в техникуме.
Партгрупоргом вновь избрал И. И. Наседкин.

А. КРОСС.
НОВЫЕ РЕКОРДЫ МОРЯКОВ «БРИЗА» - 06 09 1977
После четырехмесячного плавания возвратился в родной порт транспортный рефрижератор «Бриз» (капитан-директор К. Роман). На этот раз рейс для экипажа был необычным: судно побывало на промысле в Атлантике и Баренцевом море. Известно, что «Бриз» всегда возвращался с моря с выполнением рейсового задания. Увенчался успехом и нынешний. Взято на борт 6960 тонн рыбопродукции. Больше положенного на 760 тонн. Сверхплановая прибыль составила 67 тысяч рублей, сэкономлено 40 тонн топлива и 5 тонн дизельного масла. Благодаря хорошей организации социалистического соревнования, слаженности в работе смен, производительность труда в рейсе в среднем достигла 140 процентов. Успех в работе экипажа не был случайным и на этот раз. Многие члены экипажа — бывалые моряки, не раз ходили на «Бризе» и дорожат добрыми трудовыми традициями судна. Это означает, что работали они с душой, показывали пример всем морякам, кто выходил на этом судне впервые. И снова отличились коммунисты экипажа. С первых дней рейса партийное бюро, возглавляемое рефмехаником Г. Трофимовым, развернуло большую работу с личным составом по мобилизации моряков на эффективную и качественную, ударную работу в море. Задание на рейс довели до каждого члена экипажа, организовали борьбу за выполнение взятых социалистических обязательств. На это были направлены усилия общественных организаций, идеологическая работа и экономическая учеба, усилия командного состава.
В рейсе моряки с воодушевлением встретили проект новой Конституции СССР, обсудили и глубоко изучили его. Социалистическое соревнование охватило все службы, вахты и смены. Первенство завоевала смена старшего матроса Сергея Дуплия. Все одиннадцать человек ее трудились с полной отдачей, боролись за каждую тонну груза. Нормы выработки у них составили 260 тонн за смену.
Находясь в Баренцевом море, экипаж принимал груз с ПБ «Фридерик Шопен" и ПР "Саяны". Вместо запланированных 10 суток груз был принят за 7 суток. Производительность труда в эти дни составила 200 процентов. Это был рекорд. За счет чего он достигнут? Весь экипаж горячо откликнулся на призыв коммунистов - досрочно закончить погрузку. Пример показывали комсомольцы. Они работали в сменах С. Дуплия и В. Козьменко. Отличились на укладке груза в трюм секретарь комсомольской организации Петр Ковальчук, моторист Сергей Щетинин, четвертый механик Владимир Скворцов, моторист Владимир Андреев, заведующий продовольствием Валерий Шилько.
Высоко оценил инициативу и труд молодежи капитан-директор К. Роман. Многие годы командует он этим судном, но таких рекордов, как в нынешнем рейсе, не помнит...
Эффективно, без поломок и остановок действовали все судовые механизмы и оборудование. Механики и специалисты сделали все, чтобы техника работала отлично. Особая заслуга в этом принадлежит рефмеханику Г. Трофимову, старшему механику Г. Изотову и штурманам. Не случайно победителями соревнования среди вахт были вахты второго механика В. Вихера и второго помощника капитана В. Лоскутова.
В этом рейсе экипаж впервые получил задание по внедрению комплексной системы управления качеством продукции. На судне была создана комиссия во главе с капитаном-директором, в состав ее входили первый помощник капитана В. Васильев, старший инженер-технолог Е. Бойков, секретарь партийной организации Г. Трофимов, радиооператор Н. Богданов, старшие матросы С. Дуплий и Б. Гречин, секретарь комсомольской организации П. Ковальчук и другие подлинные мастера своего дела. Комиссия выработала необходимые рекомендации и советы согласно полученному заданию, которые были включены в план-график работы, был организован контроль за поддержанием оптимального температурного режима в трюмах, приемом коробов и укладкой груза, наиболее рациональным использованием трюмных емкостей.
Все намеченные комиссией мероприятия были выполнены. Благодаря внедрению комплексной системы экипаж способствовал эффективной работе докеров порта при обработке судна, которая началась уже через час после швартовки.
Высокое качество продукции было обеспечено без замечаний.
Команды всех судов, которые сдавали на ТР «Бриз» рыбопродукцию, благодарили экипаж за досрочный прием груза.
Это был предоктябрьский рейс судна. После короткой стоянки и обработки в порту экипаж «Бриза» почти в полном составе раньше срока выйдет в свой юбилейный рейс и доставит груз в родной порт уже в дни 60-летия Великого Октября.

Н. ДВОРЕЦКИЙ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

свой весомый вклад в общий успех экипажа «Бриза» вложили и моряки, которых вы видите на верхнем снимке. Матрос первого класса Александр Овсянников (крайний слева)-опытный моряк. Он сделал уже не один рейс. А вот для молодого матроса Александра Попадюка - это первый рейс. И Александр успешно справился со своей нелегкой работой. Третий на снимке—передовой моторист Александр Остапенко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Портовики отлично потрудились на разгрузке Бриза
Фото А. ДУДЧЕНКО
Памяти БМРТ-555 «Феодор Окк" и его экипажей. НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ— КОМСОМОЛЬСНО – МОЛОДЕЖНЫЙ - 25 08 1977
Комсомольско-молодежный экипаж БМРТ-555 «Феодор Окк" (капитан-директор В. Прудцев) первым среди крупнотоннажных судов объединения выполнил план двух лет десятой пятилетки по заморозке и выпуску пищевой продукции. Моряки судна награждены переходящим вымпелом Таллинского ЦК КП Эстонии и горсовета, а также вымпелом ЦК ВЛКСМ "3а коммунистическое отношение к труду». Это - результат работы многих рыбаков, выходивших в рейс на "Феодоре Окке».
Сегодня на третьей странице мы публикуем заметки о работе экипажа в минувшем рейсе, которые подготовил наш корреспондент Борис АРТЮХОВ.
НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И снова БМРТ-555 «Феодор Окк" уходит на промысел.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Команда судна внимательно изучает проект новой Конституции СССР. На снимке в центре вы видите за обсуждением этого исторического документа (справа налево) второго механика Владимира Будукина, слесаря Анатолия Сухинина, мастера по обработке рыбы Александра Ермакова, рефмоториста Валерия Ольховецкого, электрика Петра Яцуна, третьего механика Вадима Унтилова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Второй помощник капитана Виталий Добряков – один из передовиков. Пять лет назад он окончил Калининградское высшее инженерное морское училище. Ныне он - ударник коммунистического труда, коммунист, ведет большую общественную работу.

Фото А. ДУДЧЕНКО
«БАТИЛИМАН»: ЭФФЕКТИВНО И КАЧЕСТВЕННО – 20 08 1977
НЕСКОЛЬКО дней назад возвратился с промысла РТМС-7508 «Батилиман» (капитан-директор А. Авдеев). С первых же дней рейса экипаж развернул энергичную работу по выполнению взятых социалистических обязательств. Коммунисты судна (секретарь партийной организации старший механик Н. Лебедев) оказывали постоянную помощь добытчикам и обработчикам, возглавили наиболее ответственные участки работы, смены и бригады.
Успеху на промысле во многом способствовало хорошо организованное соревнование между бригадами и вахтами. В трудовом соперничестве победителями стали бригады мастера добычи Н. Чимириса и добытчики П. Смыковского, вахта третьего механика А. Лисицы.
Одиннадцать членов экипажа стали в рейсе ударниками коммунистического труда. 36 человек подтвердили это высокое звание. Среди них третий электромеханик Г. Гульфин, матросы В. Бансан и Н. Ефименок и другие. На судовую Доску почета занесены имена 15 передовиков труда.
На «Батилимане", стало традицией оставлять память о лучших людях судна в Книге почета. На этот раз в нее занесены фамилии пяти моряков.
Экипаж «Батилимана» известен в объединении как инициатор многих починов в социалистическом соревновании, борьбы за высокое качество продукции. Рыбаки остались верны этой традиции и в нынешнем рейсе. Борьба за высокое качество рыбопродукции была их ударным, можно скатать, делом. Особенно успешно и энергично действовала в этом направлении комиссия по контролю за качеством, которую возглавлял первый помощник капитана Р. Саар.
Члены ее систематически собирались на заседания и обсуждали текущие вопросы работы на промысле, вырабатывали предложения и рекомендации по улучшению качества выпускаемой рыбопродукции. Тесные контакты членов комиссии с помощником капитана по производству А. Калью, мастерами А. Алимовым и П. Смыковским благотворно сказались на работе всех служб по выпуску рыбопродукции.
И снова отличился на промысле опытный технолог Арво Калью. Больше десяти лет работает он на судах, в совершенстве овладел своей специальностью. А. Калью много раз поощрялся руководством «Эстрыбпрома» за добросовестный труд, он кавалер орден "Трудового Красного Знамени".
Известно, что высокие показатели в труде немыслимы без глубоких профессиональных знаний и навыков рыбаков, всех членов экипажа. В минувшем рейсе на «Батилимане» были проведены конкурсы на звания лучших по профессии. Подготовка этих конкурсов и итоги их обсуждались на собраниях в партийных и комсомольских группах. В подготовке к соревнованиям приняли участие 12 наставников. Много труда и старания, к примеру, вложил моторист первого класса Иван Еременко. Лучшими по профессии стали моторист Н. Баканов, электрик В. Герсензон, рефмоторист Э. Рямсон, добытчик Э. Пяхн, обработчики В. Бажан, В. Яромишин.
Хорошо были организованы на судне политическая и экономическая учеба, занятия по изучению проекта новой Конституции СССР. Периодически проводились в рейсе доклады и беседы, вечера вопросов и ответов, диспуты с молодежью, общественно-политические чтения, посвященные 60-летию Великого Октября. Перед моряками выступали капитан-флагман В. Строгалов, первый помощник капитана Р. Саар, мастера А. Алимов и Н. Молчанюк, руководитель судовой лекторской группы общества «Знание» Э. Миготин и другие коммунисты.
Вот уже три года экипаж «Батилимана» ведет переписку с пионерами из ГДР. В этом рейсе рыбаки сообщили им о подготовке к 60-летию Великого Октября, трудовых буднях в море, послали фотографии с промысла. Школьники из Нидерау порадовали экипаж советского судна своими успехами в учебе, рассказали о своем отдыхе...
На разборе рейса РТМС-7508 «Батилиман» отмечено, что экипаж работал слаженно и эффективно и с плановым заданием успешно справился. В трудной обстановке добыто 5225 тонн рыбы, выпущено пищевой продукции на сумму почти 2 млн. рублей. Задание по филе перевыполнено в 3 раза.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7508 "Батилиман". Председатель судкома П. Шевчук вручает переходящий вымпел лучшей вахте третьего механика А. Лисицы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первое место в социалистическом соревновании заняли добытчики, возглавляемые мастером добычи Н. Чимирисом

Фото Б. КИРСА.
Памяти ПР "Саяны" и его экипажей. «ЕСТЬ ЕЩЕ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ...» - 19 12 1991
Судно пришло из рейса
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Еще раним летом было: перед вылетом в рейс молодой капитан на манер «старого волка» наставлял моряков: «Не настраивайте себя на то, чтобы получить лёгкие деньги: как работать будем, от этого и расчет — сколько получим. А работать, обещаю, придется до седьмого пота. Путина — дело такое...»
Знал, Александр Береснев, что говорил, потому как для кого другого в экипаже, а для него предстояла третья в его рыбацкой судьбе путина: одна только разница: если в первых двух участвовал еще в качестве старшего помощника капитана, то на сей раз предстояло целиком взять на себя командование судном. Лиха беда! — Когда-то ведь надо начинать, если подался в судоводители. Однако ответственность на него возлагалась в трех кратном размере. Работая на аренде у дальневосточников, наши экипажи словно бы проходят экзамен на рыбацкую честь. С первого рейса за ними закрепилось: «ловко действуют прибалты, россиянам у них бы да поучиться...» - и куда как обидно было бы погасить» это устойчивое мнение.
Производственный рефрижератор «Саяны», равно как и "Аугуст Корк», слывут в объединении судами престижными: пусть интенсивно приходится трудиться на Дальнем Востоке, зато знают моряки — в проигрыше не останутся. Расценки в этом районе в полтора-два раза выше, чем в каком-либо другом, да и сырье знатное.
Особое отношение к этим судам выработалось еще и в силу того, что как в начале аренды, так — тем более — сейчас остаются они, несмотря ни на какие поветрия, прибыльными, ибо в меньшей степени зависят от ломки координировавших работу флота структур. Арендатор — колхоз «Тихий океан» — берет на себя и обеспечение топливом, и выгрузку продукции — иными словами, основное бремя сегодняшних забот. Остается в ответ только работать «на всю катушку».
Соответственно этому раскладу и комплектование экипажей ведется с большей степенью ориентации на Устав флота, то есть с полного согласия командования судна. Капитан Береснев, к примеру, полтора месяца перед рейсом отдал на то, чтобы подобрать дееспособную команду. Что в рейсе, кстати сказать, окупилось сторицей.
Как работать? На обтекаемый этот вопрос Александр Николаевич неопределенно пожимает плечами и отвечает столь же обтекаемо: «А как и планировалось. Месяц в Приморье потрудились на донных породах — треска там, камбала... Потом месяц — на Камчатке, уже на лососевых.
— Это, надо полагать, пик вашего рейса?
— Это, — согласно кивает головой, — и есть путина. Ход лососевых обильный и краткосрочный. С 9-го по 25-е июля шла интенсивная работа по максимальному приему и переработке лососевых. Смог экипаж, настроиться должным образом за этот период — считай: сделает свое дело как надо.
— За счет чего «взял свое» конкретно ваш экипаж?
— Ну, во-первых, техническое состояние судна: с этого ведь все начинается, с состояния «боевой готовности" машины. А машкоманда на "Саянах" сколотилась сильная. Главный механик Николай Созинов, второй механик Александр Слижев — они на судне не первый рейс, умело следили за механизмами...
Во-вторых: высокие технические данные технологического оборудования. Морозилка на «Саянах» — что надо: основана на контактной заморозке (61-63 тонны — это, что ни говори, — «потолок»).
Так вот и технологическая группа (технолог Олег Коденцов) работала вровень с этим «потолком». Рыбмастер Саша Рачинский — тот давно на «Саянах", по выучке уже готовый технолог. Очень сильный организатор. Вышел на смену — все способен охватить разом: кого на каком участке лучше использовать, чтобы производительность вышла максимальной, сколько времени рыба в камере находится (не пора ли загружать очередную партию)... Вторым мастером был Александр Андрийчук, он на Дальний Восток выбрался впервые, но — тоже с толком парень.
— Следует ли это понимать так, что обошлось исключительно силами рыбообработчиков?
— Куда там! Без усиленных подвахт — ну никак. Всем досталось: шкерили, извлекали и заготавливали икру. За рейс выдали 114 тонн соленой продукции в бочках, кроме того — солидные объемы пробойной икры и так называемой икры в ястыках.
— На отходном собрании говорилось — часть произведенной экипажем «Саян" продукции поступит в объединение и, в частности, беломясная рыба — для СП «ЭСВА». Впоследствии расчеты, как будто, несколько видоизменились ввиду решения российского правительства полностью экспортировать дальневосточную продукцию ради извлечения валюты на развитие региона. - На экспорт действительно сдавали много. Третий период рейса, на заморозке сельди иваси, весь выдался «экспортный». Но и в порту Находка выгрузка производилась.
— Насколько оперативно обрабатывалось судно?
— Вполне оперативно. Правда, пришлось 16 суток простоять в ожидании своей очереди. Порт задыхается: все суда — с путины, нет места на холодильнике, нет вагонов...
А что арендатор?
— Да колхоз буквально «зеленую улицу нам открыл, потому что мы у него остались на добром счету. Предлагалось даже создать с колхозными рыбаками комплексную бригаду. Но мы не согласились — пусть уж наша марка нашей и останется.
Что-то насторожило в этом высказывании Береснева — как-то не "по-капитански» вышло подобное оправдание партнеров. У нас ведь как? Не только молодые, но и завзятые капитаны "грешат» порой тем, что взваливают свои промахи на вышестоящие организации.
Все расставил на свои места начальник службы мореплавания А. Кожурин. Первым капитанским рейсом А. Береснева он остался целиком доволен. Это ли не достоинство капитана, когда возглавляемый им экипаж даже в обстановке всепроникающей анархии (будем называть явления своими именами) в очередной раз сумел поставить труд главным своим мерилом и доказать тем самым, что — "есть еще порох в пороховницах»? Кроме того, сумел капитан реализовать на пользу дела присущие ему качества: взвешенный подход к возникающим в процессе производственной деятельности проблемам и одновременно решительность в неординарных ситуациях, а главное — способность координировать труд экипажа в тесном контакте с партнерами. Так что при всей молодости принципы у капитана Береснева вполне зрелые, открывающие перспективу.

Л. ПАНОВА.

На снимке: капитан А. Береснев
Фото Р. ЭЙНА.
Памяти ПБ «Фридерик Шопен» и ее экипажей. В ТРАНСПОРТНОМ ВАРИАНТЕ – 21 11 1991
сделала первый рейс плавбаза «Фридерик Шопен», и что из этого вышло...

За 9 месяцев этого года флот «Эстрыбпрома» отстоял около тысячи судосуток. Главная причина — отсутствие горючего. На втором месте в этой последовательности простои из-за недостатка транспортных судов. Тоже немалое количество времени — 66 судосуток. Когда-то во времена увлечения централизацией транспортный флот республик, в данном случае речь идет о Прибалтике, объединили в региональной Калининградской флотилии. Но Литва и Латвия оказались прозорливее: создали на своих территориях филиалы. А «Эстрыбпром» — увы... Так наш транспорт ушёл в голубую морскую даль безвозвратно. Что с воза упало, то пропало: бессильными, восстановить справедливость, сейчас оказались и приказ министра и распоряжение других ответственных лиц. А объединение, лишившись своего транспортного флота, не могло не ощутить брешь в экономике. Цифру простоев по этой причине вы помните.
Если решение проблемы недостатка горючего лежит за пределами нашей территории, то недостаток транспортных судов можно как-то компенсировать собственными силами. Тем более, в период снизившейся добычи, когда часть флота стала ощутимо нерентабельной и в результате его естественного старения, и по причине невозможности силами и средствами объединения осуществить ремонт, полностью обеспечить флот всем необходимым для его стабильной работы. Так отразился на жизнедеятельности «Эстрыбпрома» развал и распад существовавшей системы.
Проблема занятости вставших на прикол судов — сложная в решении проблема. Сдать их в аренду, фрахт, законсервировать — предложений довольно много. Выделю одно из них — использовать часть судов в транспортном варианте. Прозвучало оно и на состоявшемся не так давно собрании начальников отделов и подразделений. Прозвучало, уже обретя конкретность и реальность. Но прежде конкретизирую саму идею: транспортными предлагается сделать обе наши плавбазы и три производственных рефрижератора. Одна из плавбаз — «Станислав Монюшко», простояв два с половиной месяца, принесла объединению два с половиной миллиона убытка. «Фридерик Шопен» провел четыре с половиной года в Клайпеде на капитальном ремонте. На днях он возвратился в Таллинн, сделав после ремонта свой первый рейс, но не в производственном, а транспортном варианте.
«Шопен» уже старичок, 26 лет бороздит моря и океаны. Мне сказали, что служить плавбазе осталось еще лет десять, и протянувшийся почти пять лет капитальный ремонт для нее последний. Причем начался он как ремонт текущий, со сроком полтора года, на западном СРЗ. Система уже сложилась, выпасть из нее чрезвычайно трудно. «Шопену» не удалось. Выглядит это так: сначала на ремонт выделяется сумма заведомо недостаточная, рассказывает капитан, завод она устроить не может, и это объективно. Судовладелец начинает процесс ее рассмотрения и корректировки, судно стоит. Потом у завода появляется масса срочной работы — заказов всегда больше, чем возможностей, а время идет, судно устаревает, ремонт текущий перерастает в ремонт капитальный. В случае с «Шопеном» сделан он был за шесть месяцев, это после того, как четыре года судно бесплодно проторчало в Клайпеде. Теперь ему предстоит «отработать» все затраты на ремонт, каждый день дорог. Но поскольку сроки ремонта бесконечно корректировались и отодвигались, заказать котлы за три месяца до завершения работ, как это обычно делается, не было возможности. И стояла бы плавбаза до января, не возникни идея сделать до установления котлов рейс в транспортном варианте.
Наверное, решила я, предложения относительно «Шопена» и этот рейс взаимосвязаны, началась реализация плана создания в объединении собственного транспортного флота. И ошиблась: существуют два факта совершенно самостоятельно. Подтвердил это и капитан плавбазы Евгений Михайлович Сахаров: рейс сделан с единственной целью: избежать дальнейшего простоя теперь уже в ожидании котлов. Экипаж удалось сохранить — основная часть его была с плавбазой в ремонте, а командный состав — полностью прежний, т. е. большинство люди, сознательно избравшие для себя именно это судно, готовые разделить успехи и неудачи. Так что решение идти в рейс без котлов как транспорт одобрили все. 3 сентября «Шопен» отдал швартовые.
Доставив топливо, гофротару и снабжение для десяти наших промысловых и подменных судов, в районе Нуадибу приняли рыбу у литовской и калининградской флотилий — емкости у плавбазы еще были. По дороге в Союз зашли в Лиссабон — судовладелец сообщил о возможности сдать там рыбную муку,— кроме того завезли в Ригу 157 тонн рыбьего жира. 28 октября плавбаза возвратилась в Таллинн. Итак, в течение рейса на борт было принято 4313 тонн мороженой рыбы, 1115 тонн рыбной муки, 150 тонн рыбьего жира, около 150 тонн утилевого снабжения. В сумме это более 6 тысяч тонн груза. Для сравнения: транспорт «Ботнический залив» берет около восьми.
Условия у экипажа, судно-то без котлов, оказались такими, в каких всегда есть место подвигу. Судомеханическая служба проявила изобретательность и на ходу «сварганила» установку для подогрева воды. Так что на гигиенические нужды теплой воды хватало, другое дело, что никакой другой, кроме теплой, из кранов уже не текло. В тропиках вдохнули жизнь в экипаж — погнали по каютам холодный воздух. Добиться горячего не удалось, и за Англией стало холодать. Раздали экипажу одеяла. Словом, это был рейс первопроходцев. Большой нагрузкой на службы легла и послеремонтная доводка, но рейс прошел спокойно, без сложных ситуаций, экипаж работал слаженно, тем более что значительная часть его уже ходила на транспортах. Были сформированы две бригады по 8 человек, но в погрузке участвовали все, включая подвахты.
Судовладелец рассчитывал на прибыль в 63 тысячи рублей, а «Шопен» взял сверх плана еще 1000 тонн груза. Для объединения, считает Сахаров, от такого рейса плавбазы большая польза: суда, ведущие промысел, не стояли, а то, что плавбаза взяла у них еще и утилевое снабжение, от которого отказываются другие транспорты, позволило разгрузить их промысловые палубы. Фланье оценил работу плавбазы на хорошо. Экипаж тоже положительно оценивает рейс. И, если плавбаза будет использоваться только в транспортном варианте, воспримет это без особых сожалений — считает капитан. Сделать из плавбазы транспорт — оказалось делом нехитрым. Полностью поддерживает использование плавбаз в транспортном варианте и начальник коммерческого отдела Николай Тихонович Савранчук. «Даже если будут небольшие убытки, плавбазы следует использовать как транспорт. Сейчас каждое судно берет на себя и топливо и продукты, плавбаза же одним рейсом обслужила 10 судов, так дешевле. Если бы это сделали другие транспортные суда, пришлось бы платить за заход валютой. Не завези «Шопен» снабжение, пришлось бы его посылать, а транспорт очень подорожал, подорожали топливо, масло, причем половина снабжения теряется в пути. Плавбаза, кроме того, взяла чужой груз, теперь фрахт за доставку очень большой, цены выросли в 2—3 раза. Да и негде им сейчас работать, плавбазам. Вон и «Монюшко» уже месяц без работы, на сегодня уже 3 миллиона убытка. Из двух зол надо выбрать меньшее». Но, считает, Савранчук, действовать следует гибко, не исключая полностью производственного варианта, ведь промысловая обстановка — дама капризная. И тут он солидарен с капитаном «Шопена».
Таковы плюсы. Да здравствует транспортный вариант!? Плюсы предварительные, которые столь же успешно могут перейти в категорию минусов, поскольку вообще никаких, даже предварительных, обсчетов предложения о переводе пяти судов в транспортный вариант не делалось, предупреждает начальник коммерческого отдела, предложения существуют сами по себе, а жизнь сама по себе, хорошо, что волей случая относительно «Шопена» они совпали.
Посчитаем минусы. Те кто «за» в качестве основного аргумента считают большую нерентабельность плавбаз, поскольку сырья для них не хватает все равно. Капитан же «Шопена», особенно не возражая против такого использования плавбазы, с мнением о ее нерентабельности не согласен. Она преувеличена, считает Сахаров, поскольку раскидывается на весь флот объединения по принципу: за себя и за того парня. Кроме того, у «Эстрыбпрома» нет своих кошельковых судов, говаривали мне, и последнее из них мы умудрились продать, а рыбу плавбазам приходится брать у чужих, так что сами понимаете... Есть и другие резоны. Устарела сама система обработки рыбы, многие годы плавбазы у нас используются очень узко, выдавая в качестве продукта в основном сырье. Николай Тихонович Савранчук привел красноречивый пример того, как оно у других. Не один год тому назад привез он в объединение ящик замечательных консервов, вкусных, красиво упакованных, и в больших баночках, и в маленьких. Делают их на такой же плавбазе, как наши. Так что возможности плавбаз в объединении далеко не исчерпаны. При правильной организации их использования, насыщении современными механизмами появится и рентабельность.
После ремонта на «Шопене» кое-что сделано: только морозильных шкафов вместо старых морозильных камер поставили шестнадцать. Вот вам еще один минус: будет стоять дорогостоящее оборудование, рыбцех, например. Капитан Сахаров, так мне показалось, душой за то, чтобы оставалась плавбаза — плавбазой. «Сделать из плавбазы транспорт не сложно»,— со вздохом заметил он, потом последовала длительная пауза. Лично мне она была понятна. Может быть это и выход — использовать плавбазы как транспорт. Но давайте вначале все-таки посчитаем. «Шопен» же тем временем отдают во фрахт, пока вроде бы на один рейс, до установки котлов.

Л. КУДРЯВЦЕВА.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старший матрос О. Аниковский.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

механик но системам И. Гаврилюк,

Фото И. ХМЕЛЕВА.