0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Проблемы и успехи социалистического строительста в СССР и УСЛ- Эстрыбпром (153)
УДАРЬ МЕНЯ!.. – 23 05 1971
Фельетон
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В НАЧАЛЕ января текущего года в Северо-Западной Атлантике разыгралась страшной силы буря. Нет, не в океане. На борту БМРТ-248 "Йохан Кёлер". Этот ураган, свирепствовавший не меньше трех месяцев, взбудоражил все судовые общественные организации, не миновал и партийную. Чтобы унять его, было пролито много чернил исписан ворох бумаги. Было выпушено на волю не меньше ста тысяч слов и сделано столько же энергичных ораторских жестов. Было истрепано огромное количество нервов и бесполезно истрачена уйма дорогого промыслового времени. И если бы все эти материальные и духовные ресурсы обратить делу на пользу, ей богу, наверняка можно было бы дополнительно к плану выловить тонн сто рыбы. А может и больше.
С первых же строк своего повествования я должен заметить, что все началось по той сомой причине, по которой начинаются все подобные безобразные истории — по причине нетрезвости. Именно в таком состоянии и находился старпом В. Иванов — инициатор общесудового "шухера", как выразился один из членов экипажа судна. Так вот этот самый Иванов 17 января явился на свою вахту в состоянии опьянения и повышенного нервного возбуждения. Минут через 10—15 он самовольно покинул мостик, зашел в салон команды, вызвал туда механика-наладчики Сийгусаара и стал выяснять свои отношения с ним.
Однако отношения по неизвестной причине выяснены не были. Тогда Иванов ушел на вахту, но через некоторое время снова покинул мостик и решил заново осуществить намеченную операцию. На этот раз отношения были выяснены полностью. Сийгусаар так расквасил старпому нос, что тот двое суток не выходил на работу и пропустил несколько вахт.
Ho едва оправившись, Иванов вдруг вспомнил, что он как-никак старпом и что на судне — не последняя спица в колеснице. И что на судне бить старпому физиономию не положено ни по какому Уставу.
"Ежели каждый будет бить старпома по морде, что тогда будет на флоте?" - думал старпом в эти часы пропущенных вахт.
А поэтому, почуяв руководящую силу во всем своем теле, и особенно в ногах, Иванов уловил момент, когда Сийгусаар шел по коридору, догнал и пару раз ударил своего обидчика сзади.
"Я ушел, а он пришел и опять полез драться, — пишет в своем объяснении Сийгусаар, — при этом все время Кричал: "Ударь меня!.."
В общем, в драку ввязался и второй механик. С его помощью любителя синяков и шишек выволокли из чужой каюты и заперли на ключ в каюту третьего механика...
Думаешь над этой историей и удивляешься, сколько пьяных шаталось по судну! Потом задаешь вопрос: откуда? Откуда на судне столько водки, которая длительное время держала вполне нормальных людей в животном состоянии?
— Где брали водку? — спрашиваю старпома Иванова. Скромно потупив глаза и опустив на грудь свою кругленькую, с прилизанными бакенбардами, головку, Иванов тихо отвечает, что по случаю дня рождения стармеха выпили всего лишь одну-единственную бутылку, припасенную еще в порти несколько месяцев назад ...
Легенда почти библейская: помните, когда Иисус Христос накормил одной буханкой хлеба сорок человек?
Капитан строго наказал обоих драчунов. Еще строже наказала Иванова партийная организация судна. Но бюро парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота пошло на крайнюю меру: исключило старпома Иванова из рядов партии.
Этим, пожалуй, и закончилась буря на борту БМРТ "Йохан Кёлер".

К. ПЕТРОВ. Рис Э. Сульби.
В ЛЕНИНГРАДСКОМ ГОРОДСКОМ СУДЕ
11 мая 1971 года в открытом заседании Ленинградского городского суда под председательством заместителя Ленгорсуда Исаковой Н. С, началось рассмотрение дела по обвинению Бутмана Г. И., Коренблата М. С. , Могилевера В. О., Дрейзнера С. Г. и других (всего 9 человек) в том, что они в сговоре с ранее осужденными Дымшицем М. Ю. и Кузнецовым Э. С. явились инициаторами и активными участниками подготовки захвата самолета гражданской авиации для бегства за границу, систематически занимались изготовлением и распространением литературы антисоветского характера, для чего использовали множительную аппаратуру, в том числе похищенную из государственных учреждений, а также нелегально передавали за границу клеветническую информацию.
Государственное обвинение поддерживает старший помощник прокурора гор. Ленинграда Катукова И. В..
Защиту подсудимых осуществляют адвокаты Хейфец С. А., Вишневский В. И., Стряпунин В. Г. и другие.

("Ленинградская правда")
НУ И НУ! ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА - 16 05 1971
Вот уже больше десяти лет в канун праздников жена матроса-бондаря СРТ-4432 Николая Василевича Галькевича - Вера Ивановна Галькевич посылает мужу радиограммы в море. И это настолько вошло в морскую жизнь Николая Васильевича, что без поздравительной телеграммы - и праздник не праздник. И вот случилось же такое: в канун нынешнего Первомая Николая Галькевича супруга не поздравила. В чем причина? Может, что случилось? Заболела? Забыла? Да разве перечтешь, какие мысли лезут в голову рыбаку, который не в силах ответить себе ни на один из этих вопросов?
А ответ на эти вопросы один: равнодушие. Посудите сами.
Как обычно, вот уже много лет, Вера Ивановна пришла на Главпочтамт и подала поздравительную телеграмму. Ее приняли в 15 часов 33 минуты (квитанция 2/1300). Но Николай Галькевич ее не получил. Наоборот, на берег пошли тревожные телеграммы и письма. В чем дело: Что случилось?
Вера Ивановна отправилась на Главпочтамт. Где же, как не там, должны разыскивать "пропавшую грамоту". Но не тут то было! Вместо того чтобы помочь разобраться и найти виновника, на Главпочтамте отделались сухой справкой, "Мы передали телеграмму на "Рыбрадио" в 19 часов 13 минут...".
Вера Ивановна стала звонить на "Рыбрадио" по телефону 510-285. А там точно так же: вместо того чтобы установить виновника, заявили, будто такой телеграммы в глаза не видели.
Так куда же подевалась эта радиограмма? И почему в этой истории виноватыми оказались сами потерпевшие, а подлинные виновники таки не установлены?


К. ПЕТРОВ
ТР "Ботнический залив». Бедовая обстановка - 21 03 1971
Транспортный рефрижератор "Ботнический залив» Эстонское радио окрестило флагманом Эстонского флота. В начале марта возвращался он после первого рейса в Таллин. Погода в начале весны ничем не отличалась от зимней. Мороз. И ничто не предвещало неприятностей.
Балтика приняла нас не совсем приветливо. Местами порывы ветра достигали одиннадцати баллов. Но такие "пустяки" для нашего гиганта значения не имели. Экипаж жил мечтами о скорых встречах с родными и близкими. Ко многим жены приехали из разных городов, и вот уже сутки ждали нашего прихода.
Еще в Балтике капитаном "Ботнического залива" была принята радиограмма от заместителя начальника службы мореплавания Н. Бeлова, где он сообщал, что судно наше способно самостоятельно пройти ледовую зону, так как ледовая обстановка не так уж сложна.
Итак, считанные часы разделяли нас с берегом, с теми, кого мы так давно не видели. Погода смилостивилась: засияло солнце, волна улеглась. Но ближе к дому нас поджидал "бумажный шторм». Предвестником его была радиограмма от того же Н. Белова, сообщающая, что ледовая обстановка все же опасна, что лед все-таки толстый, и что нам надлежит у ледовой зоны дождаться ледокола «Юрий Лисянский". Мы, конечно, сочли своим долгом сообщить на берег, что лед не представляет пока трудностей для нашего судна длиной 164 метра, шириной 22, мощностью машины —11000 л. с. и водоизмещением 18000 тонн. Сообщали также, что судно имеет ледовый класс. Но в ответ пришло категорическое указание — ждать ледокола.
Этот радио диалог состоялся вечером. Тем временем на берегу волновались те, кто ожидал встречи с мужьями, братьями, женихами. Продрогшие жены и невесты, как неприкаянные, бродили по пирсу, телефоны в диспетчерской и в службе информации разрывались от постоянных звонков интересующихся приходом "Ботнического залива".
Но толком никто ничего не знал. Предполагалось лишь, что в ближайшие часы все разъяснится, потому что наше оперативное руководство всегда было на высоте в решении подобного рода вопросов.
Но настало утро, и по-прежнему погода была тихой и спокойной. Вокруг "Ботнического залива» сновали ледоколы "Мурманск", «Киев" и даже «Юрий Лисянский». Появился он недалеко от нас, но не для того, чтобы обеспечить нам проводку во льдах, а чтобы провести в порт какое-то торговое судно. Что касается нас, то на этот счет капитан "Юрия Лисянского" никаких указаний не имел.
Опять послали радиограмму на берег, что, мол, у нас возникло естественное желание поскорее оказаться дома. Нам ответили, что вопрос с нашей проводкой решается, а заодно посоветовали в частном порядке договориться с каким-нибудь другим ледоколом. Запросили по радио «Мурманск», но у того было задание привести караван судов в Ленинград. У "Киева" тоже свои дела. Мы же были предоставлены воле судьбы...
А радио диалог тем временем продолжался. Срочные и обыкновенные радиограммы летели в разные адреса, запросы, отчеты и так далее и тому подобное. Но никто толком не знал, кто же занимается вопросом о проводке в порт "Ботнического залива».
Бедный кинооператор! Еще вчера он был приглашен в порт для того, чтобы увековечить торжественный момент прихода "флагмана" Эстонского флота после первого плавания. Бедный, он совсем сбился с ног. Вот уже сутки прошли, а воз и ныне там...
За эти сутки, пока наше судно медленно и верно вмерзало в лед, радиообмен по вопросу проводки составил свыше полутысячи слов на сумму 27 рублей с копейками. Одиннадцать радиограмм было направлено нами и столько же получено от Н. Белова, капитана порта, портнадзора и прочих адресатов.
Но эти "мелочи" можно в счет не брать. Достаточно сказать, что суточный простой такого гиганта, как "Ботнический залив", обошелся объединению в 5 тысяч рублей. Но самое обидное, что лед-то на поверку оказался не толще спичечного коробка в самых «опасных» местах. Приблизительно столько же обошлась и проводка судна. Не будем упоминать сумму штрафа, которую объединение должно заплатить за простой 60 вагонов. Руководителям соответствующих служб объединения общая сумма, затраченная при подходе "Ботнического залива», видимо, известна.
Да, на сей раз подвело оперативное руководство. Но пусть не думает читатель, что "Ботнический залив» до сих пор стоит во льдах. Он — завьюженный, обветренный, усталый ошвартовался в родном порту, угодливо распахнув люки своих трюмов кранам, которые выгружают шесть с лишним тысяч тонн, привезенной им рыбопродукции ...

Ю. НЕДОСМЕХОВ.
Работают без травм - 03 03 1971
Начальник ЭРПО "Океан» подписал приказ об итогах работы по технике безопасности за 1970 год и мерах по ее улучшению на судах и объектах объединения. В нем говорится, что по улучшению условий и безопасности труда на объектах объединения внедрен ряд технических мероприятий. Проведена значительная организационная работа по предупреждению несчастных случаев на производстве.
На большинстве судов командный состав постоянно осуществлял мероприятия по обеспечению безопасных условия труда. В результате проведенной работы на 76 судах в истекшем году не имелось случаев производственного травматизма. Из береговых объектов работали без производственного травматизма цех орудий лова, холодильник, навигационная камера, радиоцентр, учебные заведения, входящие в состав объединения. Хороших результатов в работе по охране руда и технике безопасности добились БМРТ-248 (капитан-директор Б. Зозуля), БМРТ-253 (капитан-директор И. Плещев), плаврыбозавод "Фридерик Шопен" (капитан-директор Ю. Карулин), транспортный рефрижератор "Бриз" (капитан-директор К. Роман), танкер "Выру" (капитан Е. Сахаров), СРТ-9124 (капитан А. Зубанов), СРТР-9027 (капитан Ю. Плотников), СРТ-4451 (капитан Ю. Кививяли), СРТ-4259 (капитан М. Чебуханов), СРТ-4545 (капитан В. Орлов), танкер "Криптон" (капитан Е. Мотус).
За хорошую постановку работы по охране труда и техники безопасности объявлена благодарность капитанам, старшим помощникам и старшим механикам этих судов, а также начальнику цеха орудий лова А. Лаасу, заместителю начальника Л. Лийманду, председателю местного комитета профсоюза И. Разин, начальнику холодильника В. Пантелееву, заместителю по технической части В. Гаврилычеву, начальнику ЭРНК М. Синицкому, заместителю начальника Х. Хааку, мастеру Ю. Бобкову, начальнику радиоцентра В. Бересневу, старшему инженеру передающей радиостанции А. Виллас.
Лишены дипломов - 05 02 1971
СЕМНАДЦАТОГО января 1970 года CPTP-9102 под командованием капитана Дмитрия Дмитриевича Кошкина вышел из Таллинн на промысел в Северо-Западную Атлантику. В районе острова Нарген судно попало в лед и испытывало сжатие, однако самостоятельно вышло на чистую воду.
После выхода изо льда начала ощущаться на полном ходу заметная вибрация корпуса.
Капитан об этом никому не сообщил и продолжал следовать по назначению. В дальнейшем при переходе в Атлантике было обнаружено поступление воды в кормовую провизионную кладовую. Судно продолжало рейс и воду систематически откачивали. По прибытии на промысел водолазного осмотра сделано не было, несмотря на вибрацию и водотечность корпуса.
В феврале при ремонте в порту Галифакс ГЛС «Палтус» водолазами было обнаружено, что лопасти ВРШ имеют повреждения. Частично обрезав и зачистив лопасти, судно продолжило промысел.
22 февраля 1970 года СРТР-9102 имел столкновение с РТМ "Бахчисарай" и получил пробоину в форпике. После осмотра судна инспектором безопасности мореплавания капитан Д. Д. Кошкин получил предписание, следовать на буксире на ремонт в инпорт. Капитан не выполнил этого предписания и следовал в порт самостоятельно в порт Галифакс. По пути капитан продолжал тайно лов рыбы, скрывая это от руководства промыслом и не отмечая свои действия в судовом журнале. В порту Галифакс судно было отремонтировано.
За грубое нарушение действующих Правил эксплуатации судна, Устава службы на флоте и скрытие повреждений судна, а также за эксплуатацию судна в аварийном состоянии, что значительно усугубило положение и привело к значительным убыткам, капитан Д. Д. Кошкин лишен рабочего диплома на звание штурмана дальнего плавания сроком на 12 месяцев.
26 июня 1970 года начальник радиостанции СРТ-4510 Вениамин Анатольевич Иванов, выйдя в рейс в 08 час. 00 .мин., передал на радиоцентр местонахождение судна. В дальнейшем за все время следования до 29 июня ни одного сообщения о местонахождении судна и другой корреспонденции на берег не передавал. Несмотря на отсутствие связи с берегом, В. А. Иванов ежедневно докладывал капитану судна о наличии связи и передаче диспетчерских сводок на берег и что все обстоит нормально. Только утром 29 июня 1970 года капитан СРТ-4510 узнал от вахтенной службы плавбазы "Фридерик Шопен" об отсутствии какой-либо связи у его судна.
За грубое нарушение Правил радиосвязи и сознательный обман капитана, о наличии связи, бывший начальник радиостанции СРТ-4510 В. А. Иванов лишен рабочего диплома на звание радиооператора-электрорадионавигатора второго класса сроком на 12 месяцев.
15 февраля и 22 марта 1970 года начальник радиостанции БМРТ-368 Петр Иванович Ревин вел частный радиообмен с радиоцентром Таллина, допуская пир этом грубые обороты речи.
За грубое нарушение Правил радиосвязи морской подвижной службы СССР начальник радиостанции БМРТ-368 П. И. Ревин лишен рабочего диплома на звание радиооператора II класса сроком на три месяца.
6 сентября 1970 года СРТ-4510 ЭРПО "Океан» под командованием капитана Леонида Павловича Вотякова и его старшего помощника Алексея Григорьевича Мартюка вышел из Таллинского морского рыбного порта на промысле в Северное море. Ни капитан, ни вахтенный штурман счисление пути судна не вели, местонахождение не определяли. Капитан Л. П. Вотяков и старший помощник находились нетрезвом состоянии. Это и послужило причиной потери бдительности и ориентировки. CPT-4558 проследовал опасным курсом ив районе пролива Хари-Курк на полном ходу коснулся грунта, получил повреждение корпуса и рулевого устройства.
За грубейшее нарушение требований Устава службы на судах флота рыбной промышленности и основ судовождения бывший капитан CPТ-4558 Л. П. Вотяков лишен рабочего диплома на морское звание штурмана дальнего плавания сроком на 12 месяцев, а старший помощник капитана А. Г. Мартюк — рабочего диплома на морское звание капитана малого плавания также сроком на 12 месяцев.


Г. КАСК, моринспектор Госрыбфлотинспекции Эстонского района.
«ГРЯЗНОЕ ДЕЛО» - 05 02 1971
В газете «Рыбак Эстонии» за 8 июля и 11 сентября прошлого года были помещены материалы под заголовками «Грязное дело» и «По заслугам». В них шла речь о махинациях второго механика В. Яковича при оформлении нарядов на саморемонт двигателей и незаконном получении денег с использованием подставных лиц. При этом главный механик В. Островский визировал эти документы, заранее зная, что они фиктивные.
Комитет народного контроля дважды расследовал дело Яковича и Островского. Незаконно присвоенные деньги Якович возвратил тем, кто их действительно заработал. Островскому комитет объявил строгий выговор. Партийные взыскания на Яковича и Островского были наложены также и первичной партийной организацией производственного рефрижератора "Крейцвальд" 18 августа прошлого года. (Кандидату в члены КПСС Яковичу объявлен выговор, члену КПСС Островскому поставить на вид).
Впоследствии взыскание с Яковича было снято партийной организацией судна, и он был принят в члены КПСС 26 декабря прошлого года. На одном из заседаний бюро парткома рассмотрело персональное дело члена КПСС В. Островского и сочло меру партийного взыскания судовой парторганизации недостаточной. Островскому объявлен выговор без занесения в учетную карточку.
Надо полагать, что механико-судовая служба «Океана" также сделает из этой истории выводы. Тем более, что Островский заявил на заседании бюро парткома, что, дескать, подобные махинации с нарядами и подставными лицами — обычное явление на судах флота. И что он просто не понимает, чего от него хотят.
Несмотря на строгий выговор, объявленный комитетом народного контроля, взыскание первичной парторганизации, критику в газете "Рыбак Эстонии", выговор на бюро парткома – В. Островский так и не понял, чего от него хотят. Пришлось Островскому напомнить об Уставе партии, о партийной этике, просто о гражданском долге.
27 января на бюро парткома рассматривалось персональное дело Яковича в связи с новыми фактами, недостойными коммуниста, о которых судовая парторганизация не знала. Бюро парткома отказало Яковичу в приеме в члены КПСС как просрочившему кандидатский стаж и не оправдавшему доверия партии.
Незаконно присвоенные деньги Яковичу предложено вернуть в пользу объединения "Океан".
Внимание заочникам - 15 01 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПРОШЛИ ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ занятий в заочном отделении университета марксизма-ленинизма. Рыбакам приходится нелегко: свободного времени на промысле мало, а нужно успеть усвоить обширный материал.
На судах Североморской флотилии в последние месяцы прошедшего года было около тридцати заочников. Среди них капитаны Б. Барбакадзе, И. Альшанский, Г. Фисан, В. Решетников, старшие помощники капитанов Ю. Шотик, В. Карулин и многие другие.
Партийный комитет рыбопромыслового флота Эстонии поручил мне провести с ними консультации, помочь им усвоить теоретический материал.
Все заочники получили программы, работу В. И. Ленина «Что делать?", книгу «В. И. Ленин в борьбе с империализмом и правым оппортунизмом", лекции, записанные на магнитофонные ленты.
Помогают заочникам и партийные организации, но не всегда хорошо. В связи с этим мне хочется обратить внимание секретарей первичных партийных организаций на необходимость постоянного внимания к каждому учащемуся. Коммунисты должны знать, как занимается их товарищ, как готовится к сдаче зачетов и экзаменов, как выполняет контрольные работы. Деловую помощь должны оказывать и первые помощники капитанов. Рыбаки ушли в море без программ и учебной литературы. Мало политических работ и на самих судах, особенно средних траулерах. Казалось бы, на плавбазах должны быть укомплектованы парткабинеты, но и там, как ни странно, не хватает работ В. И. Ленина, учебников по истории КПСС и другой литературы.
В следующих рейсах следует более глубоко продумывать подготовку к занятиям в море: за-ранее запастись методическими материалами, диа- и кинофильмами, наглядными пособиями. Сейчас заочники могут об этом лишь мечтать. Создавшееся положение не волнует ни кабинет политпросвещения, ни отдел культуры и быта.
Учащиеся заочного отделения университета марксизма-ленинизма должны ощущать постоянную заботу.

К. ВЕЯЛЬЦ,
заместитель начальника экспедиции по политчасти.


На снимке: (слева на право) старший помощник капитана БМРТ-350 В. Ткаченко, второй помощник капитаны СРТ-4557 И. Лукьянов и главным механик ПР "Буревестник» В. Шапошниченко сдают зачеты по работе В. И. Лени-на "Что делать?". Принимает зачет заведующий учебной частью отделения В. Андерсон.

Фото А. Дудченко.
ПРАКТИКАНТ ПРИШЁЛ НА СУДНО - ЭРПО ОКЕАН 19 12 1972
♦ Подготовка специалистов — общее дело учебного заведения и предприятия ♦

В июле 1972 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». Аналогичное постановление директивных органов в текущем году было принято в отношении совершенствовании системы профессионально-технического образования. Одним из главных требований данных постановлений является улучшение производственной практики учащихся учебных заведений на предприятиях.


В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ учащиеся овладевают в основном теоретическими знаниями по избранной профессии. Формирование же прочных навыков и умения выполнять работы, характерные для будущей специальности, практическое овладение передовыми высокопроизводительными приемами и способами труда, освоение производственной технологии, технических требований, развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело, приобщение к жизни предприятия — все эти важнейшие задачи подготовки квалифицированного специалиста решаются непосредственно во время прохождения производственной практики. Фактически в это время и происходит становление специалиста.
Ежегодно в объединении «Океан» проходят практику не менее 800 студентов высших учебных заведений, курсантов средних мореходных училищ и мореходных школ. Они едут в Таллин из разных концов нашей страны: из Ленинграда и Астрахани, Калининграда и Гурьева, Ростова-на-Дону и Баку, Одессы и Тобольска. Основная масса студентов и курсантов приходит из Калининградского технического института рыбной промышленности, Калининградского высшего инженерного морского училища, Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, мореходной школы объединения, профессионально-технического училища № 1.
Анализ проведения практики в объединении в 1972 году показал, что нарушений в организации ее не было. В этом году не наблюдалось задержки курсантов на промысле: направление курсантов на суда производилось таким образом, чтобы окончание практики совпадало с возвращением судна в порт. Для курсантов были созданы самые благоприятные условия: большинство из них проходили практику на крупнотоннажных судах, где имеется новейшая аппаратура для всех видов морских специальностей. Среди комплавсостава объединения есть целый ряд товарищей, которые много и с удовольствием работают с курсантами, помогают им, следят за выполнением программы, видят в них резерв будущих кадров рыбной промышленности. Это капитаны транспортных рефрижераторов "Нарвский залив» и "Ботнический залив» — Г. А. Смородский, В. А. Ставрович, И. А. Клочко, чьи суда являются базами групповой практики. Старшие помощники капитанов этих же судов Э. А. Рунин, К. Н. Морозов добросовестно проводят занятия с курсантами судоводительских отделений. Хорошо организуют практику и механики этих судов М. М. Гревцев, А. Н. Акулов, Ю. А. Маргулян, В. И. Плакса и другие.
Особо нужно отметить старшего механика транспортного рефрижератора «Аугуст Якобсон» А. Г. Капитонова, который исключительно добросовестно относится к организации практики на своем судне. Опытный специалист отдает много сил и времени обучению курсантов.
Успешно организуется практика на БМРТ-227 229, 384, 441, 457.
Курсанты высших и средних мореходных училищ проходят преддипломную практику также в отделах управления.
Лучшими руководителями практики здесь являются заместитель начальника МСС А. А. Эрсис, руководитель группы программистов отдела вычислительных работ Г. И. Ведерникова, работники отдела добычи В. И. Янцевич, А. В. Клюнтин.
НО НАРЯДУ с положительными моментами в организации практики в объединении в 1972 году существует и ряд недостатков.
Иногда практика курсантов ТМУРП и ТМШ планируется так, что в летние месяцы в объединении скапливается такое количество курсантов одной специальности, что отдел кадров не в состоянии обеспечить их не только рабочими, но и практикантскими местами. Например, в июле этого года в объединение прибыли на практику 20 курсантов холодильного отделения ТМУРП и около 30 курсантов ТМШ этой же специальности. Последние курсанты из этих групп были направлены на суда лишь в октябре, т. е. в среднем каждый курсант потерял 2 месяц плавательного ценза.
Качество практики на некоторых судах низкое. На курсантов смотрят только как на разнорабочих-поденщиков. Приме ром этого может служить случай на БМРТ-253 (капитан-директор Н. А. Чесноков), где курсант ТМШ П. Легуша, проходивший практику на матроса I класса, был поставлен приказом капитана судна на штат машиниста РМУ, в результате чего он получил травму.
Бывает и так, что капитаны судов самовольно списывают с судов курсантов задолго до окончания практики. К примеру, с плавбазы «Станислав Монюшко» капитаном И. М. Хафизовым был и списаны и направлены в порт на других судах 27 курсантов мореходной школы, срок окончания практики у которых истекает 5 февраля, и 4 курсанта ТМУРП, которые должны вернуться в училище только в феврале 1973 года. В результате курсантами не добран плавательный ценз, так необходимый для получения рабочих дипломов. Очень часто старшие помощники капитанов судов смешивают производственную практику курсантов с производственно-техническим обучением на судне, включая курсантов в группы по подготовке матросов, мотористов, что категорически воспрещается.
Подготовка специалистов — совместная задача учебных заведений и предприятий. Такая постановка дела характерна для сегодняшнего дня. Дальнейшее совершенствование практики студентов и курсантов на судах рыбопромыслового флота — задача огромной государственной важности, залогом успешного решения ее является претворение в жизнь таких мероприятий, как повышение ответственности капитанов судов и всего командного состава за организацию плавательной практики, закрепление за каждым типом судна определенного количества практикантских мест, исходя из наличия спальных мест и спасательных средств; перемещение на судне учащихся по разным рабочим местам своей специальности с целью всестороннего охвата всех объектов будущей профессии; более активное вовлечение студентов вузов и курсантов мореходных училищ в различные формы политико-воспитательной работы на судне (проведение политинформаций, чтение докладов лекций наиболее подготовленными учащимися, организация судовой самодеятельности, выпуск стенной газеты и т. д) привлечение студентов вузов и курсантов мореходных училищ выпускных курсов к участию в работе "советов экономического анализа» судна.

И. КРАСИЛЬНИКОВА
инженер отдела подготовки кадров.
ОСТОРОЖНО, ВОДКА! – 17 10 1972
К сожалению, еще недостаточно в нашем объединении налажена борьба с любителями "зеленого змия». Как показывает анализ работы службы ВОХР, в сентябре количество нарушений не соответствует количеству мер, принятых руководством судов и береговых предприятий по отношению к пьянчугам.
Либерально относятся к правонарушителям на производственном рефрижераторе "Альбатрос" 7 сентября А. Писанка и М. Николюк — пьяные, нагруженные спиртным, ввалились в проходную ТМРП. О случившемся на второй день были поставлены в известность руководители судна, но какие меры приняты к забулдыгам — неизвестно. С тремя бутылками водки на проходной среди белого дня задержан Сергей Заян. Судя по всему, "альбатросовцы» в сентябре отличились. Водка притупляет бдительность, благодаря этому на суда попадают лица, никакого отношения к рыбопромысловому флоту не имеющие. Трудно поверить, что руководство транспортного рефрижератора "Ханс Пегельман» не ведало о том, что на борту, под крылышком матроса Евгения Рогова проживает девятнадцатилетняя Маре Валдек. Когда Евгений 21 сентября «повел" ее в город, Маре была задержана на проходной. Такие случаи не единичны.
Недавно на страницах нашей газеты рассказывалось о том, как шофер автокрана пытался у себя в кабине, доставить водку рыбакам, отходившего на промысел колхозного судна. Руководство автобазы лишило водителя премии. Но дурной пример оказался заразительным. Шофер Альфред Элур вез в кабине 4 бутылки вина. Это случилось 5 сентября. А на следующий день Валентин Васильев "загрузил" свою машину тремя бутылками водки и тремя литрами вина. Его вояж закончился на проходной. Эти примеры свидетельствуют о том, что борьба за выполнение нового закона о пьянстве и алкоголизма еще находится не на должном уровне.
Курсант мореходной школы Николай Потапов пытался пронести в порт шесть бутылок водки , практикант с БМРТ-441 "Эдуард Сырмус" М. Линнасаар — семь, грузчик ТМРП А. Головин - три бутылки. Список можно было бы продолжить, но и так ясно, что руководители плавсостава и береговых предприятий мало работают с людьми, не дают бой поклонникам Бахуса. А пора бы!

А. Данилов.