0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
ТР "Ботнический залив». Испытание - 01 01 1972
Еще совсем недавно мы с увлечением читали о пыльных бурях на далеком и загадочном Марсе. А на днях наши края навестила буря чисто земная. Ветер на своем пути к нам достиг ураганной силы. Подобная стихия всегда несет испытание. Так было и на этот раз.
... Утром, 22 декабря, ураганным ветром были порваны кормовые швартовые концы стоящего у северной стороны причала транспортного рефрижератора "Ботнический залив". Большая парусность кормы, невозможность маневрирования грозили судну бедой.
Сигнал тревоги прозвучал одновременно на судне, на работающих здесь трех буксирах, и береговых службах. Успех дела зависел от четкой взаимосвязи этих трех звеньев. И эта связь была осуществлена. Виктор Иванович Страшнов, старший диспетчер портофлота, рассказывает:
— Уже вечером я был. озабочен возвращением буксира "Лембит», который должен был привести баржу из Пярну на ост ров Рухну. Мы, диспетчера порта, все это время держали с ним самую тесную вязь. Эта озабоченность и привела меня ночью на службу. К счастью, с "Лембитом" все обошлось благополучно. А здесь вдруг такое.
Случай с "Ботническим заливом» выявил много замечательных людей. Работали все самозабвенно, с огромной выдержкой, без суеты и паники. На борту рефрижератора работы возглавил капитан В. Ставрович.
С помощью трех буксиров — «Тугева", "Трийги" и "Сулева», — умело осуществивших сдерживание дрейфа кормы судна, возглавляли также капитаны Г. Рыбак, О. Ойкимус и штурман Э. Калинд. Операция закончилась в два часа дня швартовкой судна на старое место.
Особенно отличились люди "Сулева». Более двадцати часов непрерывно несли вахту штурман Э. Калинд, механик А. Сидоров и матрос Ю. Ярвекюльг. Доброго слова заслуживает и дежурный диспетчер портофлота Ю. Смирнов. Он проявил большую находчивость и смекалку. С "Ботнического залива» никак не могли добросить до берега бросательный конец: ветер каждый роз после очередного броска уносил его назад. Он предложил подать этот конец с берега. И вот связаны несколько бросательных концов, позаимствованных у других судов. А в остальном уже ветер был помощником. Словом все, кто был причастен к этой операции, заслуживают похвалы.

Я. ТАЛАСОВ.
Комсомольцы не подведут - 01 01 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ОДНОЙ из лучших комсомольских организации рыбного флота Эстонии считается молодежный экипаж производственного рефрижератора «Аугуст Корк». И притом — одной-из самым многочисленных. В минувшем рейсе комсомольцев на борту было сорок семь. Вот почему производственные успехи судна, дважды в этом году побывавшего на промысле и дважды выполнившего свой план, можно смело отнести к заслугам комсомольцев.
Возглавляет судовой комитет ЛКСМЭ третий помощник капитана Тойво Паадик. Он об'ясняет успехи так: «Текучесть рабочей силы нам, в сущности, не знакома. Спросите: почему? Очень просто — моряки не расход я тс я после рейса по другим судам, знают, что на «Корке» всегда будет выполнен производственный план».
— Но ведь план выполняется ими же самими, выходит, не на готовое идут?
— Разумеется, — отвечает Паадик. — Видите, какой получается "заколдованный круг». Но на самом-то деле хитрости никакой нет. В первом рейсе парни были еще не знакомы. И вот тогда их сумели сдружить руководители судна. А это большое умение — внушить команде уверенность в своих силах. Получится — недовольных не будет.
Паадик говорит при этом не о себе. Но ведь и сам он как комсорг и помощник капитана немало тут приложил сил.
В день рождения комсомола на «Корке» получили радиограмму, адресованную лично Тойво. "Поздравляем с награждением Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЭССР».
Хотя в грамоте вписано только его имя, Тойво Паадик воспринял эту высокую награду как общую, принадлежащую всему молодежному коллективу. Крепкому, боевому, на который можно, положиться — комсомольцы «Аугуста Корка» не подведут и в наступающем 1972 году.

Б. МИХАЙЛОВ.

На снимке : Тойво Паадик.
Фото Д. Пранца.
РЕЙСЫ С БОЛГАРСКИМИ ДРУЗЬЯМИ – 25 10 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Город дружественной Болгарии, расположенный на берегу Черного моря, встретил советского гостя прекрасной погодой. Приветливо встретили Павла Васильевича Федоренко и представители производственного объединения «Болгаррыба".
Павел Васильевич — судоводитель из Эстонского рыбопромышленного объединения «Океан» - направлен на болгарский рыбопромысловый флот на должность старпома БМРТ. Ему предстояло передать опыт молодым штурма нам флота «Болгаррыбы". Так в 1970 году на судне «Бекас» он вышел в свой первый рейс на промысел с болгарским экипажем. Молодые матросы и судоводители оказались внимательными, любознательными учениками, с которыми приятно было работать, сознавая, что знания они перенимают с большим желанием.
Поиск разных косяков, процессы лова, овладение поисковой и навигационной аппаратурой, организация внутренней службы на судне и т. д. – вот широкий круг обязанностей, с которыми советский старпом знакомил личный состав БМРТ.
— Мне полагался переводчик, — вспоминает Павел Васильевич, — однако его не было. Пришлось самому взяться за изучение болгарского языка. С одной стороны, в нем много слов и понятий, сходных с русскими, что как будто облегчало изучение болгарского языка. Но в нем немало слов, имеющих совершенно другое значение.
Два рейса совершил старпом на «Бекасе», два — на «Ми-ланите», затем на «Цирконии». Все они были удачными. План вылова и производства рыбопродукции всегда перевыполнялся. Среднесуточный вылов составлял не менее 400 центнеров, заморозка — 300, выпуск рыбной муки — 20 центнеров. За этот период траулеры побывали на промысле в районах Центрально-Восточной, Юго-Восточной и Северо-Западной Атлантики.
Благодарностями, премиями, ценными подарками отмечен труд советского старпома по воспитанию и обучению рыбацких коллективов дружественной социалистической страны. Вручен ему и специальный нагрудный знак за ударную работу. В июне этого года по окончании длительной заграничной командировки он вернулся на Родину.
Морская биография Павла Васильевича началась в 1951 году на военной службе. Затем он работал на судах Министерства морского флота и с 1963 года — в Эстонском рыбопромышленном производственном объединении «Океан». Здесь он заочно закончил Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
Ходил штурманом на «Каскаде» «Коралле», на «Юхане Лийве». Все рейсы завершались с перевыполнением производственных заданий. На днях Павлу Васильевичу Федоренко присвоен диплом капитана дальнего плавания.

А. НЕСТЕРОВ.

На снимке: П. В. Федоренко
Фото А. Дудченко.
Виктор Тимофеевич Казанцев. ПОЗДРАВЛЯЕМ - 20 10 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Виктора Тимофеевича Казанцева, капитан-директора БМРТ-355 «Антон Таммсааре", с получением высшего судоводительского диплома — капитана дальнего плавания.
В. Т. Казанцев, окончив в 1961 году Таллинское мореходное училище ММФ, поступил работать в рыбную промышленность. Ходил на судах Калининградской базы рефрижераторного флота, с 1964 года работает а ЭРПО «Океан».
Четвертым и третьим помощником капитана работал Виктор Тимофеевич на БМРТ-333, БМРТ-246, вторым помощником капитана и старшим помощником — на БМРТ-350, 229, 555, 396. Виктор Тимофеевич умело сочетает в своей работе знания специалиста и авторитет руководителя. Это во многом способствует успеху на промысле.
Достаточно сказать, что из десяти последних рейсов, в которых был Виктор Тимофеевич, суда всегда возвращались с перевыполнением плана.
Более 50 тысяч тонн рыбы выловили рыбаки судов, на которых работал Виктор Тимофеевич Казанцев. В этом, конечно, есть и его немалая заслуга.
В 1965 году В. Т. Казанцев вступил в члены КПСС. Сейчас ему оказана большая честь. Он вместе с экипажем едет в Николаев принимать новое судно, БМРТ-604 «Рудольф Сирге». В первый рейс его поведет капитан дальнего плавания Виктор Тимофеевич Казанцев.


И ПШЕНИЧНИКОВ. Фото А. Дудченко.
ВЕТЕРАН "ОКЕАН" - 11 10 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— Моя биография, — говорит Виктор Павлович Петров, — неотделима от истории развития объединения. По окончании мореходного училища в 1955 году полтора года проработал в Эстонском морском пароходстве, а в октябре 1957 года пришел в рыбопромысловый флот.
Первый выход на промысел Виктор Петров совершил на нынешнем РПР-1281 в должности третьего штурмана. Командовал судном капитан Л. Сонг.
Старпомом в 1966 году пошел Виктор Павлович осваивать траловый лов. Около двадцати рейсов сделал. Много уделял внимания обучению палубной команды. Подготовил более тридцати человек на квалификацию матроса первого класса, двух — на боцмана.
Отличным был рейс старпома с 12 июня по 28 сентября в Северное море на СРТ-4390 (капитан М. М. Якупов). Соревнуясь за досрочное завершение заданий третьего, решающего года пятилетки, экипаж почти в полтора раза перевыполнил план добычи сайды и удостоился торжественной встречи в родном порту.
В этом рейсе товарищи поздравили Виктора Павловича с присвоением ему звания ветерана "Океана».
Бангладешцы учатся – 09 10 1973
В развитии рыбной промышленности республики Бангладеш большим событием явилось начало занятий в учебном центре. Шестнадцать специалистов среднего звена, закончив производственную практику по программе, составленной нашими специалистами на судах, с большим интересом слушают сейчас лекции. Их читают преподаватели рыболовной группы Министерства рыбного хозяйства СССР.
Среди учащихся — семь инженеров-механиков, пять радиоспециалистов и четыре тралмастера. Многие из них получили знания в высших учебных заведениях и колледжах, имеют практический опыт работы на судах. Но самый, пожалуй, ценный багаж они приобрели, окончив практические занятия и работы на судах, переданных в дар молодой республике. Своим опытом поделился начальник радиостанции СРТР «Чанда» Геннадий Варша. Он много сделал для того, чтобы его ученик Мустафа приобрел хорошие знания. Большая работа по подготовке будущих местных специалистов велась на СРТР "Чингри». Флагманские специалисты П. Железю и Г. Гартман много времени уделили оборудованию кабинетов учебного центра.
Стенды, монтажи поисковых приборов и радиотелеграфной техники, образцы ламп и радиоустройств являются полезными пособиями для обучения.
Учеба ведется на английском языке. В начале обучения будет дано представление о мировом рыболовстве, его методах и путях развития, техники, применяемой здесь, и основных процессах производства рыбной продукции. Число слушателей будет возрастать: прибавятся группы штурманов, рыбмастеров, электромехаников, боцманов и матросов среднетоннажного флота.
Советским специалистам готовится достойная смена из местных кадров. Наши рыбаки оставят о себе добрую память, заложив основы для развития рыбной промышленности молодой республики Бангаладеш.

В. АНУРОВ.
п. Читтагонг.
СРТ-4452. РЕКОРД ЭКИПАЖА - 09 10 1973
Северное море. В этом районе промысла эстонские экипажи прочно удерживают лидерство в соревновании. Многие них возвращались в Таллин, перевыполнив рейсовые задания в полтора и более раза Высокие производственные показатели уже стали нормой, торжественных встреч в порту были удостоены не единицы, а десятки экипажей.
И все-таки, рейс СРТ-4452, который закончился несколько дней назад, был, пожалуй, особенным. Еще ни одно из судов этого типа не добивалось в этом году такого высокого вылова: экипаж СРТ-4452 стал рекордсменом.
Приведем несколько цифр. Рейсовое задание составляло 376 тонн. Экипаж принял обязательство добыть за рейс 420 тонн, а фактический вылов составил 643 тонны. Это значит, что план выполнен на 173 процента.
И еще несколько показателей. Годовым заданием предусматривалось выловить 725 тонн рыбы. Следовательно, за три с половиной месяца работы на промысле экипаж судна выполнил годовой план почти на 90 процентов, а всего вылов с начала года составил 1000 тонн — 138 процентов к заданию. Вот что рассказали о том, как проходил рейс, сами члены экипажа — капитан Валерий Васильевич Фоменко и секретарь партийной организации матрос первого класса Василий Антонович Овчинников.
- На промысле мы должны были соревноваться с экипажем СРТ-4572, - говорит В. Овчинников. — Однако рейс у этого судна был короткий, и настоящего соревнования между нашими экипажами не получилось.
Но вот соревнование с коллективом СРТ-4479, который возглавлял капитан В. Пикат, хотя было и неофициальным, зато напряженным. Оба судна регулярно обменивались информацией, постоянно помогали друг другу. Если кто-либо находил хорошие скопления рыбы, то об этом сразу же сообщал товарищам.
И вот СРТ-4479 закончил промысел с очень высоким результатом - 610 тонн. А у экипажа СРТ-4452 впереди был еще целый месяц.
- Для нас, можно сказать, СРТ-4470 стал маяком, на который мы ориентировались, - сказал капитан В. Фоменко. - Наш экипаж поставил цель - добиться не менее высоких показателей.
Результат этого соревнования известен - коллектив судна закончил рейс отлично. Только за третий квартал вылов рыбы составил свыше 600 тонн - это самый высокий показатель, достиг гнутый в Северном море.
В начале рейса, когда работа еще не совсем ладилась, большую помощь в настройке промвооружения оказал наставник по добыче В. Дидык. Впрочем, отлично знал свое дело и мастер добычи СРТ-4452, ветеран объединения «Океан» Владимир Матвеевич Тумаш.
Команда в рейсе была опытная. Ветеранами «Океана» являются также капитан В. Фоменко, старший механик М. Иванов. Много раз ходили в море на этом судне помощник рыбмастера В. Виноградов, начальник радиостанции В. Вишняков, повар В. Матреничев и другие. Несомненно, что достигнутому успеху во многом способствовали постоянство и сплоченность экипажа.
Однако высказывают моряки и вполне справедливое замечание. Несмотря на летний период, снабжение промысловиков овощами было организовано плохо. Так, например, за все время пребывания в море на судне получили всего два килограмма помидоров да десять килограммов огурцов. А возможности обеспечить моряков овощами, конечно, были.
С приходом судна в порт экипажу СРТ-4452 была оказана торжественная встреча, Это уже 37-е судно в этом году, которое встречали с оркестром. Поздравили моряков с замечательным достижением заместитель начальника ЗРПО «Океан» Н. Митюрев, председатель базкома В. Кустарников и от имени парткома объединения А Гиро.

Г. Ольшак.

Встреча в родном порту СРТ-4452.
НА СНИМКЕ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

моторист первого класса ударник коммунистического труда Петр Шушин (слева)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старший механик траулера Михаил Иванов со своей семьей.
Фото А. Дудченко.
ПР «Саяны". СПОКОЙНО И УВЕРЕННО - 06 10 1973
В рейсе 2/31 на производственном рефрижераторе «Саяны" обязанности главного механика выполнял коммунист Владимир Иванович Пискуненко. Впечатление о нем, как о механике и как руководителе у членов машинной команды сложилось самое хорошее.
В течение всего рейса среди членов машинной команды поддерживались товарищеские, деловые отношения. Работа шла спокойно и уверенно.
Рейс был очень напряженным. Для выполнения производственного задания пришлось организовать подвахту. Как секретарь первичной партийной организации, Владимир Иванович Пискуненко принял самое деятельное участие в организации работы подвахты.
Активно участвовали члены машинной команды в социалистическом соревновании. Ежемесячно В. И. Пискуненко собирал всех работников своей службы. Совместно рассматривалась работа каждого моториста, кочегара, электрика и рефмоториста.
Тов. Пискуненко провел большую работу по теоретической и практической подготовке личного состава.
Все члены машинной команды, ходившие на производственном рефрижераторе «Саяны» в рейс 2/31, выражают благодарность Владимиру Ивановичу за заботу о повышении теоретических и практических знаний.

О. МАЛЕЦ, второй электромеханик ПР «Саяны».
СРТ-4390. С ОПЫТНЫМ ЭКИПАЖЕМ - 04 09 19173
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С прежним экипажем вышел 12 июня во второй рейс этого года средний рыболовный траулер 4390 (капитан М. М. Якупов).
Это имело большое значение. Дело в том, что в первом рейсе по независящим от коллектива причинам план вылова был несколько недовыполнен.
Теперь те же люди шли на промысел с твердым желанием перекрыть задание и второго рейса и недолов первого рейса, Поставленная ими цель достигнута. С отличными показателями 28 сентября судно вернулось в Родной порт. Экипажу устроили торжественную встречу.
В Северном море на облове сайды сделано 470 тралении. Удавалось иногда брать за подъем до ста центнеров рыбы. Всего при плане 378 тонн за второй рейс взято 544 тонны. Вся рыба сдана плаврыбозаводам и производственным рефрижераторам в разделанном виде, хорошим качеством.
Сдано на приемные суда 16,5 тонны печени, что значительно больше задания. Кроме того, для произведства рыбной муки сдано 47 тонн отходов.
Продолжает свою инициативу по приему улова на ходу производственный рефрижератор «Аугуст Корк».
- И наш экипаж 4390, — говорит капитан М. М. Якупов, - весьма доволен и благодарен за это коллективу "Августа Корка». В Северном море получил экипаж приятное известие. Двум его труженикам было присвоено почетное звание "Ветеран ЭРПО «Океан".
Звания этого удостоились старший помощник капитана Виктор Павлович Петров и мастер добычи Иван Васильевич Квашнин.
С большим удовлетворением встретил экипаж известия о положительных результатах разрядки международной напряженности, о том, что мирная инициатива КПСС и Советского правительства одобрена всеми людьми доброй воли нашей планеты.
На торжественной встрече СРТ-4390 на северном причале Таллинского морского рыбного порта представители администрации и парткома объединения «Океан» и базкома профсоюза горячо поздравили рыбаков с большими трудовыми достижениями и пожелали им новых успехов в социалистическом соревновании за досрочное завершение плана третьего, решающего года девятой пятилетки.

А. КРОСС.
НА СНИМКЕ: СРТ-4390 в родном порту.
Фото В. Петрова.
ВЕТЕРАН СУДНА – 29 09 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


«Иоханнес Варес» только что вернулся из рейса. Стоянка в порту предстояла длинная: впереди — разгрузка, небольшой ремонт. И хотя в новый рейс еще не так скоро, у борта плавбазы уже стоял танкер — шла приемка топлива.
Потому донкерман Александр Михайлович Котенев был, как говорится, при деле. С каплями пота на лице, он хлопотал у своего хозяйства - шлангов, приборов. Опустевшие после рейса танки заполнялись топливом.
Профессия у него для рыбного флота редкая - донкерман. Специалистов таких, особенно опытных, можно и на пальцах перечесть.
Когда выдалась свободная минута, я попросил его рассказать о своей работе. Вот сейчас стоит танкер у борта - "Варес" принимает мазут. Берет судно в рейс две с половиной тысячи тонн - целый железнодорожный состав. А кроме того, еще во да, топливо, масло. Короче говоря, все эти жидкости — а их в танках больше пяти тысяч тонн — находятся в ведении донкермана.
Основная его задача в рейсе — раздача воды и топлива промысловым судам. Надо приспособить шланги, смотреть за насосами, счетчиками, следить за тем, чтобы не допустить большого крена судна.
Работа, конечно, и беспокойная, и нелегкая. Как и всякая другая, требует опыта, мастерства, выдержки.
До прихода на флот А. Котенев переменил немало профессий. Был шахтером, шофером, взрывником. Менял он работу не в поисках легкого хлеба. Просто искал свое место в жизни — такое место, чтобы быть ему верным навсегда.
И вот в 1958 году Александр Михайлович Котенев, человек уже зрелого возраста, решил стать моряком. Направили его на танкер "Яан Креукс». Там же он получил и свою нынешнюю профессию — донкермана.
А два года спустя, когда эстонский рыбопромысловый флот пополнился крупнейшим в то время судном, А. Котенева направили туда, на плавбазу «Иоханнес Варес». С тех пор он здесь и работает, из года в год ходит в море на судне, ставшем теперь для него и знакомым, и чем-то близким.
Приходили на «Варес» новые члены экипажа, менялись матросы, мотористы, механики, штурманы. А он по-прежнему оставался все на том же судне, все на том же месте — донкерманом плавбазы «Иоханнес Варес". Их, ветеранов, которые работают здесь с первого рейса, осталось на судне двое — А. Котенев и старший механик И. Ильин. Впрочем, стоит ли удивляться — ведь «Иоханнес Варес» ходит в море уже тринадцать лет.
Все ему нравится на этом судне - и коллектив, и работа, и бытовые условия для моряков.
— Придешь на свое судно , и чувствуешь себя как дома, — говорит А. М. Котенев. — я не любитель бегать с места на место. И это не просто привычка. Иной придет — и не понравится ему здесь, бывает и так. Человек должен полюбить свою работу, — говорит он.
А сам он относится к делу с душой и, без преувеличения, можно сказать, любит его. Вот лишь один пример.
В море на плавбазе "Иоханнес Bapec» должно быть два донкермана, он же согласился работать один. Так прошло уже два рейса. Трудно ли ему приходилось?
— Не очень, — улыбается Александр Михайлович. — Если опыт есть, то справиться вполне можно. Даже отдыхал нормально. Правда, в этом рейсе снабжали водой, топливом только БМРТ, а с ними легче работать. Принимают они топлива много — по 200—400 тонн, одновременно два судна.
А вот со средними траулерами хлопот больше. Топлива они берут мало, снабжаем четыре судна сразу. Выпало так, что и по трое суток спать не приходилось.
Здесь, на судне, он обрел унижение коллектива. Уже много лет подряд он является ударником коммунистического труда. Был награжден А. М. Котенев и значком «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности».
Свое свободное время А. М. Котенев уделяет фотографии, не расстается с аппаратом. Он выпускает фотогазету, участвует в общественной жизни.
Он всего себя отдает делу. И если успешно выполняет рейсовые задания его судно, если четкой и быстрой работой экипажа плавбазы "Иоханнес Варес» довольны промысловики, то есть в этом заслуга и Александра Михайловича Котенева, ветерана этого судна.

О. ГРИШИН.

На снимке: А. М. Котенев.
Фото А. Дудченко