0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (673)
Памяти капитана Фридриха Тамма
ФРИДРИХ ТАММ


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Сняв солдатскую шинель в 1947 году, Фридрих Тамм пришел в управление эстонского Госрыбфлота. Поскольку во время войны он был радиоспециалистом, его направили радистом на МРТ-160 "Калана". Судно небольшое, диапазон его действий невелик. Но оно было первым, на котором демобилизованный солдат получил морскую практику. В те годы у Фридриха Тамма окончательно созрело решении - свою судьбу связать с морем.
В послевоенные годы республика переживает большой экономический подъем. Серьезное развитие получает рыбная промышленность В Эстонии
растет рыбопромысловый флот, появляются малые рефрижераторы, которые стали принимать рыбу непосредственно в море у рыбаков гослова и колхозников. Все больше чувствуется нехватка штурманского состава.
Фридриху предложили учиться на судоводителя. Окончив курсы, Тамм поднимается на штурманский мостик. Вскоре он становится капитаном малого рефрижератора "Пенжино". Много рейсов сделали моряки этого судна, доставляя рыбу из Пярну в Таллин.
А однажды не повезло. "Пенжино" шел обычным курсом. Стояла тихая погода. Капитан Фридрих Тамм стоял на мостике, следил за курсом, подсчитывал часы прихода в порт. Неожиданно раздался мощный взрыв. Что-то тяжелое ударило в челюсть. Когда Фридрих пришел в себя, почувствовал соленый привкус во рту. Выплюнул. Вместе с кровью вылетели зубы.
Двигатель молчал. Начались авральные работы... Через несколько часов судно отбуксировали в порт. Причиной аварии послужила большого калибра магнитная мина, оставленная фашистами на фарватере еще в годы войны.
Казалось бы, после всего пережитого можно навсегда расстаться с морем. Но Фридрих Тамм не из таких. Он познал трудности и не боялся их. Еще во время войны с группой парашютистов Фридрих Тамм был выброшен в тыл врага. Сколько раз его жизнь висела на волоске! Но командование всегда получало информацию, передаваемую по рации Таммом. Так и теперь. Несмотря ни на что, Фридрих вновь становится на мостик. Он командует танкером "Яан Креукс".
В 1955 году создается управление сельдяного лова Эстонии. Эстонские рыбаки собрались в Атлантику. В числе первых Фридрих Тамм идет в океан. Результаты работы его экипажа показали, что экспедиционный лов - стоящее предприятие.
Трудностей было немало. Особенно не хватало знаний. Одно дело плавать на Балтике, другое - в океане. Фридрих становится студентом-заочником Таллинского рыбо-промышленного техникума. Работа и книги. Книги и работа.
Курс техникума , закончен блестяще. А как работа? В 1962 году газета "Рыбак Эстонии" писала: "Одним из первых экипаж СРТР-9131, которым командует Фридрих Тамм, досрочно на три месяца выполнил годовой план добычи рыбы".
За успехи в развитии рыбной промышленности Эстонии замечательный труженик, бесстрашный моряк был удостоен высшей правительственной награды - ордена Ленина.
Но Фридрих Там не из тех, кто довольствуется достигнутым. Он отлично понимает, что суда типа СРТ и СРТР -вчерашний день рыбной промышленности. Сегодня им на смену приходят большие морозильные рыболовные траулеры. Тех знаний, которых хватало штурману СРТ, на большом судне далеко не достаточно. Фридрих вновь учится, Делает рейс старшим помощником капитана на БМРТ "Антон Таммсааре". С успехом сдает зачеты на капитана дальнего плавания.
Он получает новый БМРТ, которому присвоено имя известного эстонского писателя "Аугуст Алле".
Пять рейсов сделано на нем. Побывал Фридрих Тамм у берега туманного Ньюфаундленда, в водах знойной Африки. И всегда возвращался с большой трудовой победой. Особенно трудным был последний рейс на Джорджес банку. Здесь создалась тяжелая промысловая обстановка - рыба не шла в трал. Многие БМРТ были в пролове. Фридрих Тамм приложил весь свой опыт промысловика. И море покорилось ему: план был взят.
Двадцать лет отдано морю. Пройдены тысячи миль. Добыты многие тысячи тонн рыбы. Каждый рейс сопряжен с трудностями, но, как всегда, коммунист капитан-ди-ректор Фридрих Тамм уверенно ведет свой экипаж к трудовым победам.
Вот почему команда БМРТ "Аугуст Алле" Таллинской базы тралового флота и коллектив ЭПУРП выдвинули этого замечательного человека, неутомимого труженика кандидатом в депутаты Верховного Совета Эстонской ССР. Он зарегистрирован по Таллинскому избирательному округу № 28.
А. КВАШНИН.
Памяти капитана Юрия Скучалина - Выход в океан
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Район промысла ночью. Словно огромный город переливается, подсвечивает он разноцветными огнями множества самых
различных судов - СРТ, СРТР, плавбаз, рефрижераторов. Только
из двух наших таллинских производственных баз выходят на лов
74 промысловых и 16 транспортно-рефрижератор-ных судов.
Почти сто! А ведь десять лет назад здесь впервые начало лов только
одно судно. Это был первый выход рыбаков Эстонии на просторы океана.
Вот как это происходило. Солнечным днем 3 июня наш первенец –
средний рыболовный траулер 4244, провожаемый самыми сердечными пожеланиями успеха, покинул родной порт и взял курс в Атлантический океан. Судно вел капитан Вайно Матвеевич Ноор. Среди рыболовных
колумбов в экипаже тогда ходили Юрий ШАБУНИН - ныне механик Александр Калинин - рыбмастер-наставник Александр Лаборь, работающий теперь старпомом производственного рефрижepaтора "Буревестник" и другие товарищи, связавшие в дальнейшем свою
судьбу с рыболовным флотом. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ почин не остался без внимания прессы и даже большой литературы. В романтические дали шел с нами эстонский писатель Юхан Смуул.

Все явственнее чувствовалось дыхание Арктики. Пересекли Полярный
круг и пожалели, что не установлено для этого события такой же цере-монии, как при прохождении средней линии Земли — экватора.
Первая выметка сетей. Все на палубе, как при каком-либо особенном
торжестве. Священнодействует консультант-рыбмастер Клайпедской базы Иван Демин, ныне пенсионер, проживающий в Пярну. Внимательно слушают его наши будущие мастера добычи, четко и быстро исполняют приказания. Порядок из 120 сетей по 30 метров каждая, растянулся на 3 километра 600 метров.
Снова торжественная минута - выборка сетей. Благосклонно встретил морской владыка Нептун эстонских рыбаков.. Триста ПЯТЬДЕСЯТ ЦЕНТНЕРОВ атлантической сельди взяли за один дрейф.
Начались будни. Втягивался в работу экипаж. Рыбу сдавали на рефри-жераторные суда различных баз. Развернули борьбу за качество, за экономию материалов,


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



топлива, промвооружения.
Наконец, принялись за устройство своей общественной жизни и быта.
Правда, киноаппаратуры не имелось. Зато, мы запаслись в достатке лите-
ратурой для судовой библиотеки.
А в каюте Юхана Смуула, в творческой лаборатории писателя, зрело
новое произведение, посвященное современным советским рыбакам Эсто-нии - покорителям голубой целины. Порой писатель выходил на подвахту, помогал обрабатывать богатые уловы. Любил он сам готовить раз-
личные блюда из свежей селедки.
Сто пять суток пробыло судно на промысле. При плане в 2.750. добыли 3.200 центнеров рыбы, выполнив задание на 110 процентов.
Настало время взять курс к родным берегам. В октябре 1955 года прибыли в Пярну, привезли с собой добротную сельдь.

Ю. СКУЧАЛИН,
капитал -директор производственного рефрижератора "Альбатрос", бывший боцман СРТ-4244.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Памяти Сергея Владимировича Хорохонова
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


НАВСТРЕЧУ 45 ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЯ
ТАК ДЕРЖАТЬ!


Три месяца бороздил суро вые воды океана БМРТ 350 "Эвальд Таммлаан". Это были наполненные напряженным трудом дни Экипаж корабля, воз главляемыи капитаном Хорохоновым Сергеем Владимировичем, вел промысел мерлузы
и сельди в районе Джорджес -банки. Собственно рейс, который уже завершен — первый для многих членов его экипа. В народе принято говорить, что «первый блин всегда комом". Однако команда «Эвальда Таммлаана» своей хорошей работой перечеркнула эту пословицу. Стране вместо тысячи сдано тысяча семьсот тонн
высококачественной рыбы. Общий план рейсового задания перевыполнен на 170 процен-

Экипаж БМРТ-350
"Эвальд Таммлаан"

тов. Скажем прямо - для начала это не плохо. Иногда некоторые люди имеют привычку приписывать успех случайной удаче. Дескать, «повезло». Но тот производственный показатель, который имеет БМРТ-350, далеко не случайный н приписывать его
силам простого "везения" нельзя. Это результат большой работы слаженного коллекти-
ва. Труда действительно вложено очень много. Во-первых, нужно было освоить техноло-
гию производства рыбопродуктов, обучить людей приемам труда, которые для многих были новыми. Во-вторых, обязательно нужно было выполнить производственный план.
Подводя итоги, можно смело сказать, что с тем и другим экипаж "Эвальда Таммлаана" справился успешно. На судне в первом рейсе выросли замечательные труженики, хорошие работники. Прежде всего надо отдать должное капита -
ну, Ведь всякий успех на промысловом судне прежде всего зависит от него. А Сергей Владимирович обладает организаторскими способностями.
Как-то на промысле случился пролов, и рыбаки приуныли, он вселил уверенность в люрейсовое задание людей. И они поверили в своего капитана.
Много теплых слов можно сказать о Паутове Сергее Афанасьевиче. Много лет он пла-
вает по морям. Не одна тысяча тонн рыбы прошла через его руки. Но Сергей Афана-
сьевич — коммунист. И не случайно ему доверили руководство партийной организацией,
которая по-настоящему была идейной вдохновительницей людей на промысле. Коммунисты сказали: дадим стране рыбу. И они сделали все, чтобы сдержать свое слово.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На снимке: БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан», в кругу его капитан-директор Сергей Владимирович Хорохонов.


Не секрет, что успех дела на промысле кроме всего решает техника. А на "Эвальде
Таммлаане" машины и механизмы работали нормально. Рыбаки сегодня добрым сло-
вом вспоминают старшего механика Подольского Евгения Александровича, второго механика Мускевича Леонида, мотористов Станислава Воронина, Яна Рейнола и других, которые обеспечили бесперебойную работу добытчикам и
обработчикам.
Экипаж БМРТ-350 любит свое судно. Эту любовь можно определить не только по производственным показателям. Пройдитесь по его каютам, палубе, спуститесь в машинное отделение, рыбообрабатывающий цех. Кругом чистота и порядок. Даже трудно поверить, что корабль находился три месяца в море.
Самое главное состоит в том, что люди на "Эвальде Таммлаане» мыслят по-госу-
дарственному. Они знают, что их замечательное судно, созданное руками рабочих, предназначено для производства,

ПЛАН ВЫПОЛНИЛИ НА 170 ПРОЦЕНТОВ!

для обеспечения населения нашей страны рыбой и рыбопродуктами. Они понимают, что
корабль не имеет права долго стоять в порту, поэтому во время перехода своими силами
произвели ремонт всем механизмам. Фактически судно уже готово к новому рейсу. Такой
замечательный почин должен найти широкую поддержку на всех судах ЭРЭБ.
Если каждое наше судно буде работать так, как экипаж БМРТ-350, то мы без сом-
нения можем сказать, что годовой план добычи рыбы Эстонская рыбопромысловая ба-
за не только выполнит, но и перевыполнит. Свой трудовой успех команда «Эвальда Таммлаана" посвятила 45 годовщине Великого Октября.
Молодцы таммлаанцы! Их пример достоин подражания



ПЕСНЯ О РЫБАКАХ

Перед нами в волнах море
Распахнуло грудь свою...
На его большом просторе
Я работаю, живу.
Нелегка у нас работа,
Но не надо нам другой.
Знаем мы одну заботу –
Больше рыбы для людей!
А взгрустнется нам порою,
Вспомним берег, дальний дом.
И тогда, друзья, не скрою
Песню тихо мы поем...
В ней о Родине поется,
И одно скажу я вам:
Вечно в песнях остается
Слава нашим рыбакам.

А. ШАЛЬНОВ