0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти Чистякова Александра Вячеславовича. ИДУ НА РЕКОРД – 06 08 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Похоже, рекордные уловы становятся рабочей нормой капитана А. Чистякова. К примеру, в предыдущем рейсе на СТМ-8381 «Онтика» он «взял» со своим экипажем практически два плана по вылову, и в последнем, недавно завершившемся, на этом же судне план по добыче выполнен на 175 процентов, значительно перевыполнены рейсовые задания и по всем остальным показателям. Такая стабильность вообще характерна для его работы в капитанской должности на судах типа СТМ в последние годы — без полных тралов, что называется, в родной порт не возвращался. Такая «удачливость» капитана и в рыбацком устном народном творчестве подмечена: «лучше я подольше на берегу посижу, но зато уж с капитаном Чистяковым в рейс пойду», — считают многие рыбаки.
Но не только за это уважает плавсостав Александра Вячеславовича, моряки стремятся попасть в его экипаж. Прежде всего, конечно, за то, что удается создать ему на судне такую обстановку, когда практически каждый член экипажа старается — и показывает — все, на что он способен (а раз так — то и до хороших уловов уже недалеко). А. Чистяков свою власть капитанскую фактически никогда не употреблял, даже в прежние времена «командно-административных» методов руководства. За пять рейсов только однажды был наказан моряк — советом трудового коллектива, за грубость по отношению к мастеру. Видимо, тут не обходится без собственного примера, который показывает капитан — своей сдержанностью, спокойствием, выдержкой, корректным отношением к другим.
Но капитан обычно показывает пример и в отношении к работе. На промысле он себя не жалеет, он думает прежде всего о деле. По 16 часов проводит на мостике, моряки даже недоумевают — «а сам капитан-то когда отдыхает?» И именно такой метод воспитания и убеждения «делай, как я» дает эффект, тогда и другие подтягиваются, да и спросить есть моральное право.
Конечно, такой капитанский почерк Чистякова не сразу сформировался. Да и вряд ли стал бы Александр Вячеславович именно таким командиром рыбацкого производства, если бы сам не прошел все этапы морского пути — матрос, боцман, штурман, старпом, капитан, проплавав на различных судах в очень многих районах Мирового океана.
В 1957 году паренек из Костромской области решил связать свою судьбу с морем, но тогда еще не думал, что именно с рыболовным флотом. В Таллиннское мореходное училище Минморфлота он не прошел по конкурсу. И пошел учиться рядом — в Таллиннский рабопромышленный техникум (ныне ТМУ МРХ СССР), тоже на судоводительский факультет. Так что, теперь, 30 лет спустя, можно сказать, что Морфлот, скорее всего, лишился хорошего моряка. А рыболовный флот приобрел в лице Чистякова отличного рыбака.
И все эти годы он — в нашем объединении; тогда весь их выпуск распределили в управление сельдяного лова. Александр Вячеславович рыбацкие университеты проходил основательно, судьба не очень баловала его, В 1972 году он вышел в свой первый самостоятельный рейс — капитаном СРТ. Плавал па судах разных типов, с 1986 постоянно возглавляет экипажи СТМ. Не будь у Александра Вячеславовича такого опыта, да и знаний тоже (заочно закончил КТИ), не побывай он в самых разных ситуациях, вряд ли бы теперь ему улыбалась удача, вряд ли бы отличался он такой стабильностью в успехах. Придя на промысел, он, безусловно, умеет все очень четко организовать, представляя отчетливо что, как и почему. Его девиз примерно такой — «Вышел в море — напряженно трудись». Он умеет анализировать обстановку (собирая для этого максимум информации), делать выводы, па их основе затем работать вдумчиво, без скоропалительных решений.
И при этом, прежде всего опирается на экипаж, на рыбаков, о которых всегда отзывается с симпатией и любовью, подчеркивая, что именно они прежде всего «виновники» успеха. Вот почему с первых дней промысла, или даже па переходе, он старается сплотить людей, создать костяк экипажа, сразу нацеливая рыбаков па сознательную, четкую работу, в которой всегда есть место поиску и инициативе. А раз так — то уже можно подумать и обо всем остальном. Судя по всему, капитану Александру Чистякову это делать удается.

Э. АЛЬПЕРОВИЧ.
Фото Р. ЭЙНА.
... И ЗАНЯЛ МЕСТО У ПРИЧАЛА «ГЕОРГ КАСК» - 20 07 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...Капитан, капитан, улыбнитесь, — в песне поется. В самом деле, почему бы не улыбнуться генеральному директору Хуго Майде и капитану Николаю Гончарову
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

(на снимке слева). Именно сегодня, потому что есть для этого повод, а, завтра, видимо, уже будет не до улыбок. Ведь сегодня — день особый, а вскоре вновь наступят рыбацкие будни - трудные дни промысла.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ровно в 10 часов 30 минут 7 июля, в канун Дня рыбака, утром ясным и безоблачным к восьмому причалу ТМРП подошел новенький сверкающий траулер — РТМКС-906 «Георг Каск», прибывший из Штральзунда. Подошел, как и положено, под звуки торжественного марша в исполнении духового оркестра военных моряков, под радостные возгласы встречающих. Цветы, улыбки, слова приветствия. Их произнесли спустя несколько минут на коротком митинге (он проходил на промысловой палубе) и генеральный директор X. Майде, и крестная нового судна — Керсти Пухм, дочь прославленного эстонского рыбака Георга Каска, имя которого теперь увековечено в названии нового супертраулера. Кстати, Керсти прибыла на судне из Штральзунда вместе со своей мамой Агнией Каск.
Выступая, X. Манде обратил внимание на такое совпадение: в канун двадцать пятого Дня рыбака «Эстрыбпром» получает 25-е судно, построенное корабелами ГДР на судоверфи в Штральзунде. Да к тому же нынче День рыбака совпал с 70-летием рыбной промышленности.
А затем, когда первые эмоции улеглись, волнения остались позади, гости покинули судно, X. Майде и Н. Гончаров остались вдвоем — им было о чем поговорить. Вот тогда и позволил себе капитан-директор Н. Гончаров, обычно очень сдержанный, улыбнуться и рассмеяться. Конечно, он прекрасно понимает, что в первом рейсе у нового судна проблем и трудностей будет вполне достаточно. Но это — потом. А сегодня — день особый, праздничный.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И он был продолжен — торжественным приемом в кают-компании "Георга Каска", посвященным Дню рыбака. Генеральный директор «Эстрыбпрома" X. Майде, его первый заместитель Л. Карпусь, председатель профсоюзного комитета П. Писарев, заместитель секретаря парткома Б. Рудковский встретились с членами экипажа нового судна, представителями плавсостава, отделов и служб объединения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Разговор шел о делах объединения, о перспективах «Эстрыбпрома», о том, как будет в ближайшем времени флот объединения пополняться новыми судами, что необходимо сделать, чтобы суда типа «Моонзунд» (к этому же проекту «Атлантик-488» относятся «Штральзунд» и «Георг Каск») работали с максимальным эффектом. И, конечно, вспоминали в эти минуты Георга Каска. Кстати сказать, портрет прославленного капитана и рыбака кисти ленинградского художника Н. Репина уже висит в кают-компании судна, где со временем будет открыт судовой музей. А этот портрет, некоторые другие материалы первые экспонаты будущего музея.
Среди выступавших был и Николай Николаевич Балакшин
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

(на снимке), долгое время проработавший в "Эстрыбпроме" капитаном порта. Его рассказ о Г. Каске слушали с особым вниманием – ведь Н. Балакшин очень хорошо знал Георга каска. Они вместе работали, строили этот порт, провожали суда в далекие океанские рейсы.
А закончилась эта встреча, как и положено, добрыми напутствиями виновнику торжества. И действительно - удачи тебе , "Георг Каск"!
Как говорят на промысловом флоте - много рыбы и семь футов под килем!

Э. АЛЬПЕРОВИЧ.
Фото Р. ЭЙНА и Ф. Ключика
Памяти капитана Сергея Владимировича Хорохонова. ВСЕГДА В СТРОЮ - 06 07 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В 1965 году, когда, в нашей стране впервые отмечался День рыбака, в числе первых капитанов, кому к этому празднику присвоили звание "Заслуженный рыбак Эстонии" был Сергей Владимирович Хорохонов.
Звание вполне заслуженно! С. Хорохонов за многолетнюю работу в рыбной промышленности снискал себе признание не только опытного рыбака, но и умелого организатора, руководителя трудовых коллективов.
Сергей Хорохонов словно родился для, моря, для рыбацкой жизни, хотя родом он с Брянщины, не имеющей выходов к морю. Любовь к морю развивается с юности, а юность Сергея прошла в Рижской школе юнг. Выйдя впервые на голубые просторы Балтики, вдохнув чистый морской воздух, твердо решил с морем не расставаться.
После окончания Ломоносовского мореходного училища, работал на морском буксире — постигал опыт буксировщика.
Рыбацкая биография Сергея Владимировича началась в Таллинне , в 1956 году, когда он в числе других рыбаков вышел на малых судах типа "РР" и "СРТ" , осваивать океанический лов. Сейчас такие суда почти не встретишь, и молодым рыбакам трудно представить себе, в каких условиях работали их отцы и старшие братья.
Те первые рейсы в океан запомнились Сергею Владимировичу на всю жизнь. Особенно рейс на РР 1282, где он был вторым помощником капитана. Судно было переоборудовано под дрифтерный лов. В рейс вышли без локатора, гирокомпаса и поискового эхолота.
О сетевыборочных и сететрясных машинах и посольных агрегатах приходилось лишь мечтать. А как вели поиск рыбы? Сергей Владимирович рассказывает, что одним из главных ориентиров тогда были птицы — олуши. Их рыбаки называли альбатросами. Как начнут пикировать сверху вниз в волны — значит, появился косяк — верная примета. Но порядок сетей нужно было расположить на градиенте температур, для этого пользовались "методом изотерм". Забрасывали на тросике в специальной упаковке термометр, определяли границы перепадов температуры воды и на этих перепадах метали сети. Именно здесь обычно "паслись" косяки рыб.
Примитив, конечно, но так было, и тогда это давало ощутимые результаты. Между прочим, С. Хорохонов этот способ применял даже у берегов Африки, для других видов рыб. И с большим эффектом.
А в июне 1962 года, уже будучи капитаном дальнего плавания, Сергей Хорохонов принял новый траулер БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан". Это было второе после БМРТ-333 "Ю. Сютисте" судно — крупнотоннажное, морозильное, с кормовым тралением. Большинство членов экипажа на таком судне вышли впервые, и надо было в короткий срок на переходе освоить новое судно, проверить технику, аппаратуру, обучить всех новичков.
Задача была не из легких, тем более, если учесть, что даже такие специалисты, как старший механик Е. Подольский, старший тралмастер Я. Володин и многие другие еще не ходили на таких судах.
Для капитана С. Хорохонова этот рейс на новом судне тоже был своего рода экзаменом. Все надо было заново организовать, предусмотреть, испытать. Но экзамен был выдержан с честью! План по добыче рыбы экипаж выполнил на 171 процент. Годовой вылов рыбы составил 70 тысяч центнеров. Такого улова в то время без спаренных рейсов не добивалось ни одно судно Западного бассейна.
Пять рейсов подряд совершил БМРТ-350 "Эвальд Таамлаан" в северную и центральную Атлантику и каждый раз возвращался с перевыполнением плана. Даже безрыбье не было помехой для экипажа.
Запомнился такой момент. Как-то в районе ЦВА испортилась промысловая обстановка. На совете все капитаны эстонской, да и других экспедиций, сетовали на безрыбье. Команды волновались, нервничали. БМРТ-350 в это время работал на девятнадцатом градусе и ежедневно добывал 30, 35, а то и 40 тонн, называя свои координаты и призывая следовать в его район.
Суда подходили, ложились на параллельные курсы, но рыба по-прежнему не шла, тралы приходили пустыми. Тогда С. Хорохонов вызвал в радиорубку старшего тралмастера Я. Володина, и тот по радио дал подробное описание настройки своего трала, охарактеризовал его оснастку, приемы траления, и... рыба пошла, повалила, как говорят рыбаки.
Материалы о трудовых успехах БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" то и дело появлялись на страницах эстонских газет. Чтобы читатели яснее себе представили объем добываемой рыбы, газета "Рыбак Эстонии" в одном из номеров писала: "За один год коллектив БМРТ-350 дал столько рыбопродукции, что она вряд ли уместится в 140 железнодорожных вагонах. Около 7 тысяч тонн! А если эту рыбу разделить поровну на всех жителей Эстонии, то каждый получит по пять с половиной килограммов".
Каждый рейс БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" давал государству миллион рублей прибыли, а в своем пятом рейсе прибыль составила 1 млн. 250 тысяч рублей. В соревновании в честь 25-й годовщины Советской Эстонии экипаж БМРТ-350 по всем показателям занял первое место.
БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" в 1965 году стал опорно-показательным судном объединения, а С. Хорохонов был назначен неосвобожденным капитаном-флагманом эстонской промысловой экспедиции. С того времени на плечи Сергея Владимировича легла дополнительная ответственность. Уже недостаточно было иметь успехи только своего экипажа. Надо было подтягивать остальные суда, помогать им, передавать опыт.
На промсоветах С. Хорохонов охотно делился своим опытом и опытом своих ведущих специалистов. Нередко он пересаживал на соседние суда своих опытных штурманов, добытчиков, технологов. И так общими усилиями добывался общий успех.
В числе первых Сергей Владимирович передавал свой опыт рыбакам республики Куба. Рейсы к берегам Гренландии и к Лабрадору на рыболовном траулере "Манхуари", который он возглавлял, вошли в историю развития кубинского рыболовного флота.
В связи с этим Фидель Кастро в одном из своих выступлений заявил: "Могли ли мы мечтать, что наши рыбаки, привыкшие вести прибрежный лов, будут промышлять в самых удаленных районах Атлантического океана!"
Труд капитана был по заслугам оценен. За успехи в развитии рыбной промышленности он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР и другими наградами.
Большая и богатая биография у Сергея Владимировича Хорохонова. Но она не кончается, она продолжается. И сегодня С. Хорохонов в строю. Вот уже который год Сергей Владимирович — капитан порта нашего объединения.

В. ВАСИЛЬЕВ, кандидат исторических наук.

На снимке: заслуженный рыбак Эстонии С. Хорохонов.
Фото из архива.
Памяти капитана Анатолия Андреевича Карнаухова . ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ - 06 07 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Впрочем, только этим юбилеем нынешний год для капитана-директора "Эстрыбпрома" коммуниста Анатолия Андреевича Карнаухова не ограничивается. В феврале ( а в это время А. Карнаухов находился в ЮВТО на борту РТМКС "Моонзунд") произошло еще одно событие — исполнилось тридцать лет с того памятного дня, когда выпускник ТМУ А. Карнаухов связал свою судьбу с морем: 9 февраля 1959 года он отправился в свой первый рейс на CPT-4390 в должности третьего помощника капитана. Это, так сказать, второй юбилей сезона — 1989. Одним словом, все так уж нынче совпало — 52-летие, тридцать лет океанской вахты, четверть века из которых — на капитанском мостике. Конечно, если смотреть на его биографию с отдаленного, чисто внешнего приближения, то может показаться, что Карнаухов счастливчик, баловень судьбы. В самом деле, всего пять лет выпускнику мореходки понадобилось для того, чтобы пройти рыбацкие университеты (первый капитанский рейс был у него на СРТ-4451 в феврале 1964 года).
Может быть, действительно судьба нередко была к нему благосклонной. Но кто может знать, сколько труда, поистине адского, пришлось ему вложить, чтобы стать таким, как есть. Труда, помноженного на характер.
Что касается характера, то можно считать, что он, к счастью, у Анатолия Андреевича не застывший, не закостенелый, а в диалектическом движении и развитии. В нем — много красок, много оттенков. Но все это ни в коем случае не заслоняет главный стержень. А стержень этот, пожалуй, — принципиальность и смелость. Смелость, когда нужно принять решение и затем суметь самому за него ответить.
Анатолий Андреевич — рыбак добросовестный и ответственный, требовательный к себе. Он стремится сделать все для того, чтобы и другие к своему делу также относились. Но на собственной шкуре зная прекрасно, почем фунт рыбацкого лиха, он старается при этом быть руководителем доброжелательным и даже заботливым — и в отношении судоводителей, и всех членов экипажа вообще. На добро и заботу капитана моряки обычно охотно отвечают. Может быть, и поэтому в карнауховских рейсах обходилось без конфликтов и нагнетания напряженности. А все вместе и позволяло капитану Карнаухову из дальних странствий всегда возвращаться с планом.
И еще одно качество заметили за ним коллеги. Безотказность — именно так, пожалуй, можно сформулировать. Если его попросить, объяснить, убедить — он поймет, пойдет навстречу. Да, слово "надо" он знает (хотя сейчас мы к этому слову и начинаем относиться несколько скептически). Но "надо" не фанатичное, а осмысленное.
Кстати, совсем недавно тоже так случилось. Обстоятельства складывались таким образом, что капитану А. Карнаухову предложили временно подменить капитана Ч. Лукашевича на РТМКС "Штральзунд". И А. Карнаухов улетел в конце мая в Кальяо. Хотя мог по причинам фактическим и моральным отказаться от этого. Ведь, в самом деле, он лишь недавно вернулся с "Моонзунда", затем два месяца учился в Калининграде, так что и отдохнуть надо было, и к предстоящей загранкомандировке не мешало бы пораньше начать готовиться. Но он без лишних слов полетел в Кальяо,
...Конечно, за долгие годы плавания у Анатолия Андреевича выработались основные принципы в работе, которым он старается следовать. И едва ли не самым важным в его капитанском кредо правилом является следующее — как можно более тщательно готовиться к рейсу на берегу. Анатолий Андреевич уже не раз убеждался в том, что еще именно на берегу чуть ли не наполовину закладывается фундамент успеха в предстоящем рейсе. И он старается всегда и во все вникнуть до мелочей, чтобы иметь самую детальную, подробную информацию - будь то формирование экипажа, техническая готовность судна, обеспеченность снабжением по всем необходимым позициям.
Но это ни в коем случае не означает, что затем в море он не сможет влиять на обстоятельства - на те, которые предполагал, или которые "выплывают" неожиданно. Нет, наоборот, оперативности и смекалки, маневренности ему не занимать. Зная все в мельчайших подробностях, он любит и умеет быстро и четко принимать решения, которые на поверку оказываются единственно верными. Он не допустит, чтобы судно простаивало, не будет ждать у моря погоды. Он сможет - и не побоится убедить берег, дать "добро" на новые указания. Ведь судно, как убежден этот седовласый капитан, должно работать с максимальной эффективностью, а рыбаки должны понимать что, зачем и почему, и дело делать всегда осознанно, осмысленно, а не "вслепую". Да, может быть такая самостоятельность и "неуживчивость" в его характере, особенно раньше, и не всем нравятся. Но право на это Карнаухов заслужил и выстрадал...


Э. АЛЬПЕРОВИЧ .

ФОТО Ф. ТУЛУСА ,
Капитан Николай Алексеевич Шкодин. ХРОНИКА – 06 07 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитан Николай Алексеевич Шкодин зарекомендовал себя в ПО "Эстрыбпром" как знающий, умелый специалист, хороший организатор производства, хотя в этой должности он работает сравнительно недавно — с 1985 года.
Никого в объединении не удивляет такое определение капитана, как "удачливый". Так вот — Н. Шкодин из удачливых. У него не было ни одного рейса, из которого бы судно вернулось, не выполнив задание. Правда, те, кто давно знает Николая Алексеевича, могут рассказать, что удачливость его — это, прежде всего, от хороших и прочных знаний, которые он постоянно пополняет, от умения подобрать экипаж, расставить людей. Ведь не случайно многие специалисты, однажды побывав в рейсе с Н. Шкодиным, стараются закрепиться в его экипаже, Не один год ходят в море вместе с капитаном технолог А. Волга, матросы Д. Ковалев, Ю. Силенко и другие.
Работа экипажа, который возглавляет Николай Алексеевич, неоднократно поощрялась, отмечалась. В активе и победа во Всесоюзном социалистическом соревновании.
В настоящее время рыбаки РТМС-7538 "Валгеярв", где постоянным капитаном утвержден Н. Шкодин, готовятся к загранкомандировке. Судно направляется в ФРГ, где будет установлено современное оборудование в рыбцехах. Сумма ремонта — несколько миллионов валютных рублей. И экипажу, и капитану предстоит большая, серьезная работа. Ведь на новейшем оборудовании нужно будет и работать, и уметь устранять неисправности. Значит, в загранкомандировке каждому члену экипажа, кроме выполнения своих непосредственных обязанностей, придется еще и много учиться.
Задачи большие, но в объединении уверены, что Николай Алексеевич справится с ними.

На снимке: Н. Шкодин.
Фото А. БАРАНОВА.
Капитан Сергей Степанович Баронов. ХРОНИКА - 08 06 1989
Капитан Сергей Степанович Баронов. ХРОНИКА - 08 06 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В свой первый капитанский рейс на БМРТ-248 «Йохан Келер" вышел Сергей Степанович Баронов.
С. Баронов один из самых молодых капитанов нашего объединения не только по стажу, но и по возрасту: он родился в 1955 году, в 1975 - окончил Ленинградское мореходное училище и был направлен в ПО «Эстрыбпром».
Служебные ступени судоводителя известны: матрос, четвертый, третий, второй помощник капитана. Плавать приходилось на БMPT, позже — на СТМ.
И вот — первый рейс в должности капитана-директора. В конце мая БМРТ-248 «Йохан Келер» после МРТО в Буэнос-Айресе, где и принял его Сергей Степанович, прибыл в район промысла. Район непростой: юго-западная часть Атлантического океана. Там сейчас разгар зимы, частые и сильные шторма, туман, так что экзамен придется держать серьезный. Но вся предыдущая работа С. Баронова может служить гарантией, что он его выдержит.
Друзья и товарищи по работе, многие из которых работали с ним, желают молодому капитану успеха в его нервом самостоятельном рейсе. «Рыбак Эстонии» также присоединяется к этим пожеланиям.

Фото Р. ЭЙНА.
Памяти Ефимова Владимира Ильича старпома. – 25 05 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Без малого пятнадцать лет работает в "Эстрыбпроме" Владимир Ильич Ефимов. Пришел он в объединение сразу после окончания Таллиннского мореходного училища Министерства рыбного хозяйства СССР. Учился успешно, и также успешно пошел у него и нелегкий рыбацкий труд. Захватил В. Ефимов еще CРTP, на которых плавал третьим помощником капитана. СРТР - судно невелико, а труд на нем большой: когда идет рыба, на палубе весь экипаж от матроса до капитана.
Рыбаки старшего поколения до сих пор вспоминают юркие «океаны" , как лучшую школу для рыбаков-моряков. Прошел ее и Владимир.
Кроме рыбацкого опыта, навсегда осталась у него привязанность к этим трудягам - сродним траулерам. И хотя СТМ, на которые позже перешел В. Ефимов, не похожи на те, оставшиеся в прошлом СРТРы (сложнее, комфортнее, производительнее) все равно есть между ними что-то общее, наверное, особый настрой команды: когда идет «большая рыба», на обработку выходят все, а общий труд всегда сближает людей, в море особенно. Поэтому и устанавливается на этих «малышах» теплая, дружеская атмосфера, как в хорошей, доброй, семье,
В 1986 году В. Ефимова утвердили старшим помощником капитана на судах типа СТМ. И если в рейсе на СТМ-8343 "Озаричи", из которого он недавно вернулся, дела шли успешно, то в этом большая доля заслуг и старшего помощника Владимира Ефимова.

Фото Р. ЭЙНА.
Памяти капитана Кузовкова Леонида Васильевича. ПОГОДА НА ЗАВТРА - 01 06 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Старший капитан службы капитана порта Л. Кузовков принимает сводку погоды на сутки. Она должна быть точна до часа, до балла, а потому будет уточняться еще раз, а может и больше, если потребуют обстоятельства. Но на эти сутки, судя по улыбке Леонида Васильевича, ничего страшного портовиков и суда, стоящие в порту или на рейде, не ожидает.
Сводка погоды — это только малая толика обязанностей службы капитана порта.
Порядок стоянки в порту, перешвартовки, заход в акваторию порта и выход из нее, безопасность стоянки на рейде, работа буксиров и других вспомогательных судов, чистота акватории - все это входит в компетенцию службы. И не только.
Проверка готовности судна к выходу в море — один из сложных и ответственнейших моментов в работе дежурных капитанов службы. Проверяется и уточняется все: наличие всей необходимой нормативной документации, готовность спасательных средств, иногда для этих целей проводятся учебные тревоги по живучести судна... И здесь все идет по пословице «дружба - дружбой, а служба — службой». Многих капитанов, которых приходится проверять, Леонид Васильевич знает не один десяток лет, когда-то вместе начинали с матросов. И сам плавал капитаном, и его проверяли, и он, в горячие, предотходные часы затаивал в душе досаду на чересчур дотошных проверяющих. Но... служба — службой.
И в то же время, капитаны судов радуются, когда их выход приходится на дежурство Л. Кузовкова.
Точность корректность, высокий профессионализм, доскональное знание морского дела — вот что отличает работу Леонида Васильевича. И характер: открытый, доброжелательный, с готовностью всегда помочь, дать добрый и дельный — совет.
Итак прогноз на завтра благоприятный. Будут спокойно работать докеры, не надо беспокоить капитанов, вызывая их по штормовому предупреждению, нормально ошвартуется судно, вернувшееся из дальнего трудового рейса.

Фото А. БАРАНОВА
Памяти РТМС-7558 «Цветково" и его экипажей. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ - 20 04 1989
Сто строк перед рейсом

Досрочно (за четыре месяца) завершено на судоремонтном заводе «Эстрыбпрома» техническое обслуживание РТМС-7558 «Цветково". Проведены ходовые испытания. Судно выходит в очередной рейс в нормальном техническом состоянии. Экипажу предстоит работать в юго-восточном районе Тихого океана на вылове ставриды.
— Район отдаленный, промысловая обстановка в данный период года не слишком благоприятная, отметил в беседе первый помощник капитана судна Мати Педари, — так что для выполнения рейсового задания потребуется и максимум усилий со стороны экипажа, и четкая работа отдела снабжения объединения, от которого зависит своевременное обеспечение топливом, и ритмичный подход за готовой продукцией транспортных судов.
— Надеемся, конечно, — подчеркнул старший помощник капитана Игорь Бяков, — и на опыт командного состава. Ведь специалисты, идущие в этот рейс, не только знают район промысла, но и не первый раз работают вместе. Я, например, был уже в пяти рейсах с нашим капитаном Тоомасом-Юри Эугеновичем Мурашовым-Петровым. Знаю, что и сам он отдаст все силы для выполнения плановых заданий, и с экипажа спросит.
Всего же в рейс на «Цветково» выходит 83 человека: 78 — работники «Эстрыбпрома» и 5 стажеров-кубинцев.
Не услышала я, на сей раз, претензий и в адрес службы материально-технического обеспечения «Эстрыбпрома". По словам старше
го помощника капитала И. Бякова, получено в основном все, что было заказано. Разговор как-то неожиданно повернул в несколько иное русло. Больше говорили даже не о предстоящем рейсе, а о том, как заботятся сегодня о рыбаках на берегу и в море. И снова «всплыли» уже наболевшие проблемы. Говорили о том, что очень долго просили рыбаки сократить сроки работы в рейсе, вспоминали, как радовались, когда, наконец, было принято решение Министерства рыбного хозяйства СССР о том, что рейсы должны быть не длиннее 150 суток. И с горечью констатировали, что из рейса в рейс оно не выполняется и работают рыбаки в море столько, сколько требует производственная необходимость. Заранее, перед выходом в рейс, пишут о том, что будут не против, если рейс продлят. Да. Именно так. Не думая о предстоящей усталости, не вспоминая о том, как бесконечно тянутся похожие один на другой дни, сливаясь в единый, монотонный и изнуряющий.
В беседе, затронули и еще одну, волнующую многих в нашем объединении тему: сокращенные экипажи. Так ли это хорошо, как иногда пытаемся мы преподнести? Судите сами. На первый взгляд, кажется, что ничего плохого в этом нет. Задания выполняются. Но какой ценой? Специалистам зачастую приходится выходить из рейса в рейс без отдыха. Подолгу не видят отцов и мужей семьи (особенно страдают при этом те, кто живет за пределами Таллинна). В рейсе рыбаки-матросы не успевают «делать» план сами. Приходится вовсю раскручиваться командному составу, работая в рыбцехе. И при этом выполнять еще и свои прямые обязанности, следить за тем, чтобы в полном порядке были их заведования. Таким образом, достается, конечно, всем. Страдают и суда, и люди. И кажущаяся хорошей, на первый взгляд, ситуация оборачивается своей обратной, не очень приятной стороной, о которой тоже нужно думать, когда начинаешь какое-то новое дело. А в данной ситуации: думать, очень серьезно думать о здоровье и жизни людей, работающих в море. И не забывать, что ничто человеческое им не чуждо.

И. ГУКОВА.
Фото Р. ЭЙНА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Выступает капитан-директор Т.-Ю. Мурашов-Петров.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На предотходном собрании.
ПАМЯТИ КАПИТАНА АЛЕКСАНДРА КАМИНСКОГО. «Стремлюсь, чтобы каждый осознал ответственность...» - 27 03 1989
ИМЕННО ЭТА ФОРМУЛА СТАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КРЕДО КАПИТАНА АЛЕКСАНДРА КАМИНСКОГО

Люди нашего флота
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наши читатели знают, что в объединении трудится большая группа выпускников Батумского мореходного училища Минморфлота СССР, которые три десятилетия назад связали свою судьбу с работой в море, с Таллинном. Об этом наша газета рассказывала в материале " Тридцать лет — морю!», опубликованном 31 января этого года. Среди «батумцев" — и капитан Каминский. Так уж получилось, что этот юбилей совпал у него с другим — в последний день января Александру Григорьевичу исполнилось 50 лет, В том, что Александр Каминский выбрал для себя именно морскую профессию, нет ничего удивительного. Ведь он жил в городе Поти, и все юношеские годы был неразлучен с морем. Поэтому и поступил в Батумскую мореходку. Правда, готовил себя, как и его товарищи по учебе, к работе в торговом флоте. Но когда их выпуску предложили поехать в Таллинн — не отказался. С рыболовным флотом так и не расстается до сих пор.
Первый рейс делал на CPT-4544 в Норвежское море с капитаном В. Лу невым. Он и помог становлению начинающего третьего помощника. А. Каминский и сейчас вспоминает эту помощь и поддержку. А затем достаточно долго работал с капитаном Г. Белогорцевым, который также очень внимательно следил за тем, как Александр проходит свои рыбацкие университеты. А они у А. Каминского были не из легких. На разных судах ходил, в разные районы вначале третьим и вторым помощником на СРТ, СРТР, затем перешел на крупнотоннажные промысловые суда типа БМРТ и РТМС, на которых работал вторым и старшим помощником.
Так что, когда весной 1985 года Александру Григорьевичу доверили капитанский мостик СТМ-8365 "Отар" (рейс был в СВА, в море Ирмингера), был он уже рыбаком и мореходом знающим, опытным, многое повидавшим на своем веку. Кстати, этот рейс оказался особенным еще и потому, что начало капитанской биографии Каминского совпало и с началом биографии "Отара" — судно, построенное в Штральзунде, он получил из новостроя и повел в первый рейс. Так с тех пор с этим траулером и породнился -из восьми рейсов «Отара" в шести капитаном на нем был А. Каминский, так что специфика плавания на CTМ ему уже хорошо знакома. На " Отаре» делал он и очередной рейс в конце минувшего года. И вновь, как обычно, вернулся с планом. У "Отара» был костяк экипажа. И А. Каминский всегда старался идти в рейс с боцманом Геннадием Касаткиным, механиком-наладчиком Виктором Филоновым, рефмехаником Романом Соловьевым, вторым механиком (сейчас уже стармехом) Станиславом Желобковым.
К своей работе капитан А. Каминский относится очень ответственно. В рейсе он всегда стремится вникнуть в обстановку, глубоко и всесторонне разобраться в необходимой информации. И еще он старается организовать работу так, чтобы каждый член экипажа свои обязанности выполнял вдумчиво и сознательно. Он любит не приказывать, а убеждать. В том числе и своим личным примером, своим отношением к делу. И такой стиль работы обычно сбоев не дает...

Э. АЛЬПЕРОВИЧ. Фото Ф. ТУЛУСА.