0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти БMPT-605 «Мыс Челюскин" и его экипажей. НАЧАЛО ТРУДОВОЙ БИОГРАФИИ - 05 08 1976
СНАЧАЛА был Николаев, где команда принимала судно, затем Севастополь, Камышовая бухта, откуда БMPT-605 «Мыс Челюскин" 4 февраля отправился за экватор в дальний район промысла. Начало трудовой биографии корабля, можно сказать, совпало с началом десятой пятилетки - пятилетки эффективности и качества производства. Какова же она, эта первая страница биографии судна?
В первую половину рейса промысловая обстановка радовала рыбаков. Высокие уловы, дружная работа всего экипажа - все это вселяло уверенность, что рейсовое задание будет выполнено, И все-таки поначалу приходилось трудно. Нужно было освоить механизмы и агрегаты, изучить их, довести их мощность до проектной. Это требовало и времени, и немалых знаний. Под руководством капитана-директора В. Казанцева и одного из опытнейших старших механиков объединения заслуженного рыбака Эстонской ССР С. Маркова экипаж успешно справился с поставленной перед ним нелегкой задачей — в кратчайшие сроки освоил все механизмы. Способствовало этому и соревнование с экипажами мурманских судов. Наши рыбаки не стеснялись учиться у мурманчан. Специалисты с БМРТ «Мыс Челюскин» бывали на однотипных судах Мурманского тралового флота, приглашали северян на свое судно, учились, осваивали опыт.
Вторая половина рейса была не менее напряженной для экипажа. Резко ухудшилась промысловая обстановка, значительно снизились уловы. Но и в этих условиях экипаж — а работали на судне в основном опытные рыбаки — делал все для того, чтобы не только выполнить, но и перевыполнить рейсовое задание. Борьба за рациональное использование сырья, максимальное направление его на пищевые цели дала отличные результаты. Рейсовое задание по вылову было выполнено на 113 процентов, по заморозке — на 106,4, изготовлению филе — на 328, выпуску пищевой продукции — на 106,4 процента. Лишь по выпуску разделанной продукции, несмотря на все старания экипажа, до плана не «дотянули» 0,7 процента — сказалось отсутствие подходящего сырья.
Большая работа в рейсе была проделана партийной и общественными организациями судна. Хотя коммунистов на судне было немного — десять членов КПСС и три кандидата — но парторганизация была по-настоящему боевой, коммунисты трудились на всех решающих участках производства и подавали пример всему экипажу. Секретарем парторганизации был избран второй механик Г. Александров — человек принципиальный, умелый воспитатель.
Своей основной задачей парторганизация считала мобилизацию всего коллектива на успешное выполнение рейсового задания, борьбу за претворение в жизнь решении XXV съезда КПСС. Основное внимание уделялось качеству выпускаемой продукции. Так, на одном из партийных собраний по вопросам качества и соблюдения трудовой дисциплины был заслушан помощник капитана по производству А. Хрупин. Результат такого постоянного внимания к качеству продукции — ни одной рекламации за рейс. Большую помощь в борьбе за высокое качество оказала и группа народного контроля, возглавляемая электромехаником заместителем секретаря парторганизации Д. Калиновским.
В работе пропагандистов и политинформаторов основное внимание уделялось разъяснению решений XXV съезда КПСС, воспитанию экипажа в духе марксистско-ленинской идеологии. С лекциями и докладами перед экипажем выступали капитан-директор В. Казанцев, старший механик С. Марков — он же лучший на судне руководитель группы экономической учебы, электро-радионавигатор - гидроакустик коммунист И. Цейтин, секретарь комсомольской организации радиооператор В. Смирнов и другие.
Настоящим организатором социалистического соревнования был в рейсе судовой комитет профсоюза, который возглавлял старший механик С. Марков. Каждые десять дней подводились итоги соревнования с экипажем БМРТ-606 "Мыс Арктический", и ежемесячно — с экипажами мурманских судов, работавших в том же районе. Четкая организация соревнования, постоянный обмен опытом, регулярное подведение итогов обеспечили его действенность, заинтересованное участие в соревновании всех членов экипажа. И если по итогам рейса обе комплексные бригады имели одинаково высокие показатели и получили за свою работу оценку «хорошо», то это — результат напряженного соревнования, результат участия в нем каждого члена бригады.
Среди вахт первое место в соревновании заняли вахта второго механика Г. Александрова и третьего помощника капитана П. Белоусова.
Принципиально подходил судком к присвоению звания ударника коммунистического труда. Так, перед выходом в рейс удостоверения ударников имели 47 моряков, однако к концу рейса удержали это звание лишь 39. Зато в течение рейса еще 26 членов экипажа сумели завоевать это почетное звание.
Сейчас судно находится в Дакаре. Подошел к концу межрейсовый ремонт, и скоро БМРТ-605 «Мыс Челюскин» вновь выйдет на промысел, чтобы продолжить летопись своей рыбацкой пятилетки, так удачно начатой полгода назад.
О. ГРИШИН.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Бесперебойную связь обеспечивал в рейсе начальник радиостанции Ю. Чуйкин. Он был избран членом судкома, являлся редактором радиогазеты.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Закончилась очередная вахта. Мастер обработки М. Шамарин знакомит с результатами выполнения сменного задания рыбмастера Н. Гнучева.

Фото А. ОРЕШКО.
«МАРТ СААР»: ЭКИПАЖ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА – 27 07 1976
Провожали экипаж БМРТ-253 "Март Саар" на промысле с беспокойством и надеждами одновременно. Направлялся он в отдаленный район Атлантики, новый для рыбаков "Океана", хотя там уже промышляли другие суда "Запрыбы" и, судя по сводкам, весьма успешно, но... Сошлемся хотя бы на то, что по прибытии в этот самый район
оказалось, что штурманские карты, мягко говоря, не совсем соответствовали действительности, особенно в части, касающейся рельефа дна, характера грунтов и т. п.; а самое досадное - и неожиданное - то, что основного объекта, на добычу которого был ориентирован план рейсового задания, как раз не оказалось, и пришлось дважды переоборудовать рыбцех, приспосабливаясь к обстановке. Все это не только т. н. "непроизводственные потери" драгоценного промыслового времени - а нервы, сомнения, неуверенность?
В обычном-то, так сказать, рядовом, заурядном рейсе эти моральные издержки тягостны, что же говорить об особом рейсе "Марта Саара"? Ведь это был первый рейс в новую, десятую пятилетку – пятилетку эффективности и качества. И рукой подать - до открытия XXV съезда партии...
Встречали мы экипаж «Mapта Саара» в середине июля. Торжественно, с музыкой и цветами. Как положено, встречать победителей. Капитан-директор Иван Васильевич Синькевич рапортовал: рейсовое задание по вылову выполнено на 132 процента, по пищевой рыбопродукции - на 155,3, товарная - 150,3 процента, вся рыба выпущена в разделанном виде. Изготовлено значительное количество ценной рыбопродукции, не предусмотренной рейсовым заданием...
Алела над головами моряков, собравшихся на торжественную церемонию встречи, горделивая надпись — «Экипаж коммунистического труда». В январе, когда БМРТ-253 отправлялся в дальний рейс, ее не было — высокое звание это экипаж завоевал уже на промысле. После того, как ему дважды присваивалось в рейсе первое место: сначала — это было в апреле — за наибольший вылов за месяц среди промысловых судов ЭРПО «Океан», потом — в мае — за лучшие показатели стоимости пищевой рыбопродукции, а также по вылову и заморозке.
Но это — одна сторона дела, сделанного экипажем БМРТ «Март Саар», назовем ее «стороной» эффективности. Другая — качество изготовленной рыбопродукции: рекламации на нее не поступило. Кажется, теперь это стало славной традицией «Марта Саара»: уже в рейсе экипажу траулера был вручен диплом главка «Запрыба» за высокое качество рыбопродукции, изготовленной в предыдущем, 1975 году.
ЗАМЕТКИ об этом трудном и победном рейсе БМРТ-253 начинать, конечно, следует с капитана-директора траулера. «Конечно» — потому, что именно Ивану Васильевичу Синькевичу — капитану с богатейшим рыбацким опытом и интуицией принадлежит особая заслуга в том, что удалось быстро преодолеть те многочисленные и, главное, неожиданные трудности, которые обрушились на экипаж в начале промысла. Основные из них мы уже упомянули: явно неблагополучное положение с запланированным объектом, из-за чего пришлось срочно переходить на новый вид рыбопродукции, и явное несоответствие штурманских карт реальной навигационной обстановке района промысла. Нетрудно представить себе психологическое состояние и штурманов, и абсолютного большинства рыбаков, впервые оказавшихся здесь. Капитан — тоже впервые. Но, известное дело, на то он и капитан, чтобы, упаси боже, и виду не подать, что растерялся... Но, может, он и впрямь нисколько не растерялся. Немедленно связался с капитанами других судов, которые вели здесь промысел, наведался на калининградский БМРТ «Жемчуг» (с которым немедленно заключен был договор о парном соревновании на промысле), собственными, что говорится, глазами посмотрел, что и как делается — в смысле поиска рыбы, режимов траления и т. п. И, судя по дальнейшему, посмотрел не с целью своеобразного «фотографирования» и копирования, но критически, творчески. Ибо, на удивление соседям, «Март Саар» не только быстро переориентировался на новый объект промысла, для чего, кстати, пришлось в темпе переоборудовать рыбцех, но и начал ловить рыбу значительно эффективней, чем ставший его соперником «Жемчуг". В течение всего рейса наш траулер и выходил победителем в парном соревновании с ним по всем показателям.
Это, понятно, только один пример высокого искусства капитана. А сколько их можно было бы привести — кто знает? Сам И. Синькевич — не исключение: разве запомнишь все, коль скоро требовалось проявлять это искусство, эту рыбацкую интуицию каждодневно и едва ли не каждочасно — в условиях крайне неустойчивой, быстро менявшейся промысловой и навигационной обстановки? Может, заинтересованный читатель, следивший за рейсом БМРТ-253, помнит, что писал с промысла первый помощник капитана «Марта Саара» Михаил Казаков в нашей газете от 11 мая с. г.: «... В считанные минуты ветер меняет направление и усиливается до жестокого шторма. Наползают свинцовые тучи и заволакивают все небо... Промысловая обстановка не менее капризна, чем местная погода. Вот в таких условиях приходится работать нашим штурманам и добытчикам, всему экипажу, который возглавляет один из опытных капитанов объединения Иван Васильевич Синькевич. Благодаря его судоводительскому опыту и промысловому чутью, личной неутомимости и требовательности к подчиненным плавание проходит успешно, и производственный план выполняется со значительным опережением».
ЛИЧНЫЙ пример руководителя - коммуниста, — он проявляется именно с этого, с отношения к своему долгу, своему делу. Поэтому не будет никакой на тяжки, если мы попытаемся проследить непосредственное влияние примера капитана-директора И. Синькевича на, скажем, ремонтников из бригады механика-наладчика Юло Канепа, которые показали настоящие образцы самоотверженного труда в этом рейсе. Это им пришлось дважды переоборудовать рыбцех во время промысла. Причем, имея задачу, свести до минимума простои из-за переоборудования. Но простоев не было вообще! Возможно ли сие?.. Оказывается, да. Если, во-первых, производить все ремонтные работы во время переходов, а во-вторых, если начисто отказаться от всякого отдыха и сна... Так они и поступили - Ю. Канеп, слесари Петр Лобенок, Николай Носов, Валерий Горбачев и токарь Николай Луценко. Работали круглосуточно, дорожа каждым часом, да что там часом — минутой! Правда, потом отсыпались почти в течение двух суток — тоже почти без перерыва...
Так что было о чем отчитаться на очередном партийном собрании старшему механику Олегу Шоропу, когда коммунисты обсуждали работу его лично и машинной команды в целом. Подобные отчеты и обсуждения прочно вошли в практику партийной работы на БМРТ-253. Само собой, отчитывался и капитан-директор, и другие руководители экипажа; не состоящие в партии отчитывались на общих собраниях, профсоюзных, комсомольских, на судкоме.
Что же касается старшего механика, то он мог с чистой совестью доложить не только о самоотверженном труде ремонтников, но и значительных успехах рационализаторской работы по совершенствованию и модернизации техно-логического оборудования, в которой, помимо ремонтников, самое активное участие принимали четвертый механик Николай Шестаков — член комсомольского бюро судна, и рефмеханик Вячеслав Ермолаев — член комитета комсомола промыслового флота нашего объединения. Одни из них «курировал» систему водопроводов, другой — рефсистему...
И также было о чем доложить членам судового комитета руководителю первой бригады рыбообработчиков рыбмастеру Виктору Мышкину, а его соперник — рыбмастер второй бригады Геннадий Новиков, он же парторг, отчитывался на партийном собрании. Вот один характерный пример. БМРТ «Март Саар» имел на борту полный груз рыбопродукции, и из-за отсутствия баз приходилось специально ограничивать заморозку. Люди нервничали. Наконец, появился долгожданный ТР «Хибинские горы», но сразу же — очередь. После долгих переговоров, а вернее — уговоров, на транспорте сказали: обеспечите своих людей в трюм — разгружайтесь... Тотчас на «Хибинские горы» перебрались комсомольцы матросы Владимир Мунтян, Иван Карташов, Вячеслав Барышев, счетчиком пошел первый помощник М. Казаков, на самом же БМРТ-253 вышли на подвахту моряки машинной команды и почти весь комсостав. Сутки с лишним продолжалась без перерыва напряженная работа, пока не был сдан весь груз. Зато удалось сэкономить не менее суток промыслового времени.
Так что, весьма доволен остался рыбообработчиками помощник капитана по производству Анатолий Громов, плавающий на БМРТ-253 уже три рейса подряд. Кстати сказать, он один из немногих, кому уже доводилось бывать в новом районе промысла до этого рейса «Мирта Саара». Как и добытчику Ивану Андреевичу Процюку, отличившемуся своим мастерством и в этом рейсе. Несмотря на частые порывы тралов на незнакомых коварных грунтах, промвооружение судна всегда находилось в состоянии «повышенной боевой готовности". В этом заслуга и матросов-добытчиков Ивана Горбачева, Виктора Мальцева, Михаила Зименкова, Алексея Зилотина.
...Из политдонесения с БМРТ «Март Саар»: «В начале рейса на судне имелось 42 ударника коммунистического труда. 29 членам экипажа звание ударника присвоено в рейсе.
Победителем в соревновании между бригадами дважды выходила бригада обработчиков мастера Г. Новикова, завоевавшая первое место по общим итогам рейса, а лучшей вахтой СМС признана вахта второго механика Б. Батракова (председатель судового комитета) ... Социалистическое соревнование способствовало повышению производительности труда, улучшению качества и увеличению количества рыбопродукции, выпускаемой в разделанном виде. Судно неоднократно имело максимальные выловы заморозку среди судов экспедиции.

Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Лучшая вахта электромеханической службы: второй механик коммунист Борис Батраков, комсомольцы моторист второго класса Александр Паточенко, моторист первого класса Александр Савельев. Им вручен переходящий вымпел.
Фото А. Дудченко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В таких нелегких условиях нес трудовую вахту экипаж БМРТ «Март Саар».
Фото В. Левшука.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Передовые моряки судна - помощник капитана по производству Анатолий Громов, матросы Анатолий Лошкарев, Анатолий Зубарев, Виктор Горшев, Игорь Скипидаров Николай Семенюк.
Фото А. Дудченко
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Судовой врач Анатолий Пономаренко проводит занятия с «группой здоровья».
Фото В. Левшука.
Ударный рейс «Бриза» - 20 07 1976
«Обязуемся доставить в порты сверх плана 1000 тонн рыбопродукции, дать сверхплановой прибыли за счет экономии и повышения производительности труда 100 тысяч рублей».
(Из рапорта экипажа ТР «Бриз" XXV съезду КПСС).

СЛОВО СДЕРЖАЛИ!
ВОТ и закончился этот трудный и длительный рейс «Бриза». Спущен в трюм последний строп мороженой рыбы. Лица матросов сияют улыбкой, настроение приподнятое.
Еще бы! Ведь почти полгода вдали от родной земли. Впереди - долгожданные встречи, поздравления... А самое главное - выполнен план. Даже перевыполнен: «Бриз» доставил в порты сверх задания 138 тонн рыбопродукции. Хороший подарок Родине к Дню рыбака.
А каким неудачным был старт. В начале рейса "Бриз» простоят 13 суток на рейде Щецина (конечно, не по своей вине). Много было всяких вопросов, переживаний. А главное - радиограмма из управления "Океан": "Вам предлагается к открытию XXV съезда КПСС рапортовать прямо в Москву, в Президиум съезда о своих достижениях в предсъездовском соревновании".
Было над чем задуматься и капитану Карлу Карловичу Роману, и коммунистам, и комсомольцам.
Рапорт в Москву направили, обещали сверх плана за год доставить 1000 тонн рыбопродукции - и вдруг непредвиденный простой, да еще впереди длинный переход и океан.
Пришлось срочно нагонять упущенное. С приходом на промысел экипаж трудился изо всех сил. Каждый старался внести свой вклад в повышение производительности труда, в улучшение качества продукции, в сокращение рейса.
Отлично работали производственные бригады под руководством Сергея Дуплия и Александра Изотова. На видном месте был вывешен график приема рыбопродукции и весь экипаж каждый день пристально наблюдал, сколько тонн взяла за смену та или другая бригада. Красная и зеленая линии графика то пересекались, то шли параллельно, то опять далеко расходились. За успех болела вся команд. Мотористы, электрики, радисты... Каждый на своем посту старался чем-то ускорить выполнение рейсового задания. Результаты работы освещались в стенгазете, транслировались по радио.
Трудно было бы выделить передовиков из хорошо сплоченной, дружной бригады. Каждый из трюма вылезает потный, возбужденный, утомленный. Никто не отлынивает, да и вряд ли кто посмел бы на глазах у своих товарищей... Но все же самых передовых выделить попробую: лебедчики матросы I класса Виктор Козьменко и Николай Цвилык, трюмные — матросы Михаил Куксов, Александр Кислюк, Алексей Иванов, Александр Овсянников. За весь рейс они не имели ни единого замечания, грузили короба быстро, ловко, сноровисто. Строго следили, чтобы не было боя, ломаных и мокрых коробов, экономно забивали каждый уголок трюмной емкости. За качеством продукции повседневно следили члены комиссии народного контроля и лично второй помощник капитана Э. Веедлер, который то и дело спускался в твиндеки и трюмы.
И если в предыдущем рейсе наблюдалось много боя, то в этом рейсе вся рыбопродукция была высокого качества. И в Абиджане, и в Лагосе местные фирмы не сделали ни единого упрека по адресу советской рыбопродукции. Марка «Бриза» держалась на высоте!
Значительно поднялась также производительность труда на промысле. Если в прошлом рейсе рекордом смены было 30 тонн в час, то теперь эта цифра поднялась до 33 тонн в час. Немало!
И не случайно за хорошую организацию приема рыбопродукции ТР «Бриз» от многих промсудов получал теплые отзывы и благодарности. Так, после работы с РТМ «Дионис" флагманский технолог отряда Калининградской базы экспедиционного флота Б. Нестеров писал в газету «Рыбак Эстонии»:
«... С ТР «Бриз» мы уже не один год встречаемся на морских дорогах и всегда работа с ним оставляет хорошее впечатление. Так было и на этот раз. Несмотря на то, что работа производилась на одну точку, мы уложились в одни сутки, в то время как на другие транспорты приходилось разгружаться по двое, а то и по трое суток. Работают здесь без раскачки. По-деловому решают все вопросы».

ПОДАРОК ДНЮ РЫБАКА
ВСЕОБЩЕЕ одобрение вызвало у команды «Бриза» опубликованное в газете «Рыбак Эстонии» Обращение ко всем работникам рыбной промышленности Западного бассейна. Обсудив его, экипаж «Бриза» решил «принять с промысловых судов в Северном море за три дня 1500 тонн рыбопродукции, завершить набор третьего груза».
Нелегко пришлось матросам, тем более, пошел шестой месяц рейса — люди устали. Но духом не пали.
Вот к трюму в касках, теплых жилетах спускаются трюмные матросы М. Куксов, А. Иванов, В. Люкманов, старший матрос С. Дуплий.
- Как, ребята, выдержим? Уложимся в срок?
Матросы расправляют плечи и улыбаются.
- Раз надо - значит, надо...
Среднесуточная норма погрузки установлена - 200 тонн. Но нормативы давно перекрыты. Матросы берут в среднем по 250—300 тонн, выполняя нормативы на 130-140 процентов.
Бывает, что смены не успевают. Тогда на помощь вызывают подвахту. Вот и здесь, в Северном море, на подвахту вышли четвертый штурман И. Н. Русакович, мотористы Волков, Пименов, электросварщик Русаков, токарь Чабан. Пришел даже радиооператор Н. И. Богданов, который по уставу освобожден от физических работ.
Три дня и три ночи с высоким напряжением трудился экипаж «Бриза». На борт принято 1500 тонн рыбопродукции!
НЕЛЬЗЯ сказать, что на «Бризе» все идет как по маслу. Встречаются недостатки и в обучении, в и воспитании моряков, особенно молодых. Иногда и «старички» добавляют забот... Но в целом команда «Бриза» — это дружная сплоченная семья, для которой честь судна прежде всего.
Случилась в рейсе неприятность — поломался брашпиль: рассыпалась фрикционная муфта, погнулся приводной вал. Ситуация такая, что хоть возвращайся в порт, не выполнив задания.
Собрал старший механик Г. П. Изотов своих подчиненных,
— Ну, что, «мотыли», сами сделаем или помощи будем просить?..
Напряглись хмурые лица мотористов-электриков.
— Оно, конечно, в пору хоть домой, но не к лицу нам тащиться в порт. Сами осилим.
И закипела работа. Электромеханик Ю. Леонидов занялся электромотором. Четвертый механик П. Лойтметс — приводным валом и фрикционной муфтой. Сюда же подключились газосварщик В. Русаков, токарь А. Чабан.
Пришлось изрядно каждому поломать голову, повозиться, попотеть, но уже через день старший механик с гордостью доложил капитану, что брашпиль введен в строй. Ни на час не прекращая промысловые работы, «Бриз» продолжал набор груза.
Большое значение на «Бризе" придается созданию так называемого микроклимата, то есть обстановки взаимного уважения, доверия и внимания, в которой каждый чувствовал бы локоть товарища.
Участились как-то случаи дисциплинарных проступков. Капитан, конечно, не оставил их без наказания. В свою очередь местком, комсомольское бюро, редколлегия стенгазеты приняли меры по своей линии. В частности, местком решил при подведении итогов соревнования между сменами в первую очередь обращать внимание на порядок и дисциплину в бригадах, тогда как раньше доминирующим фактором было количество принятой рыбы.
За каждое нарушение стали снимать по 10 баллов. Это заметно повлияло на укрепление дисциплины. При подведении итогов соревнования также стали учитывать активность в экономической, специальной и общеобразовательной учебе моряков, участие в общественной жизни, порядок в каютах, внешний вид и т. п.
Соревнование стало более предметным и сравнимым. Это обеспечило дальнейший подъем производительности труда, оживилась общественная работа, упрочились порядок и организация на судне.
... Девять лет ТР «Бриз» носит почетное звание экипажа коммунистического труда. И есть все основания надеяться, что сохранит за собой на долгие годы.

В. ВАСИЛЬЕВ, первый помощник капитана ТР «Бриз».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Смена старшего матроса Сергея Дуплия была в рейсе лучшей.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В рейсе отличилась и вахта, которую возглавляет четвертый механик Тойво Лойтметс.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Достойно несет вахту коммунист, радиооператор второго класса Николай Богданов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На трудовом посту — четвертый помощник капитана Иван Русакович.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ремонтом брашпиля заняты специалисты, руководимые старшим механиком Георгием Изотовым.
Памяти РТМС-7510 «МУСТЪЯРВ» и его экипажей. РЕЙС, ДОСТОЙНЫЙ ПЯТИЛЕТКИ – 31 07 1976
Минувший День рыбака явился важным рубежом для экипажа "Мустъярва" в борьбе за успешное выполнение заданий первого года десятой пятилетки. За три месяца нахождения на промысле, рыбаки не только досрочно выполнили, но и значительно перевыполнили годовой план по филе - на 122.4 процента.
А вот как с другими показателями рейсового задания: план по вылову выполнен на 101 процент, мороженой рыбопродукции - 118, выпуску пищевой продукции - 132 процента; разделанной рыбопродукции изготовлено 340 тонн вместо запланированных 200 тонн.
А рейс продолжается. Иначе говоря, рыбаки "Мустъярва" работают со значительным опережением рейсового задания по всем основным показателям.
И продолжается социалистическое соревнование, которое уже принесло замечательные результаты. Ежемесячно подводятся итоги напряженного трудового соперничества между бригадами и вахтами. Второй раз подряд завоевывает первое место в соревновании вторая комплексная бригада, возглавляют которую мастер обработки Э. И. Таммкун и мастер добычи В. Н. Колтун
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

(на снимке вы видите его с матросом первого класса коммунистом В. Юдиным за ремонтом трала).
Активное участие в производственной деятельности экипажа принимает комсомольская организация. Это ей принадлежит главная заслуга в проведении на судне операции «Качество».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Одного из ее организаторов — групкомсорга машинной команды слесаря Кирилла Узуна — вы видите на следующем снимке: групкомсорг занят обработкой рыбы во время подвахты. Кстати, подвахта, в которой работает комсомолец К. Узун, занимает первое место в соревновании за наибольший выпуск разделанной рыбопродукции...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На очередном снимке — член комсомольского бюро мастер обработки Николай Мильяненко проверяет вес брикетов выпущенного филе. Деятельное, заинтересованное участие в борьбе за высокое качество рыбопродукции принимают и другие комсомольские активисты, особенно хочется отметить групкомсорга второй комплексной бригады Иосифа Кохоновича и члена комсомольского бюро трюмного Матроса Виктора Гриценко, которые осуществляет тщательный контроль за качеством упаковки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не допускает пересортицы рыбы и неточности веса брикетов комсомолец матрос Станислав Лемейда, которого вы видите у пульта управления морозильного аппарата. С чувством высокой личной ответственности за качество выпускаемой рыбопродукции и высокую эффективность производства трудятся все комсомольцы, молодежь экипажа.
Высокая активность в решении производственных задач сочетается у рыбаков «Мустъярва» с активностью и в общественно-политической жизни. Еще одно подтверждение тому — кампания, проведенная на судне с целью сбора подписей под новым Стокгольмским воззванием Всемирного Совета Мира. На общесудовом митинге была принята резолюция, в которой говорится: «Мы, рыбаки РТМС-7510 «Мустъярв», целиком и полностью одобряем и поддерживаем новое Стокгольмское воззвание и присоединяем свои голоса к требованию — остановить гонку вооружений, сделать разрядку международной обстановки необратимой. Мы стоим за прочный и справедливый мир..."
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На этом снимке вы видите матроса Михаила Потапского, который ставит свою подпись под Стокгольмским воззванием.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На последнем снимке запечатлен момент досуга рыбаков в часы, свободные от напряженного труда. В честь Дня рыбаков на судне был проведен шахматный турнир, который вызвал исключительный интерес у моряков. Сошлись в шахматном поединке достойные соперники — машинист РМУ Павел Деркач (слева) и третий механик Андрей Каблуков...
Вот так — и напряженно постродовому, и интересно проходит на РТМС «Мустъярв» нынешний рейс. Рейс, достойный пятилетки эффективности и качества...

В. ПОМОЗОВ, первый помощник капитана.

Снимки матроса В. ОЛОНЕНА, нашего нештатного фотокорреспондента.
ТРОЕ С «БОРЫ» - 13 07 1976
Недавно в родной порт после почти полугодового плавания возвратился экипаж транспортного рефрижератора «Бора». Трудности в выполнении рейсового задания на этот раз оказались весьма большими.
Судно было задержано на месяц больше срока в межрейсовом ремонте. К тому же на него погрузили очень много различных материалов для передачи на промысел другим судам. Все это, казалось, неблагоприятно отразится на результатах рейса.
Однако сплоченный, умелый экипаж "Боры" так организовал работу, что рейсовое задание не только было выполнено, но и намного перекрыто. Планом предусматривалось перевезти за рейс 6150 тонн рыбной продукции, перевезено же — 8173 тонны. Перекрыто задание и по сдаче рыбной продукции на импорт. Прибыль за рейс составила 508 тысяч рублей, из них 275,2 тысячи рублей — сверх плана.
Самоотверженно трудился весь экипаж. Свою лепту в успех коллектива внесла и молодежь, которой на судне в этом рейсе было больше половины экипажа.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Весь рейс прекрасно работала вторая бригада, возглавляемая инициативным и знающим моряком Виктором Шавела. Бывали дни, когда смена комсомольца Виктора Шавелы загружала за смену около 200 тонн рыбной продукции.
Это был рекорд, который никто не мог превзойти. Бригада В. Шавелы вышла победителем социалистического соревнования за рейс.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

То, что молодежь, комсомольцы «Боры» отлично трудились, заслуга и секретаря комсомольской организации, четвертого механика Леонида Водопьянова. Он был запевалой всех добрых начинаний и в труде, и в организации досуга экипажа, и в проведении экономической, политической и общеобразовательной учебы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Более десяти лет плавает на судах нашего флота Юлиус Тээнэр. Он высококвалифицированный радист, ударник коммунистического труда. Юлиус прекрасно справлялся в рейсе со своими основными обязанностями, активно участвовал в общественной работе. Этот рейс ему запомнится еще и тем, что он был принят кандидатом в члены КПСС

Фото М. НИКАНОРОВОЙ
Памяти БМРТ-536 «Херман Арбон» и его экипажей. ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ – 24 06 1976
БМРТ-536 «Херман Арбон» закончил свой последний рейс со знаменательным результатом: план по вылову выполнен на 105 процентов, в том числе по заморозке — на 112 процентов, по рыбной муке — на 89 процентов. Иными словами, почти вся выловленная рыба шла на выпуск пищевой продукции. Качество ее также оказалось высоким: рекламаций нет.
Наш корреспондент попросил капитана-директора Дмитрия Кирилловича Бурлака рассказать, как экипаж судна добился таких результатов.
Д. Бурлак. Борьба за высокое качество продукции у нас велась по всем направлениям. Поэтому я предлагаю пригласить на нашу беседу первого помощника капитана Федора Денисовича Гринько и технолога Василия Яковлевича Слюсаря. Им и предоставить первое слово.
В. Слюсарь. Можно сказать, что борьбу за качество продукции мы начали задолго до появления самой продукции, т. е. с момента выхода в рейс. Прежде всего, со всеми рыбообработчиками проработали положения государственных стандартов и технических условий по выпуску рыбопродукции, разобрались, какие бывают виды брака и по какой причине они возникают. Поставили такую задачу: ни одной рыбки, не отвечающей ГОСТу, не должно попасть в брикет.
С этой установкой и начали промысел. Вначале было трудновато. Во-первых, отсутствовал навык. Ведь один из наиболее часто встречающихся недостатков мороженой рыбы - несоответствие ГОСТу по размеру. А без привычки трудно на глаз определить разницу в 1—2 см. Но мы решили так: пусть первое время будет некоторым проигрыш во времени, потом он наверстается, но зато рыбообработчики, что называется, набьют и глаз, и руку на нужный, размер. Во-вторых, строго следили за состоянием рыбы.
Д. Бурлак. Я уже сказал, что борьба за полное использование и качество рыбы велась комплексно. Один из элементов этого комплекса — тесная связь между штурманской рубкой и рыбцехом. Как это ни казалось заманчивым, но больших подъемов мы старались не допускать. Если же такое случалось, то при выливке рыбы не поднимали куток вертикально, а использовали специально сделанные карманы в боках, которые легко открывались и заделывались. А в некоторых случаях и разрезали трал. Теряли немного во времени — выигрывали в качестве рыбы. Но, как правило, подъемы мы старались делать небольшими, но чаще. За рейс у нас было проведено немногим более шестисот тралений при среднем подъеме в 6,5 тонны. Продолжительность тралений устанавливали по потребности. Если из цеха поступал сигнал, что рыба кончается, то начинали выборку, чтобы цех не простаивал. Таким образом, на заморозку шла только самая свежая рыба.
В. Слюсарь. Строго следили также и за технологией. Не смешивали рыбу разных уловов. Как бы мало ее ни оставалось в бункере, новый улов выливали в ванну. А, как вы видели, у нас ее выбирать из ванны легко, она не мнется ковшами транспортера, обходимся без него, не разбивается о борта ванны.
Также и остальное оборудование цеха было направлено, прежде всего, на сохранение качества рыбы. Мы несколько переоборудовали филейные машины таким образом, что отпала необходимость в зачистке пленки. Это и ускорило работу, и освободило рабочие руки, и улучшило качество филе. Размещены машины (их у нас три) так, чтобы по возможности сократить переноски рыбы, филе, избежать выгрузки филе и разделанной рыбы из ванн зюзьгами. В этом мы выигрывали во времени, которое вначале ушло на обучение рыбообработчиков, а затем позволило более тщательно вести сортировку рыбы при заморозке.
Определенный выигрыш во времени дают нам и наши тележки. Как вы видели, они у нас несколько иной конструкции, чем на других судах, — не требуют зажимания противней.
Эти моменты, сберегающие нам и время, и рабочие руки, позволили почти полностью отказаться от помощи подвахт. Подвахта выходила только на изготовление филе из скумбрии, а когда перешли на вылов других пород, то с разделкой справлялись одни рыбообработчики — вполне квалифицированные и умелые люди. Да и мастерам легче работать с одной своей бригадой, чем попутно еще и обучать подвахту.
Ф. Гринько. Мне хотелось бы сказать о большой организационной работе, которая была проделана в ходе борьбы за качество. Прежде всего, этот вопрос в том или ином разрезе стоял почти на каждом партийном и комсомольском собраниях. Были организованы посты по проверке качества на всех этапах работы — от промысловой палубы до трюма. От внимания поста, например, не укрылась такая, казалось бы, мелочь; при спуске в трюм от резкого удара смещались брикеты внутри короба, рыба мялась, повреждалась глазурь. К замечанию прислушались, в трюме на конце лотка установили амортизатор Наши общественные контролеры настолько "вошли во вкус», что иногда подсказывали и мастеру, если, по их мнению что-то было не так, и мастер принимал решение.
У нас также под председательством капитана-директора была создана комиссия по качеству. В ее состав вошли председатель группы народного контроля, механик-наладчик, наиболее активные и знающие дело матросы. Проводились "дни качества», в которые члены комиссии вникали во все мелочи с исключительной дотошностью и скрупулезностью. Находили и кое-какие недостатки и кое-что подсказывали. Но самое главное — и мастера и рыбообработчики видели всеобщее внимание к их труду, всеобщую заинтересованность в результатах работы именно с точки зрения качества.
Да и никому не хотелось попасть в акты проверки комиссии; ни тем более в «Комсомольский прожектор».
Когда мы в рейсе получили сообщение о том, что передовые экипажи включились в борьбу за то, чтобы не менее восьмидесяти процентов вылова шло на пищевые цели, то для нас это было уже вполне естественно, никаких новых мероприятий не пришлось проводить. Все это вытекало из требований самой жизни, из Директив XXV съезда КПСС. Само время сейчас таково, что работать по-прежнему нельзя, люди сами ищут и находят новые пути к повышению эффективности производства.
Д. Бурлак. Да, это заметно. Я уже был пятый рейс на этом судне и этот последний отличается от предыдущих какой-то особой заинтересованностью и серьезностью команды к решению многих вопросов, которые раньше казались второстепенными. И один из них — качество нашей продукции.
В. Слюсарь. Что еще можно сказать о минувшем рейсе? Не могу не вспомнить о работе мастеров по обработке К. Смирнова и Р. Ракштиса. Кроме большого опыта, как у Константина Александровича, например, их обоих отличала еще и исключительная добросовестность и ответственность в работе. Они были настоящими командирами в цеху. Отлично справлялся с работой, во многом помог механик-наладчик т. Голубев. Он, как говорится, «схватывал на лету» и явился автором многих усовершенствований и приспособлений, сыгравших большую роль. Например, оборудование было настроено одновременно на обработку различных пород рыб, экономно использовались электромоторы, что позволило механизировать большое число процессов. Вообще должен сказать, что механизация — один из важнейших путей повышения качества. Хотелось бы, чтобы большую активность в этом вопросе проявлял технический отдел. Ведь наши результаты — далеко не предел, это только первые шаги в нужном направлении.
Д. Бурлак. И в этом требуется помощь и со стороны других отделов объединения. Вот, например, по добыче. Мы поднимаем хека три-четыре тонны, а рижане или калининградцы, идущие борт о борт с нами, — по 10—12 тонн. А весь секрет — в тралах «Хек-2 м», которых у нас до сих пор нет. Затем — самый большой вопрос — базы. Как уж и говорить-то об этом! Все старания и усилия экипажа в рейсе могут быть сведены на нет двухнедельным простоем в ожидании баз. Так что я хочу еще раз сказать: нельзя идти к повышению качества только каким-то одним, пусть и очень важным путем. Наступать надо на всех направлениях.

Беседу вела Н. МОЛЧАНЮК.
Памяти СРТ-4557 и его экипажей. ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ ЭКИПАЖА - 19 06 1976
Рейс среднего рыболовного траулера 4557 с 20 февраля поз 2 июня под командованием капитана В. Н. Ступина совершался с опытным составом экипажа.
Об этом рассказал второй штурман Амирша Изматуллин. Почти все матросы, члены машинной команды и комсостав остались на судне с предыдущего рейса. Среди коллектива было несколько человек, имеющих многолетний стаж работы на промысле. Это капитан Владимир Ступни, стармех Николай Федоров, второй помощник капитана Амирша Изматуллин, матросы Павел Красавин, Владимир Овчухов и другие.
Такой подбор коллектива позволил справиться с планом добычи, несмотря на большие осложнения на промысле. Февраль выдался с очень неспокойной погодой, в марте штормовали 18 суток.
В этих трудных условиях сумели использовать с наибольшей возможностью каждый погожий день. Старший мастер добычи Тойво Никкорев и его помощник Валерий Шумаев держали промвооружение в постоянной готовности. Матросы-добытчики исполняли все распоряжения быстро и четко.
С улучшением погоды успешнее пошел лов сайды. Иногда выпадали подъемы до 100 центнеров за одно траление. Удавалось все уловы рыбы сдавать на перерабатывающие суда. Хорошо принимали сайду производственный рефрижератор «Аугуст Корк», а в конце рейса производственный рефрижератор «Советская Родина».
Ход промысла отражался в судовой стенгазете «Маяк». Членами редколлегии были начальник радиостанции Леонид Шалькевич, третий помощник капитана Павел Трайнин, моторист Иван Решетнюк. Отличились в рейсе и отмечены благодарностями помощник мастера добычи Валерий Шумаев, второй механик Иоханнес Росин и другие.
Довольна осталась команда своим поваром Винцентом Брониславовичем Герасимовичем.
В итоге общих усилий план добычи был выполнен почти на 140 процентов.
Сейчас на судне завершается ремонт. Скоро оно уйдет в очередной рейс.

А. НЕСТЕРОВ.
Памяти СРТР-9031 «Косе» и его экипажей. СОРЕВНОВАЛИСЬ НА РАВНЫХ - 12 06 1976
ДНЮ РЫБАКА — ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ

В конце декабря прошлого года вышел на промысел в Атлантики средний рыболовный траулер-рефрижератор 9031 «Косе» под командованием капитана А. П. Смородина. Не баловало людей зимнее море. В Ла-Манше пришлось им выдержать экзамен на двенадцати балльный шторм.
А в районе добычи, куда прибыли в январе, кроме сложных метеорологических условий, предстояло держать еще одно испытание. Дело в том, что при выходе из Таллина экипаж заключил договор на социалистическое соревнование с коллективом среднего рыболовного траулера-рефрижератора 9139 «Пидула», которым руководил капитан В. А. Спицын. Прямо скажем, соперник попался исключительно сильный.
Добычу сардины начали успешно. Старший мастер добычи Н. Степовиков, его помощник В. Кирута, матросы
Николай Пенза, Александр Потапов, Станислав Исайкин, да и вообще весь состав добытчиков, действовали уверенно, слаженно. И рыбу ловили, и сохраняли промвооружение. Кстати, кошельковый невод взяли в рейс уже бывший в употреблении, с износом на пятьдесят процентов. Но при заботливом уходе он работал неплохо и находился постоянно в промысловом состоянии. Забегая вперед, надо сказать, что при следовании с промысла в Таллин невод был сдан другому судну, идущему на промысел, в том же удовлетворительном состоянии.
— Начало работы, — говорит стармех Анатолий Сергеевич Крыжановский, — было успешным. В феврале заняли первое место по вылову. Получили поздравительную радиограмму руководства «Океана».
Много усилий для безотказного действия палубных механизмов приложил третий механик Тийт Арусоо. Вообще судну предстоял заводской ремонт. Но механико-судовая служба нашла, что можно сделать еще один рейс. Поэтому на промысле машинная команда провела большой объем профилактических работ. Отремонтированы вспомогательные двигатели, произведена зачистка и пропарка танков, в машинном отделении окрашены намеченные объекты.
За рейс в машинной команде проведено девять занятий. Темами их были борьба за живучесть корабля, устройство противопожарной и других систем, конструкция судна и т. п. Активное участие здесь принимал второй механик Евгений Семенов.
Между тем соревнование с СРТР-9139 набирало темпы. Экипаж «Косе» вначале взял обязательство план вылова выполнить на 103 процента. Этот показатель был превзойден. Однако и соперники — рыбаки СРТР «Пидула" день ото дня также наращивали свой успех. В результате они опередили «Косе» приблизительно на триста центнеров и вышли победителями в парном соревновании.
Правда, экипаж СРТР-9031 «Косе» также добился значительного успеха. Он добыл более семнадцати тысяч центнеров рыбы, выполнив задание, по предварительным данным, почти на сто сорок шесть процентов.
Выполнены со значительным превышением и другие пункты социалистического обязательства, сэкономлены промвооружение, горюче-смазочные материалы.
Хорошо принимал рыбу от судна коллектив плавбазы «Фридерик Шопен», а также производственные рефрижераторы «Советская Родина», «Буревестник».
Только второй рейс ходит на промысел молодой акустик Евгений Корытов, а уже зарекомендовал себя знающим специалистом. Начальник радиостанции Иван Жариков обеспечил по трансляции регулярные радиопередачи. Экипаж постоянно был в курсе последних событий.
Партийная организация (секретарь второй штурман Александр Бычков) помогала профсоюзной организации (председатель судкома Анатолий Крыжановский) в том, чтобы социалистическое соревнование было конкретным и действенным.

А. НЕСТЕРОВ.
ПРОМЫСЛОВЫЕ СУТКИ «РЫБАКА БАЛТИКИ» - 08 03 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЭТО судно выглядит очень внушительно, когда гордо возвышается у причалов Таллинского морского рыбного порта, возвратясь из очередного рейса. Оно крепко и надежно, когда проходит штормовые мили Северного моря или Атлантики. Это судно без устали трудится на промысле. Это судно — плавучий рыбозавод «Рыбак Балтики», построенный польскими судостроителями в 1972 году.
Если взглянуть на небоскреб-плавбазу в разрезе, то можно сразу отметить — почти все на судне отдано переработке и хранению рыбы. Цеха по производству пресервов, заморозке, изготовлению соленой готовой, — везде круглосуточно движение и труд. Современная техника служит человеку. Главный двигатель, рефустановка, охлаждающие камеры, трюмы... И все это заключено в крепком корпусе, обладающем прекрасными мореходными качествами.
Каждые четыре часа сменяются люди. Из цехов от машин, механизмов, приборов, с вахт на отдых идут отработавшие свою смену моряки. Заступают на вахту отдохнувшие...
Как же проходят сутки, те промысловые двадцать четыре часа, результаты которых подводятся каждое утро?
Когда смотришь с высокого борта плавбазы на толчею судов, кажется, что находишься в самом центре промысла, хотя основная их масса где-то на самом краю горизонта. Именно туда, в самую гущу «кошельков», направляется, тяжело опадая на нос, нагруженный по самую ватерлинию наш тезка — «Рыбак Латвии». Справа производит циркуляцию и готовится к швартовке нового траулера «Ленинская искра».
Близится вечер. Уже на вахте старшего помощника капитана А. Васильева поступают заявки от заметавших судов. Образуется очередь. По предварительным данным, уловы неплохие. Теперь основная задача «Рыбака Балтики» — принять улов, чтобы траулеры смогли произвести еще один успешный замет. А может быть, и два... Так что обе стороны заинтересованы в быстрой и оперативной работе.
Ответственным был последний рейс судна в 1975 году, завершающем году девятой пятилетки. Словом — рейс итогов. Достаточно сказать, что экипаж рапортовал о выполнении планов девятой пятилетки по производству пищевой рыбопродукции 26 октября. Задания по производству пресервов, соленой готовой, финансовые показатели были выполнены еще раньше — к середине года. Оставался еще один показатель — производство мороженой рыбопродукции. На первое декабря это задание было выполнено на 98,8 процента. Через несколько суток и этот последний рубеж был достигнут. 9 декабря руководство объединения поздравило экипаж с высоким трудовым достижением — завершением плана по всем показателям. Если говорить о мороженой рыбопродукции, то за пятилетку в цехах судна было произведено свыше сорока тысяч тонн груза — двойной тоннаж такого гиганта, как «Рыбак Балтики».
В этом рейсе свежье поступало неплохо. Среднесуточный прием составлял 138 тонн при плановых 105, причем на изготовление пищевой продукции направлялось 125 процентов к плановому заданию.
К часу ночи подходим к СРТР-9122. Быстрая и четкая швартовка. И в бункера пошла свежая сардина. На вахте — бригада старшего мастера Е. Бичикова. Коллектив в основном состоит из молодых моряков. Но планомерная организаторская и воспитательная работа не пропала даром. Бригада, возглавляемая Егором Федоровичем, по результатам рейса признана лучшей среди морозильщиков. На вахте в рефотделении второй механик Б. Макаренко и рефмоторист В. Ромашин. Эта вахта также на итоговом судовом собрании признана передовой. За два с небольшим часа на борт плавбазы принято 54 тонны.
Следует пауза, и утром подходим к CPTP-9161. У того улов невелик — всего 16 тонн. Через час плавбаза — снова в толчее судов. Эстонские суда дрейфуют рядом — даже ночью держались вместе. Минуем скопления траулеров из латвийской флотилии. Их обрабатывают плавбазы «Алексей Поздняков», «Николай Данилов», «Даурия». С последним судном «Рыбак Балтики» ведет парное социалистическое соревнование. С траулеров 9110 и 9078 снимаем сорок тонн. Одновременно «десятке» даем воду...
А на «Рыбаке Балтики» в разгаре хлопоты по снабжению промыслового флота. К борту подходят шлюпки с БМРТ-431 и 355, ТР «Аугуст Якобсон». Каждые сутки вносят изменения в ход рейсового задания. Когда добывающие суда в пролове и прием составляет менее 50 тонн, рыбообработчики переходят на хозяйственные работы. Но в этом рейсе подобной необходимости не было. Когда подвели итоги рейса, то оказалось, что среднесуточный прием составил 156 тонн, что составило 149 процентов к плану. Все добывающие суда — 14 из них Рыбакколхозсоюза и 8 из «Океана» успешно выполнили рейсовые задания. И в этом тоже немалая заслуга «Рыбака Балтики».
С 15.40 до 18.45 с СРТР-9107 сняли 42 тонны. Завершает сутки работа с СРТР-9097. Прием составил больше, чем с других судов, — 58 тонн. Итого за сутки на борт принято 211 тонн свежья. Заморожено 115 тонн, изготовлено 7088 банок пресервов. Все бригады перевыполнили свои суточные задания. Особенно заметен успех третьей бригады под руководством старшего мастера И. Плещева, добившейся выполнения плана на 209 процентов. Судно в целом завершило трудовые сутки с перевыполнением плановых нормативов в полтора раза. Эти результаты стали сразу известны экипажу. Они зафиксированы на судовой доске показателей, проанализированы в радиогазете.
Таковы эти промысловые сутки, наполненные трудом всего коллектива эстонской промысловой флотилии. И ее флагмана — плавбазы «Рыбак Балтики».

Б. АРТЮХОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Связь с промысловыми судами поддерживает четвертый штурман Василий Мартыненко.

Фото В. Грузинова и В. Соколова.
Памяти СРТР-9139 и его экипажей. УДАЧНЫЙ СТАРТ - 03 06 1976
ДНЮ РЫБАКА - ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ!

Уходили в самый разгар зимы, когда до Нового года оставалось чуть меньше недели. Даже самые стойкие нахлобучили меховые шапки, и, несмотря на предотходные горячие хлопоты, взгляд иногда косил в сторону таллинского рейда, откуда сквозь марево парящей воды показывались горбатые спины льдин. Новый год встречали уже на переходе.
Для моряков СРТР-9139 очередной рейс стал своеобразным стартом в новое пятилетие. Экипаж судна, соединенный кровными узами со своей Родиной, вступающей в новый этап развития, был готов внести достойный вклад в выполнение задач, стоящих перед рыбной промышленностью.
Судну после окончания рейса предстоял капитальный ремонт. Поэтому социалистические обязательства, принятые экипажем, определялись временем эксплуатации в 1976 году. На собрании экипажа председатель судового комитета старший механик Александр Бескаравайный суммировал поступившие предложения: выполнить рейсовое задание (оно же годовое) на 110 процентов, сэкономить горюче-смазочных материалов 2 процента, промвооружения — 5 процентов. Аргументом, подкрепляющим выполнение производственных показателей, явилась и многогранная воспитательная работа, развернутая партийной организацией судна. Главное внимание было уделено изучению «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы». Агитаторами, которые выступали перед экипажем, были секретарь первичной партийной организации второй штурман Анатолий Михайлов, коммунисты — старший помощник капитана Леонид Разуваев, третий механик Владимир Баха-рев, повар Иван Юшин.
Экипаж СРТР-9139, возглавляемый капитаном Владимиром Александровичем Спицыным, спешил в район промысла. И вот судно прорывается сквозь тоскливую туманную мглу Балтики и Северного моря, проходит тревожный Ла-Манш и вниз — по убивающим широтам, сквозь штормовой Бискай подхватываемое попутным пассатом. Лед, уцепившийся за леера, стрелы, оттяжки, тает, солнце начинает слепить глаза, голубеет вода, и веселей идут дела на палубе у стосковавшихся по настоящей рыбацкой работе моряков. В теплой дымке тают темные холмы Пиренейского полуострова, плавные валы уже по-океански могучи.
Январь — морозный, туманный январь становится солнечным, душным.
К приходу на промысел все было готово. Старший мастер добычи Геннадий Демичев был одним из тех моряков, на кого особенно надеялся экипаж. Он ходит под «кошельком» с 1969 года. Его профессиональное мастерство ковалось в многочисленных рейсах. И хотя члены палубной команды Юрий Чернышев, Владимир Азаров, Александр Овчинников, Иван Задворный не были новичками в море (они плавали на БМРТ), кошельковый лов для них был знаком в основном по рассказам друзей. Но первый судовой «праздник» — учебный замет, и затем последовавшие за ним еще сто все поставили на свои места. Палубная команда успешно справилась со своими обязанностями. Были ли неудачи? Да, были. Отдача и выборка невода в штормовом океане — не прогулка по асфальту. И хотя невод был старым и требовал особого ухода, в нужный момент он был готов к работе. И команда «пошел невод" никого не застала врасплох.
Итак, 10 января начались промысловые будни, добыча рыбы, для чего и вышли за пять тысяч миль моряки СРТР-9139. Результаты всем известны — план выполнен на 152 процента (без корректировки). Выловлено 1822 тонны рыбы (в основном — сардина, с небольшими уловами скумбрии, ставриды и сардинеллы). Когда беседуешь с рыбаками по приходу в порт, то в оценке рейса проскальзывает и такая мысль: да, план перевыполнен, вылов неплохой. Но ведь за то же промысловое время можно было добиться большего. Что же помешало показать лучшие результаты? Отсутствие, вернее, недостаток плавбаз, принимающих свежье. Ведь порой судно дрейфует с распущенным неводом в ожидании базы до двух суток. И таких промысловых суток, когда идет большая рыба, наберется не одна неделя. Сколько раз приходилось проявлять моряцкую находчивость радисту Владимиру Стукачеву, чтобы заручиться согласием чужих плавбаз, принять улов. Особенно напряженная обстановка сложилась в феврале, когда всю массу добывающих судов «Океана» и Рыбакколхозсоюза обслуживали «Фридерик Шопен" и «Станислав Монюшко".
И все же рыбаки были верны слову. Ко дню открытия XXV съезда КПСС перевыполнение рейсового задания уже составляло около 500 тонн. В одно время с СРТР-9139 на промысле работала СРТР-9031 и 9045, между ними шло тройственное соревнование. Экипаж «тридцать девятого» опередил «тридцать первый» на 70 тонн, a 45-й — на 170 тонн.
И вот — снова берег, снова родной порт, Уходили зимой, а вернулись в мае, когда земля наполняется весенним гулом и цветением. А на берегу предстояла большая работа. Судно нужно на промысле. По решению руководства объединения оно снова отправится после межрейсового ремонта в море. Инспекторский смотр, состоявшийся 21 мая, дал хорошую оценку техническому состоянию судна, выполненные в рейсе профилактические работы по ремонту механизмов и судовых устройств дали свои результаты. В этом немалая заслуга и второго механика Виталия Бугаева, и электрика Владимира Русаева и, конечно, старшего механика Александра Бескаравайного, принятого в море в члены КПСС. Экипаж выступил с инициативой — обеспечить эксплуатацию судна в течение года, совершить еще два рейса. Капитальный ремонт произвести в 1977 году.
СРТР-9139 скоро снова покинет Таллин. Экипаж выйдет в океан, в голубой простор и напряженные промысловые будни, чтобы еще больше увеличить свои вклад в рыбацкую пятилетку.

Б. АРТЮХОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СРТР-9139. Члены экипажа Александр Бескаравайный и Юрий Топорец заняты проверкой работы брашпиля,