0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (840)
Памяти СРТ-4451 и его экипажей. СТОДНЕВНЫЙ РЕЙС – 22 09 1965
Более 100 суток находился в плавании экипаж СРТ-4451 (капитан В. Минаев). Из них ровно три месяца экипаж промышлял сельд в Северном море, в районе так называемого Норвежского желоба.
На лове проведено 80 дрейфов. Поднимали на палубу от полтонны до 17 тонн рыбы. При задании в 2. 510 центнеров добыли и обработали 2.600 центнеров сельди. Рейсовое задание выполнили на 103.5 процента.
Успехом команды явилось освоение нового метода рыбообработки - полупотрошения, что обеспечивает более высокое качество продукции. Почти пятая часть добытой сельди сдана на приемные суда полупотрошеной. Укладывались в сроки подачи продукции на плавбазу "Рига" и рыбопромысловые рефрижераторы 1282 и 1270.
Лучшими производственниками зарекомендовали себя в этом трудном рейсе Ади Калдмяэ, заслуженно переведенный из матросов второго класса в первый, а также радист Иван Давидович, матрос первого класса Юрий Бочкарев, весть состав машинной команды, кок Григорий Грюнбаум и многие другие члены экипажа.



Освоили новый метод

ЖАРКАЯ пора в экипаже СРТ-4451 наступила когда начали осваивать метод полупотрошения сельди. Дело для всех оказалось новым, непривычным: ни опыта, ни умения. Досталось на долю каждого немало труда, пота и волнений. С твердой решимостью преодолеть препятствия и овладеть приемами пол у потрошен и я, принялась команда за дело. Девизом стало: задание выполним! Для работы требовались специальные ножи, обычные шкерочные при полупотрошении совершенно не годились. Конструкцию ножей разработали под руководством мастера Григория Кугота в машинной команде. Старший механик Виталий Силаков поручил их сделать своим людям, хорошо знающим слесарную специальность. Нож с острым лезвием для надреза брюшка рыбы, заканчивался тупым крючком, которым удалялись внутренности. Около двадцати таких "орудий производства» изготовили третий механик Сергей Андрианов и моторист Николай Григорьев.
Полупотрошение требует от рыбака большей точности, ловкости и внимательности, чем простое ошкеривание. Нужно избегать механических повреждений рыбы..
Показом и объяснением новых приемов обработки занялись дрифмастер Владимир Хлабустов и мастер Григорий Кугот. Не каждому удавалось быстро приспособиться к незнакомому прежде способу. Но терпение и настойчивость позволили добиться желаемых результатов.
Одним из первых освоил полупотрошение молодой матрос Рейн Сеппель. Но и другие члены экипажа вскоре оказались заправскими мастерами дела. Стало возможным привлекать к рыбообработке предельно большое число людей. Порою только два человека - один в машине, другой — на мостике — оставались на вахте, а весь остальной экипаж занимал места в технологической линии.
Начали ставить рекорды скорости обработки сначала отдельные моряки, потом и всем коллективом. Однажды приступили к работе в три часа ночи. Трудились с небольшими перерывами до 17 часов 30 минут. За 12 часов чистого рабочего времени заготовили 7.000 килограммов полупотрошеной сельди и затарили ее в бочки с тузлуком. Для экипажа это яви-лось наивысшей производительностью в рейсе. Нет сомнения, что в дальнейшем достигнутые показатели могут быть превзойдены.
Всего за рейс сдали продукции, обработанной новым способом — полупотрошением, — несколько сот центнеров, т. е. почти 20 процентов от всего улова.



Из династии моряков

КУРСАНТУ профтехучилища Рейну Сеппелю выпала завидная доля впервые на CPT-4451 идти в длительное и дальнее плавание в в должности матроса. Молодой моряк происходит из семьи потомственных сааремааских рыбаков. Он принес с собой на судно не только любовь к морю, но и чёткое знание распорядка, смелость, решительность и умение ориентироваться в сложной штормовой обстановке.
Рейн Сеппель на всех судовых работах и на обработке улова трудился добросовестно. Одним из первых, например, он освоил новый метод обработки рыбы - полупотрошение сельди.
В свободное время молодой моряк повышает свои специальные знания. Его часто можно видеть в штурманской рубке, где он выполняет практические задания по навигации, морской астрономии, метеорологии.
Много интересных знаний приобрел он в рейсе. Рейн научился выверять часы по сигналам времени, измерять высоты светил, определять поправку секстана, брать визуальные пеленги небесных светил и береговых ориентиров и другое. Умеет он делать практическую обработку и вычисление метеорологических данных, силы ветра, температуры воды и. т. д. Комсомолец Рейн Сеппель хороший общественник.
В рейсе он заслуженно переведен из матросов второго класса в первый класс.



Судовые активисты

Есть народная пословица: хороший конец - всему делу венец. Теперь, когда успешно закончен наш длительный рейс, с 3 июня по 13 сентября, можно подробнее проанализировать некоторые вопросы внутренней жизни коллектива.
Безусловно, решающее значение имела для выполнения производственного задания политмассовая работа в экипаже. В последнем рейсе на судне автор этих строк был единственным членом КПСС. Но тесное взаимодействие с профсоюзом и комсомольской организациями позволило справиться с планом политических занятий и бесед по темам, которые утвердил партком.
Следует отметить и добросовестное отношение многих моряков к общественным обязанностям. Так, в пути выбыл председатель судового комитета. По просьбе команды вести профсоюзные дела стал старший механик Виталий Силанов, и все остались им очень довольны.
Также с большой ответственностью отнеслись к поручениям агитаторы и лекторы. Умело проводил занятия третий помощник капитана, секретарь комсомольской организации М. Смычкин. Наш библиотекарь на общественных началах матрос первого класса Юрий Бочкарев готовил соответствующие материалы, пособия, подбирал литературу.
Среди команды в этот раз было много эстонцев. На их родном языке беседы и читки материалов политической литературы со знанием дела вел комсомолец, отличный производственник, матрос первого класса Рейн Сеппель.
Основными пособиями являлись главным образом газеты: "Рахва Хяэль", "Норте Хяэль", «Советская Эстония", ряд центральных газет. По вопросам международных отношений беседы и читки иногда дополнялись сообщениями и рассказами тех членов команды, которые в прежнее время посещали иностранные порты.
Таким образом, тематический план парткома был претворен в жизнь. Здесь нужно особо остановиться на том, что одних периодических изданий совершенно недостаточно для более полного усвоения вопросов тематического плана политмассовой работы в море. Прежде всего, газетные материалы очень коротки и освещают только факты сегодняшнего дня, а обзорные материалы также приурочены к определенным событиям. Между тем из года в год общий кругозор моряков растет и им хочется глубже понять и уяснить многие явления международной жизни.
Например, в пути мы проходим мимо Польши и Швеции, ГДР и ФРГ, Дании, Норвегия и Англии. В море часто встречаются суда под влагами далеких от нас стран. Живейший интерес вызывают сообщения из государств Латинской Америки. Но удовлетворить запросы команды не представляется возможным. Раньше в школах Латинскую Америку изучали бегло, моряков, побывавших в ее портах, среди нас почти нет.
Поэтому необходимо снабдить суда более солидной литературой. Что под этим подразумевается? Прежде всего, хорошо бы иметь политико-экономические справочники или каталоги, в которых цифрами и фактами раскрываются состояние хозяйства, внутренняя жизнь страны, накал политической борьбы между трудом и капиталом за демократические свободы , за повышение зарплаты (о чем часто пишут в газетах), за улучшение жизненных условий и т. п.
Неплохо бы приобрести иллюстрированные издания — альбомы, диаграммы, схемы и другие. Известно, что наглядная агитация наиболее впечатляющая. А как проводить занятия, не имея самих наглядных пособий? Ведь, раскрывая на занятиях (в тесном кубрике, где за иллюминатором только серая вода) альбом или другое иллюстрированное издание, мы как бы на время воочию видим мир.
Сейчас наступает новый учебный год в сети политического просвещения. Хочется, чтобы партком, парткабинет учли в своем плане и пожелания экипажей промысловых судов, уходящих в открытый океан на долгие месяцы. Содержанию политмассовой работы в море требуется уделить более серьезное внимание.

В. РЕШЕТНИКОВ.
старший помощник капитан СРТ-4451.



Камбуз — тоже производственный участок
КАМБУЗ на судне — самый постоянно действующий производственный участок. Вахта на нем ежедневно длится с 7 до 22-23 часов. Нести ее приходится и на переходах, и на промысле, и у причала, когда судно стоит в порту под погрузкой или выгрузкой.
Должность кока мне, матросу первого класса, пришлось принять неожиданно, на ходу. Команду не удовлетворяла пища, которую раньше готовили. А ведь хороший стол обеспечивает и бодрое настроение, и очень способствует высокопроизводительной работе, особенно на промысле.
Вспомнили тогда, что мне в Советской Армии, лет восемь назад, пришлось в течение четырех месяцев выполнять обязанности повара.
Соглашаясь стать коком, конечно, чувствовал, что беру на себя большую ответственность. Но желание быть полезным всему экипажу там, где это требовалось, превозмогло мои опасения.
Пригодился небольшой армейский опыт. Вновь принялся готовить борщи, супы, солянки, гуляши, каши, компоты, кисели и другие блюда. Старался разнообразить меню, составлять его применительно к условиям работы.
В этом рейсе в достаточном количестве имелись мясо, рыба, рис, крупа, сушеные фрукты. Хорошо отпускали нам продовольствие и рижские плавбазы.
Но неважно обстояло дело с получением свежей зелени. С нашей плавбазы "Иоханнес Варес» кроме капусты, не удавалось добыть никаких овощей. Между тем конец лета и начало осени — самая овощная пора. Нашим снабженцам следует лучше позаботиться о том, чтобы на судах имелась свежая зелень. Тогда и меню будет питательнее и разнообразнее.

Г. ГРЮНБАУМ, кок СРТ-4451.

""


На снимках: (вверху) старший механик Виталий Силаков и третий механик Сергей Андрианов анализируют работу механизмов.
""

(внизу) Наступили минуты отдыха. Моторист Н. Григорьев вышел с баяном на палубу. Полилась знакомая мелодия, и любители песни подхватили ее.
«Антон Таммсааре" уходит в рейс - 11 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПОБЛЕСКИВАЯ белизной корпуса, БМРТ-355 стоит у причала. Идет уточнение последних деталей рейса, оформление документов. Около трех месяцев судно находилось в ремонте. Таллинские судоремонтники сделали все, чтобы с высоким качеством сдать траулер промысловикам.
Надо отдать должное бригаде слесарей В. Зайцева. Они ремонтировали дизели. И совместно с представителями администрации судна подписали гарантийный паспорт. Это значит, что двигатели обязаны работать без помех. Одним словом, теперь все будет зависеть от машинной команды. Умелая эксплуатация обеспечит надежность в работе.
А экипажу БМРТ-355 предстоит сделать немало. Надо выловить до конца года 29.350 центнеров рыбы. Внушительная цифра! Тем более, что к рыбопродукции требования повышенные. Она должна быть отличного качества.
Капитан Георгий Белогорцев просматривает рейсовое задание и спокойно произносит:
- Работа предстоит большая, серьезная. Предварительные расчеты показывают, что задание вполне выполнимо. Постараемся так организовать дело, чтобы к нам не было претензий. В общем, народ у нас хороший. Большинство экипажа — бывалые моряки, раньше ходили на больших траулерах.
Так что уверен, - дело будет.
... Последние рукопожатия. Портовые матросы снимают с кнехта швартовый конец.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Медленно разворачиваясь, "Антон Таммсааре" уходит на рейд.
Те, кто занимались организационными делами, не смогли успеть к отходу. Их доставит на борт судна трудяга - буксир.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Итак, снова в море. Снова туда, где пенные волны сердито и хлестко лупят о борта, где чайки, горланя, сопровождают рыбаков, где на палубу поднимают трал иногда до отказа забитый рыбой, а порою, до обидного пустой.
Счастливого вам плавания, друзья! Успехов на промысле.

Фото Г. Селюка.
ВСТУПИЛ В СТРОЙ - 11 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ежегодно промысловый и транспортно-рефрижераторный флот Эстонии пополняется новыми современными судами. На многих из них стоит марка Гданьска. За свои хорошие мореходные качества суда, построенные на верфях Народной Польши, заслужили любовь и уважение советских моряков.
Одним из таких судов является плавбаза «Фридерик Шопен», недавно прибывшая в Таллинскую Базу рефрижераторного флота. Теперь она самая большая в ТБРФ. Это судно предназначено не только для приемки рыбы от промысловых судов. Здесь будет изготавливаться рыбная мука, консервы и другие виды продукции.
Все цехи оборудованы современной техникой и аппаратурой, что позволит значительно расширить производство рыбопродуктов. В частности, только морозильные камеры имеют производительность в девяносто тонн в сутки.
На «Ф. Шопене» прекрасные условия. Члены экипажа имеют возможность хорошо отдыхать. К их услугам вместительные салоны, красный уголок.
В настоящее время новая плавбаза проходит испытания, проверяются электрорадионавигационные и другие приборы и механизмы.
После испытания экипаж «Фридерика Шопена», возглавляемый опытным капитаном Владимиром Анатольевичем Ставровичем, выйдет в свой первый производственный рейс в район Атлантики.
Памяти CPT-4515 и его экипажей. СОРЕВНОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ - 01 09 1965
ВСЛЕД за СРТ-4282 прибыл в порт и соревнующийся с ним СРТ-4515 (капитан И. Котляр). Если первый экипаж достойно занял первое место в выполнении годового задания, то экипаж CPT-4515 может быть также доволен результатами работы. За три с небольшим месяца рейсовое задание выполнено на 176,4 процента. Это рекордная добыча. Только отсутствие достаточного количества морозильных судов не позволило сделать больше и также завершить годовое задание - до него не хватило всего 39 тонн!
С первых дней на промысле судно вело дрифтерный лов, а затем перешло на траловый. Добыто около 3.600 центнеров сельди, мерланга, пикши и трески. Одно из условий соревнования с СРТ-4282 – высокое качество продукции. И экипаж это важнейшее условие выполнил с честью.
На судне было два коммуниста и восемь комсомольцев. Но партийно-комсомольская группа совместно с профсоюзной организацией (председатель судового комитета старший мастер добычи Виктор Мартсон), мобилизуя коллектив на выполнение рейсового задания, большое внимание уделил росту рядов ударников коммунистического труда. Коммунисты, комсомольцы и активисты профсоюза личным примером показывали образцы выполнения своего трудового долга.
Несмотря на нелегкие условия, старший механик Койт Алле сумел так распределить время, что при отличном несении вахты удалось провести профилактический ремонт вспомогательного оборудования. Ходивший впервые третьим механиком Владимир Беляев, получил в плавании крепкие практические навыки и многое сделал для улучшения обслуживания механизмов.
Удалось сэкономить около 8 тонн горючего. Машинная команда, постоянно оказывала помощь добытчикам и обработчикам. Надежно держал связь начальник радиостанции Виктор Крымский. Поэтому удавалось своевременно сдавать груз на транспортные рефрижераторы. Наша рыба никогда не залеживалась на судне более 12 часов.
На судовом собрании экипаж единодушно решил ходатайствовать о том, чтобы звания ударников коммунистического труда базовый комитет профсоюза ТБТФ присвоил старшему мастеру добычи Виктору Мартсону, мастеру обработки Соломонову, начальнику радиостанции Виктору Крымскому, старшему матросу-бондарю Владимиру Васильеву и другим семи членам команды. Ранее этого звания были удостоены 3 человека.
Коллектив СРТ-4515, продолжая социалистическое соревнование, горит твердой решимостью также досрочно завершить годовой план.

С. КРОСС
Памяти старпома Геннадия Примакова. УВЕРЕННОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ - 01 09 1965
ГЕННАДИЙ ПРИМАКОВ старший помощник капитана , СРТ-4282

ПРИЯТНО сознавать, что этот рейс не только по результатам оказался хорошим, но и отличался необыкновенным трудовым задором, уверенностью в своих возможностях, целеустремленностью команды при выполнении задания. Ни один из нас не сомневался в том, что нас ждет успех. Это боевое настроение, подкрепленное высокой организованностью работы под руководством капитана Л Рябова, старшего механика А. Кременевского и других ответственных лиц, сопутствовало нам на протяжении всего длительного трехмесячного плавания.
Узнав о том, что в районе промысла мы будем соревноваться с коллективом однотипного СРТ-4515, многие члены экипажа завели свои собственные графики добычи, куда заносили результаты каждого траления и ежесуточной добычи. Каждая цифра горячо обсуждалась, сверялась с показателями, выдаваемыми администрацией судна. Это был хороший стимул для ударной работа каждого члена и всего экипажа в целом.
Особенно почувствовалось этою когда наши рыбаки узнали, что до выполнения годового плана осталось немного. И годовой план был в этом рейсе завершен! С превышением выполнялись не только количественные, но и качественные показатели. Рыбу обрабатывали тщательно, аккуратно. Сдавали ее на морозильные суда повышенной сортностью.
Из 3.450 центнеров общего рейсового улова 3.000 сдано в свежем виде. К хорошей организации следует отнести успешную техническую учебу в рейсе, освоение смежных и вторых рыбацкий профессий. Например, матрос Валентин Сухотько стал заметным мастером на шкерке рыбы. Часто он ставил рекорды на обработке. За одну минуту он успевал шкерить 15—18 рыбин. В течении часа около одной тысячи. Во время обильных уловов на его счету оказывалось несколько тысяч ошкеренных рыб.
Матрос-бондарь Александр Дериглазов освоил квалификацию мастера добычи. Второй специальностью за рейс овладел и боцман Станислав Школенок, который также познал тайны искусства мастера добычи. Рыбмастер Алексей Зыбин, матрос первого класса Роланд Раудвер, матрос Минимухамед Минкин и другие товарищи трудились не менее похвально.
«Большую рыбу», т. е. особенно удачный улов, выходили обрабатывать члены машинной команды — старший механик Анатолий Кременевский, второй механик Юрий Шикалов, моторист Михаил Барботько и другие.
Не забывал экипаж и о том, что добыть надо не только много рыбы хорошего качества, но и дешевой по себестоимости. Во всем соблюдалась экономия. Тщательно сберегалось промвооружение. Сети успешно использовались сверх положенного им времени службы. В сухую погоду их поливали водой из насоса че через 2-3 часа. Сэкономлено также много топлива и других материалов.
На переходах вырастали новые классные специалисты. Предварительные итоги рейса подтверждают, что хороших экономических показателей можно добиться лишь с хорошо подготовленной командой, знаю щей цель рейса, способной освоить одну-две и больше смежных специальностей. Это позволяет при всех трудностях выдерживать высокие скорости на добыче и обработке, ставить людей на те участки, где начинается затор.
Но такую слаженную команду получить, так сказать , в готовом виде не всегда возможно. Поэтому ее надо сколачивать с первого оборота винта при выходе на промысел. Именно, организованность и трудовой задор тогда и дадут хорошие результаты.
Памяти капитана Льва Рябова, СРТ-4282 и его экипажей. ЕСТЬ ГОДОВОЙ! – 01 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СРТ-4282 - 01 09 1965


В ОБЫДЕННЫЙ повседневный ритм рыбного причала ворвались бодрые звуки марша. На пирсе группа празднично одетых людей. Радуют глаз цветы, ярко блестят трубы духового оркестра. Здесь же с мамой маленький Валерий Кременевский. Сегодня ему исполняется 4 года, а папа - старший механик СРТ-4282 как раз возвращается из рейса с необычным подарком - судно намного раньше рока выполнило годовой план добычи рыбы. Встретить торжественно победителей и собрались представители общественных организаций, родные, друзья.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

родные и близкие встречают СРТ-4282 - 01 09 1965


Когда судно ошвартовалось, капитан Л. Рябов доложил начальнику ТБОРФ Л. Калошину об успешном выполнении задания. За 87 суток промысла выловлено 3.450 центнеров рыбы. Этим же рейсом завершено и годовое задание: при плане 7.600, добыто 8.070 центнеров.
На палубе состоялся короткий митинг. Л. Калошин, его заместитель Б. Жуков, заместитель начальника экспедиции по политчасти Н. Ермолаев горячо поздравили экипаж с трудовой победой. Они пожелали рыбакам хорошего отдыха, приятной встречи со своими семьями и новых успехов в следующем рейсе. Экипажу была преподнесена в подарок радиола.
В ответном слове капитан Л. Рябов от имени своих товарищей заявил, что экипаж и впредь будет держать высоко знамя социалистического соревнования, добывать для любимой Родины больше рыбы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рябов Лев капитан СРТ-4282 - 01 09 1965


Капитан Л. Рябов сообщил нашему корреспонденту:
—Наша команда СРТ-4282 соревновалась в этом рейсе с экипажем СРТ-4515. Сначала, мы шли намного впереди. Затем они стали догонять. Мы им готовы были оказать любую возможную помощь. Радостно, что и они достойно завершили рейсовое задание.
Все 23 члена нашего коллектива трудились на редкость дружно. Ежесуточно поднимали на борт более чем по 40 центнеров рыбы. Трудно выделить кого-либо от дельно из наших товарищей - настолько сплоченно выходили все на работу. Отлично несли свои обязанности третий помощник капитана Анатолий Петерсон, второй механик Юрий Шикалов, радист Николай Худолей, матрос Иван Петренко и остальные.
Памяти СРТР-9040 и его экипажей. У ДРУЖНЫХ ДЕЛО СПОРИТСЯ – 21 08 1965
НЕДАВНО возвратился с промысла СРТР-9040. Сейчас судно находится у судоремонтных мастерских. Оно привлекает взор чистотой. Не часто приходят траулеры с промысла в таком состоянии. Но не только внешность судна радует глаз. В жилых помещениях, в салоне, на палубе — порядок.
Едва судно ошвартовалось, на палубе появились пожарный щит с инвентарем, бочка с водой, песок. Отведено место для курения и вывешена доска с записью вахтенной службы.
За два дня должностные лица сдали траулер в ремонт, получили отгулы матросы. В этом заслуга механиков и старшего помощника капитана Юрия Щеголева. За время перехода с промысла они сумели проверить все узлы и составить перечень ремонтных работ. А в это время палубная команда выкрасила судно за исключением мачт и смазала крутящиеся и резьбовые части.
- А как же они ловили рыбу? — спросил меня сосед, когда я ему поставил в пример это судно.
Идем, смотрим доску показателей. Цифра 119,1 процента говорит сама за себя. Но она не приоткрывает той большой работы, которую проделал экипаж. А сделано много. Вот что рассказывает матрос первого класса Юрий Мельников:
— Еще перед уходом на промысел, мы взяли обязательство перевыполнить план добычи рыбы ... Мы не надеялись на удачу, а твердо верили в успех. Между тем, все знали, что около половины палубной команды - новички тралового лова. Знали и то, что опытные не откажутся, помочь молодым морякам.
Первое время с постановкой трала не ладилось. Старший мастер добычи Николай Степовиков вместе с капитаном Александром Пироженко проводили бессонные ночи за чертежами. А новички осваивали порядок постановки и выборки трала.
Работали в две смены, и в каждой была часть молодых матросов.
- Пошла, - почти со вздохом вырвалось у всей команды, когда появился первый куток рыбы.
С этого момента и начались трудовые будни экипажа. Рыб мастер Михаил Виноградов говорит, что приходилось тралить при минимальной видимости, выходил из строя локатор. Но штурманы справлялись с обязанностями, и траления не прекращались. Отстояв напряженную вахту, они вместе с механиками выходили на помощь палубной команде. С большой теплотой отмечает Виноградов безупречный, труд матросов первого класса Силланди, Петруши, Вярка и старшего матроса-бондаря Мещанинова. И сам рыбмастер Виноградов добился отличных результатов при засолке рыбы. Он сдал первым сортом 106 процентов улова. Бесспорно, что при плане 506 тонн выловить более 600 тонн и 540 тонн сдать первым сортом - задача нелегкая.
Нынешним летом Западный район Атлантического океана не так уж был щедр для рыбаков. Но здесь, на СРТР-9040, победило умение и энтузиазм. На судне три четверти экипажа — комсомольцы и коммунисты. Они умело организовали и труд и отдых. Матрос Тимошин горячо благодарит за учебу своих товарищей и говорит:
— У нас коллектив веселый, дружный и трудолюбивый.
Базовый комитет профсоюза присвоил многим членам экипажа звание ударников коммунистического труда. Среди них матросы Тани Вярк, Сергей Петруша, мастер добычи Александр Шома, электрик Валерий Мусталев и другие. В районе Западной Атлантики экипаж СРТР-9040 занял второе место по вылову рыбы.

Г. ГЕРАСИМЕНКО, матрос первого класса СРТР-9040.
Памяти БМРТ-368 «Оскар Лутс» и его экипажей. ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ – 11 08 1965
Ранним мартовским утром от здания управления ТБОРФ отошло пять автобусов с рыбаками— подменными командами на БМРТ-368 «Оскар Лутс» и БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». "Оскар Лутс» уже в третий раз обновлял свой экипаж — шел одиннадцатый месяц его плавания.
А тем временем из Калининградского порта навстречу двум БМРТ вышел специально зафрахтованный для доставки подменных команд на промысел пассажирский лайнер «Мария Ульянова». Суда встретились в районе Джорджес-банки.
... С тех пор прошло пять месяцев, а если считать и два предыдущих рейса «Оскара Лутса», то один год и три месяца. Только что поставленный дизель-электроходом «Альбатрос» рекорд по дальности плавания был побит. Был он побит и по длительности пребывания в море. За кормой судна 15 месяцев голубых дорог, прибрежные воды Центральной Африки, туманное мелководье Джорджес-банки... Итак, БМРТ-З68 «Оскар Лутс» первым из судов ТБОРФ сделал три рейса подряд - и все были успешными. Особенно удачным стал первый рейс БMPT, по итогам которого он за 1964 год занял первое место среди рефрижераторных судов «Запрыбы». Второй рейс закончился перевыполнением задания, а третий... Третий был, пожалуй, самым сложным. Но и на этот раз экипаж, добыв 40.417 центнеров рыбы, значительно перекрыл свое задание. Да и годовой план - тоже.
Успех судна... Как часто, прочитав эти слова, мы поспешно добавляем традиционное : «Экипаж работал слаженно, несмотря...", и не задумываемся, что стоит за этими словами. А за ними - колоссальный, ни с чем не сравнимый рыбацкий труд, неимоверное усилие экипажа, горести и неудачи, проловы и просчеты, из которых только сильные, только упорные научились находить «счастливый» выход. Такое трудное счастье и сопутствовало экипажу БМРТ «Оскар Лутс». Третий рейс. Машина работает «втугую», за ней только глаз да глаз, рыбцех, транспортеры, морозильные камеры тоже, как говорится, на исходе. Но не на исходе люди. И им, рыбакам, не раз приходилось в рейсе доказывать, что не даром и неспроста жизнь применила к его имени почтеный титул на земле - труженик.
Когда по серой водяной глади изо дня в день стелется густой туман, когда «сидя на радио», капитан десять раз подряд слышит унылое: «рыба рассеялась", какое решение принимает экипаж? Решение простое - экономить время, правильно расставить людей по рабочим местам, сэкономить драгоценное время для тралений. Так было и на «Оскаре Лутсе". Партийная организация судна, руководимая старшим механиком Рихардом Риба, уделила основное внимание организаторской работе. Лозунг "Все силы на выполнение плана" – стал ведущим. "Забарахлил" трал, и вот уже на борт судна приглашается один из лучших тралмастеров базы Яков Володин, который на время оставляет свой БМРТ-229 «Ганс Леберехт». Плохо идет рыба, и капитан Сергей Сенкевич по много раз в день консультируется по радио с капитанами других флотилий. «Сдает» рыбцех, и из него сутками не выходит механик-наладчик Семен Ломаков, для которого этот рейс — первый, раньше он работал в плавмастерских. И рыбцех «молотит», не оставляет без работы морозильные камеры БМРТ. А на палубе трудно выделить лучших. Но все же предпочтение отдается матросам первого класса Федору Филатову, Анатолию Бок, Якову Кобризону.
Все это и называется "слаженной работой экипажа, несмотря...». И как результат этого с Калининградской базы «Ногинск», на которую «Оскар Лутс» сдает свою продукцию, летит на берег радиограмма: «Отмечаем отличную организацию работ на БМРТ-368 ТБОРФ по выгрузке рыбопродукции...
Люди вернулись домой с победой. Люди за рейс стали лучше, организованнее. Экипаж вырос. Секретарь комсомольской организации судна третий механик В. Удовиченко, рефмоторист Ю. Сынаялг, второй штурман В. Поляков приняты кандидатами в члены КПСС.
Дорога, длиною в год, принесла трудное и потому настоящее рыбацкое счастье.

Р. ИЛЬИН.

""


На снимках: (вверху) рефмоторист, ударник коммунистического труда, отличник рыбной промышленности комсомолец Юрий Сынаялг. Во время рейса он хорошо справлялся со своими обязанностями. Юри постоянно повышает знания, учится на III курсе Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
""

(Внизу) БМРТ -368 прибыл в Таллинский морской рыбный порт. Идет разгрузка судна. На лебедке работают передовики производства - матрос II класса комсомолец Владимир Ширяев и матрос I класса Федор Филатов.

Фото Д. Пранца
Памяти штурмана Леонида Лысенко. ШTУРМАН-ХУДОЖНИК - 1965
ПРИВЫЧНО плещутся о борт волны. «Бора" идет к Джорджес-банке. Течет на судне будничная жизнь. "Утрясаются» производственные вопросы. Проходят собрания. А свободные от вахт... Именно об этих «свободных» наш разговор.
На верхней палубе -импровизированный мольберт. Лист бумаги, цветные карандаши.
- Хорошо у тебя получается, Леня, - говори, кто-то из моряков, наблюдая через плечо художника за его работой.
Еле заметный взмах кисти руки - и ложится штрих. Один ... второй... И вот уже целая картина.
"Зрители" критически сравнивают настоящее море за бортом и то, что получилось у Лени. Кто-нибудь деловито замечает:
- Здорово!
… Художник — Леонид Лысенко — третий штурман. Вахта впереди. А затем сидеть в каюте, когда судно в теплых водах? Лысенко собрал рисовальные принадлежности, отправился на палубу. Тут окружили его товарищи.
Судовые ценители и критики, как завороженные следят за волшебным грифелем. Моряки больше молчат. Художник Леонид Лысенко не скрывает своих произведений. Он любит жизнь, людей, море... И это передает в зарисовках.
Леонид быстро сменил лист. Уже не волны, лицо девушки будто возникает из тумана. Смолкают за спиной Леонида шутки. У каждого рыбака есть та, за всеми морями и океанами. Дома. От нее он ждет писем. Далекий дом вдруг становится близким.
Нескольких таких минут, проведенных мысленно дома, художник дарит людям. Поэтому и любят ребята, когда Леонид рисует на верхней палубе.
- А теперь смотрите, похоже? - спросит он весело.
Вытащит откуда-то из груды бумаг лист со смешной физиономией. Парни весело хохочут.
- Какие направления существуют в живописи? Много ты знаешь стилей? - спросит Леонид кого-нибудь.
Возникают споры. Выкладывают парни свои познания в живописи. Незаметно втягиваются в разговор даже отмалчивающиеся.
Но неумолим распорядок дня. Третий штурман сложил карандаши:
- Пока, ребята. Заступаю на вахту.
Часы отдыха всегда чем-то необычны на "Боре". Леонид ушел, и вот палуба из студии художника превратилась в спортивную площадку. Начались массовые игры.

Н. БОНДАРЬ
БУДНИ ЭКИПАЖА ТР «БОРА» - 07 08 1965
Коллектив транспортного рефрижератора "Бора"
награжден переходящим вымпелом.
Экипаж за семь месяцев доставил 8 000 тонн груза.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Во главе коллектива

В партийной организации транспортного рефрижератора "Бора" пятнадцать человек. Коммунисты строят свою работу так, чтобы с каждым рейсом улучшались производственные показатели.
На последнем открытом собрании обсуждали выполнение рейсового плана, взятых социалистических обязательств. С докладом по этим вопросам выступил капитан-директор "Боры" Д. Коган. Коммунисты отметили успехи, достигнутые благодаря слаженному труду экипажа. Откровенно говорили о недостатках, которые общими усилиями следует изжить.
- Рейс транспортного рефрижератора был сдвоенный, - сказал капитан-директор. - Первый груз мы приняли в районе Джорджес-банки от БМРТ. Рыбопродукция предназначалась для Объединенной Арабской республики, и ее мы сдали хорошо. В этом заслуга, я считаю, всех моряков нашего судна, где пример показывали коммунисты.
Среднесуточная приемка продукции достигала ста сорока процентов. Это позволило нам перевыполнить задание.
"Бора» заняла первое место в социалистическом соревновании и получила переходящий вымпел. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Руководство обратилось к коллективу экипажа с предложением о досрочной обработке рефрижератора «Янонис». Члены команды поддержали это предложение. Была четко налажена организация труда. На помощь палубной пришла машинная команда. Ее возглавлял секретарь партийной организации И. Осипов. Примеру коммунистов последовали комсомольцы со своим вожаком Л. Лысенко. Победителем в труде оказалась вахта старшего матроса А. Терешкова. Хорошо поработал коммунист лебедчик Н. Попов, матросы В. Иванов, Ю. Свидетелев, А. Маркелов. В другой смене — лебедчик коммунист В. Капустин, матросы И. Шалмс, боцман А. Сестверк и другие. От правильной расстановки рабочих по объектам суточная выгрузка достигала 5.000 центнеров. План по грузу выполнен на 105,6 процента. Доставлено 24.300 центнеров рыбы. За оба рейса значительно снижена себестоимость продукции, экономия от которой составила 10.000 рублей.
В последнем — коллектив значительно приблизился к годовой норме перевозки. Планом предусматривалось 10.400 тонн, уже перевезено 8.000 тонн груза.
Готовясь к переходу в Таллин, коллектив судна обратился к работникам рыбного порта с просьбой о досрочной выгрузке рефрижератора с тем, чтобы быстрее выйти в очередной рейс. На собрании коммунисты говорили, как лучше организовать выгрузку. Председатель группы содействия партгосконтролю Р. Зарянов доложил о расстановке сил в период обработки судна. Опять основная нагрузка легла на плечи палубной команды. И так же не отставала от нее машинная во главе с Э. Грибовским.
В рейсе механики отремонтировали два воздушных электрокомпрессора, три масляных и топливных сепаратора. Эту работу выполнили М. Гревцов, второй механик, В. Медов, третий механик, В. Левицкий, электрик, Д. Лопато, моторист.
В центре внимания партийной организации находится идеологическая работа. Коммунисты напомнили о тех нарушениях трудовой дисциплины, которые имели в порту матрос В. Бабуль и моторист И. Баранов. Призвали членов экипажа никогда не ронять чести и достоинства советского моряка. На эту тему было прочитано несколько лекций. Капитан-директор Д. Коган был пропагандистом. Он провел занятия в системе политического просвещения. Старший механик Э. Грибовский организовал лекцию о развитии сельского хозяйства. Второй механик М. Гревцов - о новых энергетических установках на судах рыбной промышленности. Лекции всем очень понравились. На транспортном рефрижераторе «Бора» партийная организация - руководитель и организатор масс.
Н. ЕРМОЛАЕВ,
заместитель начальника экспедиции.


Тяжелые перчатки
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Ребята, не забудьте - сегодня тренировка!
Спорт. О нем на судне расскажет всякий. Будут говорить долго и с увлечением. Еще бы! Ему «все возрасты покорны».
Перед отходом судна в рейс инструктор по спортивно-массовой работе ТБРФ В. Волков принес шахматы, шашки, спортивный инвентарь.
- Ребята, принимай "груз» по вашим заявкам. И чтоб работа велась!
Сразу по выходу в море спортсмены обсудили , чем будут заниматься. Хорошо после вахты "поразмять косточки".
Годятся для этого боксерские перчатки Их шесть пар. Есть гиря, другой инвентарь.
— Кто имеет спортивный разряд? — спрашивал и друг друга. Набралось несколько человек.
О секции бокса моряки мечтал и давно еще с прошлых рейсов. И теперь нашлось время и условия.
— А кто будет тренером?
Моторист Р. Тасса оказался почти мастером спорта. Ребята поручили вести ему секцию. Вместе с Л. Мельком, Л. Лысенко, Н. Брюханчиковым откорректировал расписание тренировок. И вот однажды после рабочего дня на прогулочной палубе собрались молодые сильные парни. Это была боксерская команда. Р. Тасса надел перчатки, показал несколько приемов. И через неделю—другую на «ринге» сражались судовые боксеры. Правда, на первых порах они дрались несмело. Но тренер терпеливо учил.
— Держи руки выше! Закрывай подбородок!
Тасса отшлифовывал движение боксеров. И результаты не замедлили сказаться. За рейс провели соревнования. Н. Брюханчиков занял одно из первых мест.
Экипаж, как в настоящем чемпионате, приветствовал победителей.


В порту

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И вот берег. Большая работа ждет технолога. Под его руководством будет сдана рыбная продукция. По трапу на "Бору" одной из первых поднимается инженер-химик.
- Здравствуйте, товарищи», - говорит Нина Лещук.
Технолог Владимир Завьялов приглашает ее ознакомиться с качеством продукции. Достали документы, появились на свет термометры. Другие инструменты тоже под рукой.
- Какова температура в теле мороженой рыбы?
- В соответствии с ГОСТами, - отвечает Завьялов.
Химик Лещук проверяет тщательно. Смотрит упаковку. После этого разрешает сдать продукцию.
Учетчики занимают места около люков. На судне грузчики.
- Вира! - кричат из трюма.
Первая тяжелая площадка с коробами поднимается над палубой. Груз подают к вагону. А через день- два он уйдет по стальным магистралям к местам назначения.
Но у экипажа еще много дел. Надо подготовиться к новому выходу в море. Промысловики ждут транспортное судно.



Боевой помощник

Время летит, если делом заняты. Стоит - когда сидишь, сложа руки. Не очень этим у нас займешься, - так сказал кто-то в курительном зале.
После всех вахт заседала здесь редколлегия стенной газеты. В ней несколько человек: доктор Ю. Зинин, Л. Лысенко, В. Стулов — культработник, Ю. Свидетелев - матрос. Как всегда на таких заседаниях присутствует Д. Гмирянский - первый помощник капитана.
- О чем напишем в "Молнии"? - спрашивает он членов редколлегии.
- Ребята, я предлагаю тему! Бригада Попова и Терешкова приняли 157 тонн рыбы. А в трюмах работало всего восемь человек. Свиделев! - Ты же был там, чего молчишь?
— Да, у меня данные поточнее. Мороз, Николаев , Афонин за четыре часа от БМРТ-374 приняли 63 тонны продукции.
Если сосчитать, то на каждого человека приходится по 15 тонн...
Присутствующие ахнули. Не верилось
— Работаешь — не замечаешь груза. Выведешь цифру на бумаге и удивишься сколько сделано...
Юра Зинин сейчас, на заседании редколлегии пододвинул к себе большой бланк «Молнии». И вот красным, синим, зеленым цветом выливаются буквы. Фамилии моряков-победителей красным.
«Молния» получилась быстро. Еще не просохшую, ее вывесили на доску. Тут каждый мог прочесть о себе и о своих товарищах. Боевой листок никогда не отставал от событий. В нем, как в зеркале, отражалась жизнь экипажа.
Машинная команда отремонтировала механизмы. «Отлично! Это успех, товарищи!" — писала «Молния». Бывало, что за двое суток принимали на борт до 900 тонн рыбы. «Отличная работа» — хвалили передовиков.
Слово «отлично» стало обиходным. Оно подводило итог нелегким будням. В нем работа, учеба, отдых, освоение новых специальностей.
Каждый член редколлегии хорошо знал весь экипаж. «Молния» не забывала и тех, кто ленился. Бичевала отстающих. Газетное слово действовало: команда стала работать дружно, с «огоньком». Так и написали в одной из заметок.
— Выводи крупными буквами, — говорит Гмирянский. «Сегодня т/р «Бора» берет курс на Александрию. Имеем на борту 1.860 тонн рыбы»...
Дальнейший текст сочиняли все вместе. Сумели сказать о многом. Любят на судне порядок и чистоту.
Боцман А. Сестверк говорил:
- Это лежит на нашей совести. Вот Терешков, Бабуль, Кошкин, Пютсеп не считаются с личным временем. Все отдают тому, чтобы подготовить «Бору» к покраске. Обращаюсь ко всему экипажу: каждый должен следить за чистотой не только в своей каюте, но и на палубе, в машине, на рабочем месте.
Так боцман и написал в газете. Когда на горизонте появилась Александрия «Бора» имела вид сошедшей вчера с верфи.
«Тысяча триста тонн рыбы сверх плана доставлено в иностранные порты. На двое суток сократили обработку судов. План первого полугодия выполнен досрочно». С такими сообщениями вышел очередной номер «Молнии» после ухода из Александрии.
«Так держать, товарищи!» — газетный лозунг призывал к новым трудовым победам.

Н. БОНДАРЬ