0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Проблемы и успехи социалистического строительста в СССР и УСЛ- Эстрыбпром (153)
Обратная сторона медали - 13 05 1967
Матрос Хейно Кахре работает в Таллинской базе рефрижераторного флота уже три года. Сказать, что работает плохо — нельзя, хотя бы потому, что через семь месяцев он стал уже матросом первого класса, за период работы имеет пять благодарностей за добросовестное отношение к порученному делу и проявление коммунистического отношения к труду. Хейно Кахре был занесен на Доску почета. Одним словом, моряк хорошо себя зарекомендовал. Но... Это все на работе, в море. А дома? В том-то и беда, что в семье Кахре совсем другой. О коммунистическом отношении и говорить нечего, даже элементарные нормы социалистического общежития Кахре не соблюдает.
Хейно Кахре живет с женой и сыном в общей квартире. Казалось бы, в таких условиях надо быть особенно строгим к себе: не мешать жить соседям, тогда и они не будут мешать. Но вот уже более двух лет идут постоянные ссоры, переходящие иногда в драки. Кахре с женой пишут жалобы на соседей Мечислава и Станиславу Кукуть, на ее мать Апполонию Новицкую, последние — на семейство Кахре. И те и другие дошли до того, что на ссору с дракой в октябре прошлого года на супругов Кахре было заведено уголовное дело. А из-за чего сыр-бор? Обе семьи не хотят уступать друг другу в мелочах, особенно когда эти мелочи касаются мест общего пользования.
Казалось бы, уголовное дело должно подействовать отрезвляюще на обе семьи, по крайней мере, привести к необходимости найти ту золотую середину во взаимоотношениях, которая просто необходима и тем и другим. К сожалению, после прекращения уголовного дела (по ходатайству коллектива по месту работы Кукуть и Кахре) взаимоотношения соседей не улучшились.
Опять пошли ссоры, скандалы. Итог — товарищеский суд. Он состоялся при домоуправлении. Анну Кахре оштрафовали на 10 рублей, а товарищеский суд ТБРФ объявил Хейно Кахре общественный выговор с опубликованием в печати. Судя по выступлениям Кахре в зале заседания товарищеского суда, он не понял главного - необходимости принять меры к тому, чтобы прекратить неразбериху в отношениях с соседями. Кахре считает себя обиженным и правым. А так ли это?
... В постановлении о прекращении уголовного дела указывается, что при расследовании факта ссоры и драки 26 октября свидетели подтверди ли, что супруги Кахре находились на кухне около Новицкой, у которой были свежие следы по боев. Анна Кахре призналась, что она один раз ударила Новицкую ладонью по лицу.
Нет необходимости доказывать ненормальность такого поведения. Тем более, что все это происходит на глазах маленького сына Кахре.
Характеристики - солидный документ. Но в оценке человека нельзя опираться только на то, как он держит себя на работе и относится к ней. Приписывать моряку коммунистическое отношение можно лишь в случае, если взвесить и принять во внимание все стороны жизни, обе стороны медали.

А. ПOНOMAРЕВ председатель товарищеского суда ТБРФ
Обратная сторона медали - 13 05 1967
Матрос Хейно Кахре работает в Таллинской базе рефрижераторного флота уже три года. Сказать, что работает плохо — нельзя, хотя бы потому, что через семь месяцев он стал уже матросом первого класса, за период работы имеет пять благодарностей за добросовестное отношение к порученному делу и проявление коммунистического отношения к труду. Хейно Кахре был занесен на Доску почета. Одним словом, моряк хорошо себя зарекомендовал. Но... Это все на работе, в море. А дома? В том-то и беда, что в семье Кахре совсем другой. О коммунистическом отношении и говорить нечего, даже элементарные нормы социалистического общежития Кахре не соблюдает.
Хейно Кахре живет с женой и сыном в общей квартире. Казалось бы, в таких условиях надо быть особенно строгим к себе: не мешать жить соседям, тогда и они не будут мешать. Но вот уже более двух лет идут постоянные ссоры, переходящие иногда в драки. Кахре с женой пишут жалобы на соседей Мечислава и Станиславу Кукуть, на ее мать Апполонию Новицкую, последние — на семейство Кахре. И те и другие дошли до того, что на ссору с дракой в октябре прошлого года на супругов Кахре было заведено уголовное дело. А из-за чего сыр-бор? Обе семьи не хотят уступать друг другу в мелочах, особенно когда эти мелочи касаются мест общего пользования.
Казалось бы, уголовное дело должно подействовать отрезвляюще на обе семьи, по крайней мере, привести к необходимости найти ту золотую середину во взаимоотношениях, которая просто необходима и тем и другим. К сожалению, после прекращения уголовного дела (по ходатайству коллектива по месту работы Кукуть и Кахре) взаимоотношения соседей не улучшились.
Опять пошли ссоры, скандалы. Итог — товарищеский суд. Он состоялся при домоуправлении. Анну Кахре оштрафовали на 10 рублей, а товарищеский суд ТБРФ объявил Хейно Кахре общественный выговор с опубликованием в печати. Судя по выступлениям Кахре в зале заседания товарищеского суда, он не понял главного - необходимости принять меры к тому, чтобы прекратить неразбериху в отношениях с соседями. Кахре считает себя обиженным и правым. А так ли это?
... В постановлении о прекращении уголовного дела указывается, что при расследовании факта ссоры и драки 26 октября свидетели подтверди ли, что супруги Кахре находились на кухне около Новицкой, у которой были свежие следы по боев. Анна Кахре призналась, что она один раз ударила Новицкую ладонью по лицу.
Нет необходимости доказывать ненормальность такого поведения. Тем более, что все это происходит на глазах маленького сына Кахре.
Характеристики - солидный документ. Но в оценке человека нельзя опираться только на то, как он держит себя на работе и относится к ней. Приписывать моряку коммунистическое отношение можно лишь в случае, если взвесить и принять во внимание все стороны жизни, обе стороны медали.

А. ПOНOMAРЕВ председатель товарищеского суда ТБРФ
В НЕДЕЛЮ - ДВА ВЫХОДНЫХ - 31 05 1967
С 1 июня работники береговых служб и отделов Таллинской базы тралового флота переводятся на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями.
Еженедельными днями отдыха для береговых работников базы установлены суббота и воскресенье.
Для оперативного обслуживания флота в субботние дни будут работать отдельные работники управления базы. Вместо субботы им предоставляется еженедельный день отдыха в понедельник.
По утвержденному графику будут работать в субботние дни: служба мореплавания, механико-судовая; отделы: кадров, эксплуатации флота, снабжения, административно-хозяйственный и руководство базы, Начало рабочего дня с 8 час., обеденный перерыв с 12 до 13 час., конец рабочего дня в 17 час. 12 минут.
Общая продолжительность нормированного рабочего дня при пятидневной рабочей неделе - 8 часов 12 минут.
В настоящее время разрешается перевести на пятидневную рабочую неделю без уменьшения продолжительности рабочей недели (41 час) только те участки, где не потребуется дополнительного числа работников и фонда заработной платы.
Для перевода береговых служб и отделов на пятидневную рабочую неделю проделаны необходимые подготовительные работы, и можно быть уверенными, что переход на пятидневную рабочую неделю будет способствовать дальнейшему повышению производительности труда работников ТБТФ.
Перевод плавающего состава решается конкретно в целом по Министерству рыбного хозяйства СССР.
Памяти танкера "Выру» и его экипажей. РЕМОНТНЫЕ МЫТАРСТВА – 19 04 1967
В этом году Таллинской базе рефрижераторного флота предстоит перейти на новую систему планирования и экономического стимулирования, что требует от нас критически подойти к результатам работы в прошлом и не повторять ошибок и промахов. В оставшееся время надо тщательно готовиться к этому важному мероприятию. Одной из мер в подготовке к переходу является коренное улучшение организации работы отдела МСС ТБРФ и как высшей инстанции — отдела технической эксплуатации и судоремонта ЭПУРП.
Опыт показывает, что отсутствие должного порядка в планировании, подготовке и организации ремонта судов ТБРФ в 1966 году привело к тому, что плановая продолжительность нахождения отдельных судов в ремонте необоснованно завышалась и, несмотря на это, срок ремонта по разным причинам дополнительно увеличивался. Так, например, танкер «Выру» в 1966 году должен был находиться в ремонте примерно пять месяцев, фактически ремонт продолжался более десяти месяцев. Материальный ущерб составляет около 60 тысяч рублей. Если бы в течение пяти месяцев танкер был в море, то база имела бы прибыль около 90 тысяч рублей.
В 1966 году в ремонте находилось семь судов, и ни одно судно вовремя из ремонта не вышло. Ущерб, нанесенный ТБРФ неудовлетворительной организацией судоремонта, исчисляется сотнями тысяч рублей.
Документом, регламентирующим порядок подготовки и проведения ремонта, является «Положение о проведении планово-предупредительных ремонтов гражданских морских судов», утвержденное четырьмя министрами СССР, в том числе министрами судостроительной промышленности и рыбного хозяйства. Следовательно, требования Положения в равной степени касаются как судовладельцев, так и судоремонтных предприятий.
Однако, это Положение систематически нарушается как отделом МСС ТБРФ, так и судоремонтными предприятиями, а отдел технической эксплуатации ЭПУРП не следит за точным выполнением требований Положения.
Примером отсутствия порядка в планировании, подготовке и организации судоремонта может служить организация ремонта танкера "Выру».
Танкер "Выру", имея регистровые документы до первого мая 1966 года, был был срочно отозван с промысла 23 марта и 2 апреля прибыл в порт Таллин для постановки в малый капитальный ремонт на Таллинском судоремонтном заводе, хотя по графику ремонта судов ЭПУРП на 1966 год судно должно быть поставлено в ремонт в июне.
По прибытии судна в порт начались длительные переговоры между отделом МСС ТБРФ и Таллинским судоремонтным заводом о сроках постановки и окончания ремонта. Только 5 мая судно было поставлено в акваторию завода. Срок окончания ремонта был установлен 31 декабря 1966 года.
В нарушение положения о проведении планово-предупредительных ремонтов продолжительность ремонта танкера «Выру» была необоснованно завышена, так как ее установили не по нормам среднесуточной выработки, как того требует Положение, а произвольно.
По непонятней причине срок поставки ЗИПа в договоре был установлен 12 ноября, то есть за полтора месяца до окончания ремонта. Это дало повод директору ТСРЗ нарушить пункт 8 Положения, в котором говорится: «Уточнение дефектов материальной части судна по ремонтной ведомости, определение фактического объема работ и согласование калькуляции производится предприятием и судовладельцем в течение первой трети договорного срока ремонта судна». По танкеру "Выру" эту работу следовало произвести в июле 1966 года. Фактически же она закончена только в январе этого года.
Нарушение Положения о судоремонте со стороны отдела МСС ТБРФ и отсутствие контроля, за выполнением требований этого Положения со стороны отдела технической эксплуатации и судоремонта ЭПУРП, дало повод дирекции ТСРЗ вообще не приступать к ремонту танкера в течение трех с половиной месяцев — до августа 1966 года. В августе было отработано 2.358 нормо-часов, в сентябре — 4.500.
Дирекции ТСРЗ уже в ноябре стало ясно, что плановый срок ремонта танкера «Выру» срывается. Под видом отсутствия ЗИПа для главного двигателя, который не был поставлен в договорный срок из-за несогласованных действий отдела МСС и отдела снабжения ТБРФ, дирекция завода в декабре сняла с плана завода ремонт танкера "Выру», хотя по многим позициям ремонт мог продолжаться.
В конце ноября 1966 года на ТСРЗ был составлен график ремонта судов на 1967 год. Срок окончания ремонта танкера «Выру" был перенесен на 25 февраля без согласования с отделом МСС ТБРФ. 21 декабря 1966 года указанный график был уже утвержден начальником Главремрыбфлота т. Дураковым.
В итоге получается, что судоремонтный завод план 1966 года по ремонту танкера «Выру" перевыполнил, а в 1967 году судно досрочно вышло из ремонта. Напрашивается вопрос, как связать успешную оценку работы ТСРЗ с выполнением приказа министра рыбной промышленности № 310 от 20 октября 1966 года, где говорится: « При оценке производственно-хозяйственной деятельности судоремонтных предприятий считать одним из основных показателей выполнение нормативов суточной отработки и продолжительности ремонта судов». Какой же может быть разговор о выполнении нормативов суточной отработки, если к ремонту танкера в начальный период не приступали, как уже указывалось, в течение трех с половиной месяцев?
При определении окончательной стоимости ремонта она была завышена на 20 тысяч рублей. Был обнаружен ряд работ, предъявленных к оплате, но фактически невыполненных. Объем отдельных работ явно завышен. Так, для испытания танков по данным ТСРЗ на судно приняли 1615 тонн воды, тогда как вместимость всех танков, включая и топливные, составляет 1115 тонн.
Определяя сумму, необходимую для ремонта танкера «Выру", отдел эксплуатации и судоремонта ЭПУРП и отдел МСС ТБРФ до минимума урезали ремонтную ведомость, составленную экипажем судна. Но когда обнаружилось, что ТСРЗ стоимость ремонта завысил, то владельцы судна отнеслись к этому с чрезмерным спокойствием. А следовало бы возмутиться! Почему-то не вызывает возмущения и плохая работа отдельных цехов, и ОТК ТСРЗ, подчас безответственно относящихся к контролю за качеством. Так, заводу не хватило десяти месяцев, чтобы качественно произвести очистку и покраску танков. С окончанием ремонта ТСРЗ дал гарантийное письмо с обязательством произвести покраску танков в 1967 году после возвращения судна с моря. Стулья, изготовленные на ТСРЗ, развалились буквально на четвертый-пятый день после выхода судна в море.
Из-за некачественной сварки на верхней палубе леерное ограждение, часть трубопроводов пришли в негодность в первые дни пребывания судна в море. В мае 1966 года на страницах газеты «Рыбак Эстонии" указывалось о недостатках в организации ремонта танкеров «Александр Лейнер» и «Выру». Те же недостатки повторились и при ремонте плавбазы «Урал», транспортного рефрижератора «Иней» и ряда других судов.
Создается впечатление, что отдел МСС ТБРФ заинтересован только в том, чтобы поставить судно в ремонт, но сроками ремонта не интересуется.

Н. КАЗИМИРСКИЙ, первый помощник капитана.
ДВА ОВТЕТА - 12 04 1967
Боцман транспортного рефрижератора "Бора" А. Савченко прислал в редакцию письмо, в котором он пишет:
- Существующая система оплаты труда плавсостава, несколько устарела. Для загрузки судна на промысле отпускается, например, 1000 рублей. Тот же груз при сдаче его в порту рабочие в идеальных условиях разгружают по другому тарифу, например, за 1500 рублей. Фактически рабочий порта на 30-40 процентов за этот же груз получает больше, чем морской грузчик - матрос. Средний заработок матроса первого класса не превышает среднего заработка рабочего на производстве. А труд моряка дальнего плавания далеко не из легких.
Суда одного бассейна оплачиваются по разным тарифам в инвалюте. Калининградские суда при заходах в инпорты получают 5 процентов от заработка за рейс, эстонские — по количеству валютных суток. Неудовлетворенность заработной платой порождает текучесть кадров, что наносит большой вред производству.
На обеих базах с боязнью относятся к тому, чтобы муж и жена работали на одном судне. Наших руководителей почему-то не устраивает работа супругов на одном судне.
Необходимо иметь постоянные высокоспециализированные кадры, но для этого надо заботиться о людях.
По вопросам труда и зарплаты ответ даст начальник ОТЗ ТБРФ т. Маркелов:
Положение об условиях оплаты труда, утвержденное Министерством рыбного хозяйства СССР 17 марта 1966 года, является усовершенствованной, но не идеальной системой. Исходя из этого, на совещании в Главке «Запрыба» (февраль—март 1967 года) предложено совершенствовать и далее «Положение об оплате труда экипажей рефрижераторных плавбаз» — производить оплату по сдельно-премиальной системе с комплексными расценками.
Предложенная система оплаты труда еще более способствует сокращению рейсооборота и материально стимулирует членов экипажей.
Что касается вопроса оплаты, будто матросам за такой же объем работы выделяется меньший фонд зарплаты, чем грузчикам морского порта, то это не так.
Грузчикам Таллинского морского рыбного порта установлена за тонну мороженой рыбы при операциях «трюм — кран — вагон» (груз два раза погружают) норма Бремени 0,897 н/часа и расценка 0,543 рубля.
Таким образом, грузчики морского порта за выгрузку транспортного рефрижератора «Бора» (2200 тонн) получают 1194 руб. 60 копеек, или на часть «трюм—кран» — 597 руб. 30 копеек. Матросам-рыбообработчикам за 2200 тонн начисляется без премии 1518 руб. 75 копеек («стрела—трюм»). Здесь не учтены доплаты за переработку сверх нормального рабочего времени другим членам экипажа, в связи с привлечением их на грузовые работы. Также не учтено и бесплатное коллективное питание.
На ТР «Бора» после внедрения нового положения об оплате труда среднемесячная заработная плата составляла для матроса первого класса за рейс № 4/14 165 рублей а общий заработок за 52 суток при 9 днях работы на промысле -281 рубль, за рейс 5/15 среднемесячный заработок — 171 рубль, а общий заработок за 58 суток при 7 днях работы на промысле — 326 рублей. В эту сумму не входит инвалюта.
Нагрузка на одного члена экипажа плавбазы не выше нагрузки в других отраслях народного хозяйства.
При суточной норме для ТР «Бора» 220 тонн на одного работника приходится 10 тонн, а в Таллинском морском рыбном порту 15,6 тонны.
По общесоюзным нормам погрузочно-разгрузочных работ при грузе с весом одного места 31-50 кг нагрузка на одного рабочего составляет 17.8 тонны, а на кирпичном заводе одна женщина, принимая заготовки кирпича, должна разместить за смену 40 тонн.
По результатам работы за 1966 год в ТБРФ рост заработной платы опережал рост производительности труда на 9,1 процента, что является очень плохим показателем нашей работы.
Текучесть кадров в рыбной промышленности составляет 30 процентов. Такой же уровень в 1966 году был и в ТБРФ. Но объяснять текучесть только одной причиной — уровнем заработной платы — было бы неправильно. Среднемесячный заработок матроса в ТБРФ составляет 165—240 рублей. Нельзя сказать, что данная зарплата является низкой. В общем же средняя заработная плата в рыбной промышленности выше, чем в других отраслях народного хозяйства.
Согласно приказу Госрыбкомитета от 31 декабря 1964 года иностранная валюта взамен суточных в размере 5 процентов от зарплаты за время нахождения в заграничном плавании выплачивается при условии, если экипажи судов работают в Южной и Средней Атлантике и заходят в иностранные порты с поставкой рыбы.
Во всех других случаях инвалюту взамен суточных следует начислять в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР от 22 мая 1961 года № 196, т. е. за время перехода от промысла до иностранного порта, стоянку в инпорту и обратный переход на промысел.
В частности, экипажу ТР «Бора" по рейсу 2/12 (февраль—май месяцы 1966 года) инвалюта взамен суточных была рассчитана в размере 5 процентов от зарплаты за время нахождения в заграничном плавании.
После указанного рейса ТР «Бора» в Африку не ходил и валюта экипажу была начислена по нормам инструкции № 196. т. е. по количеству валютных суток.
На вторую часть письма А. Савченко отвечает начальник отдела кадров ТБРФ т. Корольков:
Совершенно неправ т. Савченко, утверждая, что существует какая-то боязнь по отношению к совместной работе на судах мужа и жены.
Эти вопросы решаются исходя из конкретных условий. Там, где позволяют обстановка и условия работы, руководство базы разрешает совместно работать супружеским парам. У нас на плавбазе «Станислав Монюшко» плавают супруги Кютт, Лях, на плавбазе «Фридерик Шопен» — Воронковы, Вайну, на «Украине» — Пусенковы, на «Урале» — Васины.
Памяти БМРТ-44l «Эдуард Сырмус» и его экипажей. ВСТРЕЧА НЕ СОСТОЯЛАСЬ - 01 04 1967
В ОДИН из дней наш «Эдуард Сырмус» ошвартовался в конголезском порту Пуэнт Нуар. Это довольно солидный порт. В него заходят суда многих стран. В тот памятный день, о котором идет речь, здесь у причальных стенок стояли болгары, чехи, французы, поляки, англичане, китайцы...
Наши моряки часто бывают в гостях у иностранцев, особенно у моряков демократических стран. Приятно бывает поделиться опытом, рассказать о достижениях Советской страны. К нам тоже заходили иностранцы. Принимали их приветливо, демонстрировали советские фильмы.
Никто, естественно, не против таких встреч, тем более, что они диктуются законами морского гостеприимства.
К нам, помню, заходили чехи. Они ознакомились с бытовыми условиями. Мы взаимно обменялись кинофильмами. Одним словом, все остались довольными.
Однако один случай нас здорово поразил. Получилось так, что наш БМРТ поставили в порту за огромным китайским сухогрузным судном. На его корме развевался красный флаг с пятью звездочками. Каждое утро с китайского судна по громкоговорителям разносился окрест «Алеет Восток» — государственный гимн. А затем утренний воздух потрясала мощная и дорогая всем мелодия «Интернационала».
Наши моряки, разумеется, были достаточно хорошо осведомлены о делах хунвэйбинов и цзаофаней в КНР. Понятно поэтому и наше любопытство. Советским морякам, воспитанным в духе интернационализма, хотелось встретиться с китайскими матросами, поговорить.
Делегация «Эдуарда Сырмуса» во главе с секретарем комсомольской организации направились к судну. Они поднялись по трапу.
— Что вам угодно? — строго спросил вахтенный.
— Мы с советского судна, — заявили наши представители,— хотели бы пригласить в гости китайских товарищей.
Видимо, знание русского языка у вахтенного было скромным, и он вызвал какого-то помощника, который довольно бегло говорил по-русски.
— Извините, мы не можем принять вашего приглашения, поскольку не уполномочены вести политические разговоры.
— Мы просто хотели побеседовать по-дружески и очень сожалеем...
На палубе стояло несколько моряков. Они с любопытством поглядывали на нас. Но без злобы.
А вечером у нашего судна мы встретили одного китайского моряка. Он извинился перед нами. И сказал по-русски:
— На нашем судне тоже есть хунвэйбины. Их немало. Все их боятся. У них столько прав, у нас же — никаких. Поэтому никто не решается в целях личной безопасности разговаривать с советскими моряками. Того, кто это сделает, приписывают "к черной банде». От имени нашего трудового Китая шлем вам большой привет!
Моряк исчез так же быстро, как и появился.
Вечером на шлюпочной палубе китайского судна мы увидели группу молодых людей. Они держали в руках книжечки. Один, высокий, дирижировал, другие — хором повторяли. Видимо, шел групповой долбеж цитат Мао.
Группа Мао Цзе-дуна в своей антисоветской пропаганде любит заявлять, что они за дружбу с советским народом, но против ревизионистского советского руководства.
Однако факты говорят о другом. Китайское руководство делает все, чтобы не допустить встреч советских людей с китайскими гражданами. "Встреча" в Пуэнт Нуар убедительно доказывает это.

Р. КВАШНИН. Первый помощник капитана БМРТ-44l «Эдуард Сырмус».
ЗА РОДИНУ, ЗА ПАРТИЮ! - 22 03 1967
День выборов в Советы республики продемонстрировал высокий патриотизм советских людей
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матрос Чеслав Семашко на выборах - СРТ-4282 - март 1967


В центре Таллина находится 3-й избирательный участок. В день выборов 19 марта пришли сюда голосовать представители интеллигенции и рабочего класса, в том числе рыбаки Эстонского рыбопромыслового флота.
В шесть часов утра. когда председатель участковой избирательной комиссии т. Кангур поздравил избирателей и пригласил их исполнить свой гражданский долг, первой проголосовала большая группа рыбаков.
Вот получает бюллетени второй механик парохода «Ян Анвельт» Александр Подлинев. С 1958 года, по окончании Таллинского мореходного училища, работает он в рыбопромысловом флоте. Пройден большой трудовой путь. Он начал свой стаж кочегаром второго класса, а сейчас плавает уже вторым механиком.
— Причем, за немногими исключениями, — говорит сам Александр Васильевич. - все эти годы я прослужил на одном судне — пароходе «Ян Анвельт».
Нужно сказать, что его товарищи по работе отдают должное молодому специалисту, члену КПСС. Тов. Подлинев избран заместителем секретаря партбюро, руководит группой народного контроля.
Голосовать он пришел перед заступлением на вахту.
— Сегодняшнюю вахту, продолжает он, — все члены нашей команды будут нести как всегда бдительно. День выборов является для всех нас всенародным праздником, а нести вахту в такой день — высокая честь!
Опускает в урну бюллетени матрос СРТ-4282 Чеслав Семашко. По окончании действительной военной службы в рядах Советской Армии пришел он работать на судах нашего флота. Второй год уже осваивает нелегкую профессию рыбака океанического лова. Крепкая армейская закалка помогла ему войти равноправным членом в дружную семью рыбаков.
В далеких водах Южной Африки вел добычу старший мастер БМРТ-368 «Оскар Лутс» Валентин Галкин. Теперь он прибыл в родной порт и в день выборов с чувством исполненного долга проголосовал за достойных кандидатов в Верховный и местные Советы депутатов трудящихся.
С волнением подходила к столу за получением бюллетеней Людмила Пащенко. Она дочь военного моряка. Сегодня, 19 марта, ей исполнилось 18 лет и она впервые, как равноправная гражданка, принимала участие в выборах народной власти.
— Я отдала свой голос за лучших представителей трудящихся, которых выдвинул весь народ в Советы, — сказала Людмила.
Затем голосует Велло Юмарик с производственного рефрижератора «Аугуст Якобсон». Это судно только недавно вошло в строй Эстонского рыбопромыслового флота. Оно — не первое и не последнее — демонстрирует неуклонный рост рыбной промышленности страны, призванной обеспечить население доброкачественными рыбопродуктами. Так претворяются в жизнь решения исторического XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза о повышении благосостояния советского народа. Велло Юмарику доверена на новом судне ответственная должность помощника капитана по производству.
Получил бюллетени и матрос этого же судна Анатолий Данилов. Четыре месяца прошло, как он из рядов Советской Армии влился в ряды тружеников рыболовного флота. В армии он получил хорошую подготовку, стал членом КПСС. Теперь перед ним лежит широкий океанский путь.
Интересна судьба избирательницы Лидии Васильевой. Была у нее самая сухопутная профессия — воспитательница детского сада. Но с детства тянуло ее в море. Советская Конституция, предоставившая женщинам равные права с мужчинами, помогла ей осуществить давнюю мечту. Впервые пошла она буфетчицей на транспортном рефрижераторе «Бора».
— Покачало сначала, — признается Лида, — а потом... ну, потом товарищи сказали: «Ты — настоящая морячка ».
Теперь Лида Васильева готовится вместе с экипажем к заграничному рейсу на пароходе «Ян Анвельт».
— Я проголосовала за кандидатов, которые названы народом и обеспечат развитие нашей Родины, ее движение к коммунизму, — заявила в заключение Лида.
Один за другим голосуют избиратели на участке № 3. Они знают, что избранники народа приложат все силы, чтобы к знаменательной дате — 50-летию Великого Октября — наш народ пришел с новыми успехами в коммунистическом строительстве.

А. НЕСТЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матрос Анатолий Данилов и пом по производству Велло Юмарик - ПР А. Якобсон - буфетчица Лидия Васильева - Ян Анвельт - матрос Петр Суходол - А. Якобсон - март 1967
Суд идет! – 29 03 1967
Идет товарищеский суд
— Иван Станиславович Жидкевич попытался пронести через проходную три банки сельди по пять килограммов каждая, — докладывает председатель товарищеского суда.
Зал полон. Наверное, вся команда СРТР-9027 собралась. Однако представителей администрации траулера, к сожалению, нет.
— Расскажите, Иван Станиславович, как все произошло, — предлагает председатель.
— Был на «Монюшко». Дали мне ребята три банки сельди, что еще сказать?
— Как расцениваете свой поступок?
— Нехорошо получилось...
— А дальше?
— Больше этого не будет... первый раз за одиннадцать лет, - с горечью говорит Жидкевич.
Работник он примерный. В личном деле — положительные характеристики. Начал плавать матросом. Рос, учился. Теперь вот — помощник рыбмастера. Мало того — ударник коммунистического труда!
Решением товарищеского суда И. Жидкевич оштрафован на 10 рублей. Заседание продолжается. Теперь перед нами матрос В. Пилькевич, тоже с траулера 9027. Дело у него схожее.
— Рыбу взял не со своего судна. У нас такого посола нет. И не 15 килограммов, как написано. Меньше, всего несколько штук сухого посола. Абсурд ведь получается! В море тонны выбрасываем, а тут килограмм унесешь — преступником считают. Я не знал, что за это судят ...
Видимо, на промысле действительно уходят за борт десятки тонн сельди по разным причинам. Чаще всего, наверное, из-за нехватки принимающих рыбу емкостей. Или из-за неразворотливости руководителей промысла. Конечно, такая бесхозяйственность недопустима, она в какой-то море дезорганизует труд рыбака. Однако, не вопросы производства сегодня решаются в товарищеском суде. Речь идет о расхищении социалистической собственности.
Три банки сельди подарили Жидковичу на «Монюшко». Но кто разрешил дарить народное добро? Как же на плавбазе-рыбозаводе ведется учет продукции? Если все начнут преподносить приятелям подобные дары — разорится предприятие. А сейчас внедряется новая система хозяйствования. Она требует строгого учета.
... В зале не присутствовала администрация траулеру. Никто из них не откликнулся на приглашение товарищеского суда. А жаль. Заседание дало бы наглядный урок тем, кто не занимается воспитанием коллектива. Нельзя не вспомнить в связи с этим одно выступление на четвертом Пленуме парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота, посвященном вопросам подбора, расстановки и воспитания кадров плавсостава ЭПУРП: «У нас слабо работают с людьми. Воспитательную работу надо проводить везде - в море и на берегу. Принимать в ней участие должен каждый руководитель и коммунист».

Н. БОНДАРЬ.
ИЗ ЗАЛА СУДА. РАСПЛАТА ЗА ПАНИБРАТСТВО – 18 11 1978
«Капитан является единоначальником и руководителем всего экипажа судна, доверенным лицом судовладельца, на которое возложена ответственность за выполнение производственных задач судна, сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей». (П. 41 «Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР».
В тот рейс судну СРТР-9161 "Молдова» рыболовецкого колхоза «Сааре Калур» определен-но не везло с капитанами. В феврале, в разгар лова, отозвали капитана Дудкина, обещали прислать замену, а пока временно исполняющим обязанности капитана был назначен второй помощник Ийво Таммелехт. Но новый капитан так и не прибыл, и Таммелехт оставался за капитана до конца рейса. Большой беды, впрочем, в том не было: Таммелехт имел богатый опыт судовождения — работал на рыболовецких судах с 1952 года. Ходил и штурманом, и капитаном, неоднократно поощрялся. Руководство его ценило, рыбаки уважали по-особенному — как знающего, опытного промысловика и своего брата-моряка. Своего, как говорят, в доску...
28 марта 1978 г. траулер «Молдова» стоял на рейде пор та Лас-Пальмас на Канарских островах. Экипаж собирался домой после трудного рейса, судно готовили для передачи следующей смене. Прибытие ее ожидалось назавтра. Свободные от работ и вахт моряки получили увольнения в город.
Вечером на имя судового электрика Я. Ымблуса пришла радостная весть — радиограмма от жены: получили ордер на новую четырехкомнатную квартиру. Исполняющий обязанности капитана Таммелехт вместе с начальником радиостанции Я. Ару пошел к Ымблусу — поздравить. Электрик Ымблус был человек уважаемый, ценимый на судне: от работы не отказывался и в веселой компании был, что называется, своим парнем. В Лас-Пальмасе он уже погулял и, кроме всего прочего, принес из города бутылку водки местного производства. Узнав о радиограмме, тотчас выставил эту бутылку на стол и предложил «обмыть» ордер.
С этого-то злополучного момента и. о. капитана СРТР-9161 И. Таммелехт, рыбак-командир с шестнадцатилетним стажем, начал одно за другим забывать требования «Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР". «Запамятовал» знаменитый пункт 456 Устава, в котором говорится: «Членам судового экипажа... запрещается распивать спиртные напитки и находиться на судне в нетрезвом состоянии». Неизвестно, какой величины была та самая бутылка, но ее вполне хватило на то, чтобы угостить всех, кто заходил в тот вечер в каюту электрика. Угостить настолько, чтобы они начисто забыли правила поведения моряка и порядок увольнения в город. Поэтому и. о. капитана, не задумываясь, дал «добро», когда уже порядком захмелевший Ымблус в первом часу ночи попросил разрешения сходить на мотошлюпке за пивом для команды. Более того, Таммелехт одернул вахтенного механика, который поинтересовался, почему разрешено Ымблусу ночью уйти на единственной моторной шлюпке, да в таком состоянии, что он полчаса пытался включить заводившийся обычно с пол-оборота мотор «Доры».
В 5 часов утра вахтенный штурман разбудил Таммелехта и доложил, что Ымблус на судно не вернулся. Начались поиски. Запросили шлюпку со стоявшего неподалеку советского судна. Искали весь день — напрасно. Сообщили о случившемся в советское консульство.
Радость возвращения домой после долгого и трудного рейса была омрачена потерей товарища. А каково было Анне Ымблус, готовившейся встретить мужа в новой квартире?.. Труп Я. Ымблуса был выловлен из воды испанскими рыбаками 1 апреля.
19 октября 1978 г. Верховный суд Эстонской ССР признал и. о. капитана СРТР-9161 «Молдова» Таммелехта Ийво Арнольдовича виновным в преступном нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта, повлекшем смерть члена экипажа, и приговорил его к трем годам лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых специальными органами,
Непосредственный виновник гибели Ымблуса понес заслуженное наказание. Но, если вдуматься, не менее виновны, хотя и не подлежат привлечению к уголовной ответственности, и те, кто видел, как пьяный моряк питался отчалить от борта судна на моторной лодке, и не остановил его. Хотя бы силой, хотя бы и вопреки распоряжению пьяного капитана...

А. МАЕВСКИЙ, следователь Эстонской транспортной прокуратуры.
РТМС-7508 «Батилиман». БОРОЛИСЬ И НЕ СДАВАЛИСЬ - 11 11 1978
Этот рейс РТМС-7508 «Батилиман» выдался трудным. Неприятность случилась на пятые сутки после выхода из порта: неисправным оказалось винторулевое устройство. В результате — вынужденный заход в порт Сент-Джонс. Плохая промысловая обстановка, частые поломки механизмов, переходы из одного района промысла в другой. Все это затрудняло работу.
Главное внимание уделяли качеству выпускаемой продукции, использованию сырца на пищевые цели. Хорошо потрудился «Комсомольский прожектор» под руководством А. Боровика, комсомольские посты, которые возглавили А. Говорков, А. Лехтсар, Л. Анкудинов. А когда не было промысловой обстановки, комсомольские контролеры главное внимание уделяли правильной эксплуатации механизмов.
В течение всего рейса комсомольцы вели активную подготовку к 60-летию ВЛКСМ. Они изучили новую Конституцию СССР, материалы XVIII съезда ВЛКСМ н июльского Пленума ЦК КПСС. С докладами выступили комсомольцы Ю. Новаковский, С. Битюков, А. Петроченко, С. Урванцев. В проведении Ленинского урока «Всегда с партией, всегда с народом» приняла участие вся молодежь. Активно участвовали комсомольцы в ударной вахте «От 60-летия Великого Октября — к 60-летию ВЛКСМ».
Комсомольцы стали инициаторами проведения на судне Всесоюзного комсомольско-молодежного субботника, посвященного XI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Гаване. Их поддержала партийная организация, все члены экипажа. А 28 июля, в день открытия фестиваля, мы провели открытое комсомольское собрание. В подготовке собрания участвовали члены ВЛКСМ П. Нефедкин, В. Елисеев, В. Величко, руководил всей работой первый помощник капитана М. Смирнов. Была прослушана прямая трансляция приветственной речи Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета тов. Л. И. Брежнева участникам фестиваля. В этот день было решено: сосредоточить все силы на изготовлении филе и разделанной рыбопродукции. Комсомольские посты качества контролировали выпуск продукции. В конце рабочего дня объявили результаты; изготовлено филе 125 центнеров, разделано всего рыбопродукции на сумму 19,6 тысячи рублей.

А. ЧЕРНЕЦОВ,
секретарь комсомольской организации PTМC-7508 «Батилиман".