0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти СРТР-9082 и его экипажей. Полный трал - хорошее настроение – 27 08 1971
У проходной порта — большая праздничная группа встречающих. Все они ждут СРТР-9082 «Ристна". Наконец, он у стенки причала. Слезы, смех и возгласы приветствий — все это так знакомо и дорого нашим морякам! В каютах тесно. Много нужно рассказать, многое поведать. Оставим счастливчиков и пройдем по судну.
— Беспокойное это время — приход. Нужно подготовить все документы для отчета перед береговыми властями.. сдать, привезенную рыбопродукцию, подумать о питании на берегу. Все эти дела не дают покоя и ночью, — говорит старший помощник капитана В. М. Кулягин. — По плану у нас был лов "кошельком" и тралом. Было выделено и поисковое время. Рейс начался с 6 мая и закончился 20 августа. Времени промыслового мало, а сделать нужно было многое.
Если говорить языком цифр, то за рейс трал сработал на 129 процентов - это 3520 центнеров различной рыбопродукции, а "кошелек" оправдал себя на 120 процентов - это более 900 центнеров сельди, скумбрии. Так, например, за трое суток промысла мы закошельковали 430 центнеров сельди. Разнообразие промвооружения - "кошелек" и тралы - вызвало и свои специфические трудности в работе команды в целом.
Много опыта и навыков отдали рейсу штурманский состав, машинная команда, матросы. Особо отличились мастер добычи Иосиф Гринкевич, боцман Евграф Гудков, шеф-повар Карл-Отто Каупу.
В рейсе кухня изобиловала разнообразием блюд. Много смекалки и профессионального мастерства вложил в меню Карл Августович.
Из машинной команды хочется отметить Геннадия Метса. Он работал в рейсе вторым механиком. С большой ответственностью и любовью относился он к своему делу.
На палубе идет выгрузка. Помогает ей и вахтенный матрос первого класса Борис Арсентьев. Не первый это его приход. И, наверное, не последний. С 1968 года Борис на флоте, и морская работа ему очень нравится.
Тралмастер Олег Ильин отдает распоряжения и тут же ныряет в сетевой трюм. Траловое вооружение нужно сдать в лучшем виде. Экономия промвооружения выйдет неплохая. A это стимуляция, которую получат ребята за бережное отношение к нему, своевременный уход и ремонт.
Олег выглядит молодо. Веселые, задорные глаза всегда смеются. Он похож на бывалого спортсмена. Обычно в характеристиках о таких пишут: обладает отличными морскими качествами...
Взрывом смеха встречают ребята очередную шутку Олега. В этом рейсе он впервые работает помощником мастера добычи. Бригада, которую возглавляет Олег, очень хорошо отзывается о нем. Хотя бы одно то, что Олег освоил работу помощника мастера добычи самостоятельно, вникая в дело практически, говорит о его настойчивости, целеустремленности. Есть у Олега и другие деловые качества. За свою работу, работу ребят он отвечает. Не было в рейсе такого, чтобы его смена ушла, не доделав чего-то.
Свою работу ребята передают из рук в руки сменщикам: полную палубу рыбы, исправный трал и хорошее настроение... Олег освободился на несколько минут от дел и вот что рассказал.
- Промысловая обстановка в Северном море была благоприятной. Мы неоднократно обнаруживали косяки сельди, скумбрии. И удачно сработали «кошельком". Многое, очень многое зависело от матросов, от их сноровки, умения вовремя производить тот или иной вид операции. Да и не удивительно, экипаж коммунистического труда молодой, с огоньком. В районе Скагеррака, где мы работали под тралом, были очень частые порывы из-за плохого грунта. Здесь мы промышляли сайду.
Это очень быстроходная и пугливая рыба. Часто после удачного подъема второй трал приходил пустым. Тут уж на помощь приходили штурманы, ушедшую рыбу быстро догоняли. Хорошей работой зарекомендовали себя матросы В. Клюшник, А. Востриков, Б. Арсентьев, Н. Аниськин и многие другие.
Хочется сказать о снабжении судов. Ребята ушли на 110 суток в мере и почти весь рейс промучились с траловыми досками.
При скорости судна 3.2 узла и весе досок 340 килограммом последние не давали полной посадки трала на грунт. Это плохо влияло на объем улова, если иметь в виду залегание рыбы на грунте. Это, пожалуй, наш основной недостаток в рейсе.
Олег бежит к подошедшей машине и о чем-то разговаривает с шофером. Потом — взмах рукой. Загудела грузовая лебедка, из сетевого трюма выплывают кухтыли, скобы, капроновые тралы...
— А теперь о нашем старшем мастере добычи, — продолжает Олег. - Его сейчас нет, он оформляет документы. Но то, что он сделал для меня и ребят в рейсе, будет долго помниться. Со спокойствием и знанием своего дела он вошел в коллектив. Всегда, когда приходилось трудно, слышался спокойный голос Иосифа Гринкевича. Он давал советы, и, как бы невзначай, поправлял, если что было не так. В трудное время промысла Иосиф Иванович часто бывал на палубе и не в свою вахту. За свой труд, успешное выполнение предсъездовских социалистических обязательств, чуткое отношение к экипажу Иосиф Иванович награжден орденом " Знак Почета". Он не только хороший производственник, но и активист. Его слова не расходятся с делом.
Олега зовут к машине и он уезжает на склады.
Рабочее время подошло к концу. Расходятся встречающие, уводя своих любимых и близких.
Через некоторое время судно пустеет. Ранним утром следующего дня ребята закончат выгрузку, сдадут свое имущество боцману Е. Гудкову и покинут судно, которое уйдет в ремонт. Останется на нем лишь дежурная вахта...
A через несколько месяцев вновь оживут каюты, принимая старожилов судна и новичков. Закипят подготовительные работы... Вновь будет рейс, успехи, проводы и встречи. Повторится то, что ребята называют обыкновенным рейсом .


Б. КОРОБЕЙНИК.
Капитан «Тугева» – 11 07 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Восемнадцать лет на одном предприятии! Прямо скажем, стаж хороший, солидный.
Это было давно, еще до УСЛ (Управления сельдяного лова) первой организации океанического промысла республики. В 1954 году при создании ТМРП пришел в старую тесную гавань рыбного порта первый буксир "Нарва». Тогда и поднялся на его командный мостик старпомом Георгий Викторович Рыбак.
До сих пор служил он на северных морях, совершил сквозной переход на пароходе "Николай Бауман" из Мурманска во Владивосток. А здесь выпало на долю осваивать новую профессию. Портовый буксир с его круглосуточной, круглогодичной, хлопотливой работой, не каждому заметной, нравится не всем морякам. А от судоводителя на нем требуется большое искусство при буксировке судов от причала к причалу, и при плавании в зимнюю пору в ледяных разводьях, и при постановке к пристани больших плаврыбозаводов.
После "Нарвы" Георгий Рыбак доставлял на судне ПTC-2 соль рыболовецким колхозам и рыбокомбинатам, жмыхи сельхозартелям, расположенным на Моонзундских островах, обратно забирал готовую продукцию.
Несколько портовских судов побывало под его командованием, пока не приобрели буксир "Тугев". Странная судьба у этого судна. В период Великой Отечественной войны болтался он по финским портам. Затем оказался в Таллине. Использовался магнитным тральщиком. В конце концов, устарел.
"Тугев" - значит сильный, а в рыбный порт его доставили немощным, хоть списывай в расход.
Но назначенная на него машинная и палубная команды во главе уже с капитаном Рыбаком, засучив рукава, не жалея сил и времени, принялись за ремонт. Перевели судно с твердого на жидкое топливо, подновили механизмы, устройства, и вновь "Тугев" обрел необходимую мощь и маневренность. С тех пор уже восемь лет командует им Георгий Викторович. И не он один. Участники ремонта, ветераны судна служат здесь по многу лет: стармех Болеслав Ежов, старпом Иохан Мадал, второй механик Михкель Кентсеп, боцман Вярди Нелис, матрос Антс Сепп.
У какого капитана не дрогнет сердце, если с судна уходит хороший матрос, к тому же, здесь получивший знания, навыки, практику и любовь к морской профессии. Но такова жизнь. Молодежь всегда тянет на большие суда, в дальние плавания. Там и возможностей больше, чтобы двигаться вверх по служебной лестнице, учиться.
До двух десятков новичков, пройдя школу на судне, ушли в большой флот.
Много перебывало людей на судне за восемь лет. Разные попадались. Однако за последнее время здесь не было нарушений трудовой дисциплины. Старый состав крепко держит лучшие традиции, не позволяет их нарушать.
Мал золотник, да дорог. Народная пословица вполне применима и к "Тугеву".
Начальник портофлота Павел Михайлович Белистов говорит о нем так:
— Экипаж "Тугева» неоднократно занимал первое место по всем показателям. Машинная команда содержит технику в хорошем состоянии. Буксир давно и полностью оправдал все расходы по его приобретению и ремонту. В иные годы он дает дохода да 100 тысяч рублей. Его капитан Георгий Рыбак вырос здесь до капитана. Как коммунист он руководит группой на политзанятиях.
Интересна трудовая книжка капитана. В ней очень много записей, характеризующих стиль его работы.
Вот некоторые из них:
"1963 год. За внедрение рационализаторского предложения премирован денежным вознаграждением".
"Премирован за разработку и внедрение НОТ по ремонту судов портофлота".
"Премирован за успешное действия по тушению пожара на заводе".
"Премирован за успехи в социалистическом соревновании в честь 40-летия Великого Октябрьской социалистической революции"
Список грамот и поощрений длинен.
Да, "Тугев" - значит сильны. А силы ему придает беззаветный творческий труд небольшого, но славного, спаянного экипажа. И награждение капитана Георгия Викторовича Рыбака орденом "Знак Почета" - это высокая оценка работы и всех моряков буксира.

М. СИЛЬД.
Памяти капитана Сергея Николаевича Козина. Достойная награда – 11 07 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Его хорошо знают на рыбопромысловом флоте. И не удивительно: капитан Сергей Николаевич Козин уже более десяти лет водит рыбопромысловые суда по морям и океанам. Суда самые разные.
Ему повезло сразу: попал старпомом на СРТ к опытному капитану Фридриху Тамму. Ныне Тамм - кавалер Золотой Звезды, делегат XXIV съезда КПСС - капитан большого морозильного рыболовного траулера. Его судно ни разу не возвращалось в порт с невыполненным заданием.
Так и Козин. Несколько лет назад его траулер "Иоханнес Рувен" поставил рекорд добычи, не побитый и по сей день, - 100 тысяч центнеров рыбы за год. По итогам социалистического соревнования за последний квартал 1968 года "Иоханнес Рувен" завоевал вторую денежную премию по главку "Запрыба", а за третий квартал прошлого года - переходящий вымпел Министерства рыбного хозяйства и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности, а также первую денежную премию министерства.
Теперь уже сам Сергей Николаевич помог стать капитаном не одному моряку. Когда-то были его старшими помощниками Борис Григорьевич Демидчик, Лео Августович Сангель. Теперь они водят новые суда нашего флота - БМРТ-555 "Феодор Окк" и РТМ "Юлемисте .
Иногда можно слышать от рыбаков, что результат рейса зависит только от капитана, матросы так и говорят: " С этим (имярек) кэпом никогда в пролове не будешь..."
Если спросить мнение на этот счет Козина, он ответит отрицательно. И добавит: успех зависит от всего экипажа, от командиров всех служб. Поэтому он никогда не полагается только на свое "я". Нужно - советуется со специалистами.
Так было и в последнем рейсе. Вначале дела шли неважно. Капитан предложил перейти к острову Сейбл. Там ожидаются хорошие уловы камбалы, трески, пикши. Но на них низкие оптовые цены. Значит, надо разделывать тушки. Как тут не посоветоваться с помощником капитана по производству? Бывали случаи, когда рыбу обрабатывать не успевали: в экипаже - много новичков. Или разве можно не поговорить со стармехом? Сможет ли он поставить дополнительное оборудование в рыбцех: установить ножи, головорубы и так далее.
Только совместными усилиями можно добиться успеха. Вот откуда взялись те четыреста сорок процентов плана по разделанной рыбе. Конечно, экипаж перекрыл и все остальные показатели.
И так из рейса в рейс. За минувшую пятилетку экипаж траулера "Иоханнес Рувен" добыл 335. 682 центнера рыбы, заморозил 192.900 центнеров. Это гораздо больше нормы.
Накануне праздника Дня рыбака большая группа работников объединения "Океан" была награждена орденами и медалями СССР. Среди них и Сергей Николаевич Козин. Орден Трудового Красного Знамени - достойная награда за многолетний труд.

Г. ВОРОБЬЕВ
РПР-1249: ЕСТЬ ГОДОВОЙ! - 27 06 1971
Немало средств и сил было вложено в то, чтобы рыбопромысловый рефрижератор 1249 встал в строй производящих судов. Благодаря умению судоремонтников все неполадки были устранены, и теперь РПР-1249 удачно ведет производство готовой продукции.
С начала эксплуатации судно сделало девять рейсов, из них особенно успешным оказался рейс нынешнего первого года девятой пятилетки.
Задание на 1971 год произвести 1.350 тысяч условных банок пресервов экипаж выполнил за полгода, то есть раньше срока на шесть месяцев. О своем достижении коллектив рапортовал еще 18 июня, а когда судно прибыло 23 июня в Таллинский морской рыбный порт, то на его счету имелось уже 13 000 условных банок пресервов из кильки сверх годового плана.
Рейс, рассчитанный на период по 29 июля, закончен досрочно. Очень хорошо подавали сырье ленинградские траулеры.
Капитан Геннадий Сергеевич Масленников говорит, что досрочное выполнение заданий каждого рейса обеспечивает устоявшийся состав команды.
Почти с начала эксплуатации судна работают на нем боцман Алексей Павлов, механик Лембит Лейман, Велло Тамм, штурманы Мярт Моосес и Владимир Колобанов.
Матросы Владимир Крючков, Василий Кротенок, Александр Коньков и на палубных работах и на изготовлении пресервов проявили себя знающими производственниками.
Качеству выпускаемой продукции большое внимание уделяли мастера Якоб Мериметс, Иван Персидский, закатчик Виталий Капралов.
- Наш коллектив сплоченный и дружный, - говорит парторг Алексей Павлов. - В социалистическом соревновании за достойную встречу XXIV съезда КПСС каждый член экипажа почти вдвое перевыполнил свои социалистические обязательства.
Постоянно на судне ведется техническая учеба. Сейчас на матроса первого класса готовятся три члена экипажа, сравнительно недавно пришедшие на судно. Все они отлично освоили специальности.
Свои достижения в социалистическом соревновании за досрочное выполнение плана девятой пятилетки экипаж рыбопромыслового рефрижератора 1249 посвятил Дню рыбака.
На днях экипаж судна удостоился торжественной встречи в Таллинском морском рыбном порту.

А. Кросс
«Нам док, что дом родной» - 28 05 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Его не назовешь плавучим гигантом: плавдок- 164 - один из самых небольших среди своих собратьев. Грузоподъемность всего 400 тонн. (Для сравнения: общий вес судна-"кошелька" - около 500 тонн). Но, тем не менее, пока Эстонский рыбопромысловый флот оснащен судами типа СРТ и СРТР, этот док вполне себя оправдывает.
Но сейчас речь не о самом доке, а о людях, которые обслуживают эту "металлическую коробку", о парнях, которые за три месяца превратили "груду металлолома" в полноценный плавучий док. "Груда металла" - это оттого, что рабочие Таллинского судоремонтного завода передали док объединению "Океан" именно в таком состоянии. Было это три месяца назад, в феврале.
Новая команда поставила перед собой цель: в самое короткое время привести док в рабочее состояние, причем, не нарушая графика ремонта судов. И вот спустя три месяца Федор Иванович Коронкевич, старший механик дока, показывает мне свое хозяйство.
Действительно, док вполне приведен в рабочее состояние, отремонтированы дизеля, трубопровод, восстановлена электросеть, противопожарные устройства. И это - наряду с ремонтом судов, общее число которых с момента передачи дока составило 13.
С теплотой отзывается Федор Иванович об электромеханике Тимофее Негине. Несмотря на сравнительно небольшой возраст - 33 года, этот человек обладает огромным опытом, трудолюбив и обязателен. Если необходимость требовала поработать над восстановлением дока в выходные дни, Тимофей, по словам Коронкевича, никогда не отказывался, с удовольствием выполнял любую работу.
Много труда легло на плечи 16 членов команды дока. Как известно, емкости дока делятся на отсеки, каждый из них (а отсеков - 18) приходилось очищать от ила и песка. Работа трудная и, мягко выражаясь, грязная. Но ребят трудились, что называется, без оглядки.
- Особенно трудно было зимой, - рассказывает Ф. И. Коронкевич. - Замерзала вода в трубопроводах, выходила из строя система пароснабжения. Иной раз просыпаешься утром, включая радио и, если диктор говорит, что в течение дня ожидается мороз, просто руки опускаются. Но зима позади, а док сейчас в нормальном состоянии.
Федор Иванович провел меня по отделениям дока. Дизели недавно выкрашены, смазаны. Оба отложены, работают как часы. Это - заслуга экипажа.
Хорошо отзывается стармех и о бригаде корпусников судоремонтного завода, которой руководит Рейн Суурна. Оперативно проводят они ремонт судов и, если остаётся время, производят кое-какие работы по восстановлению дока. Особенно много помогали Павел Голодов, трубопроводчик из бригады Суурна, Михкель Лиллепуу и другие.
Когда я спросил Федора Ивановича, что может он сказать о команде дока, он процитировал куплет из одной старой песни.
- Ребята настоящие, нам , что дом родной, товарищ за товарища всегда стоит стеной...
Вот такие у нас ребята!

В. ВЛАД.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Старший механик коммунист Ф. Коронкевич у центрального поста управления.

Фото А. Дудченко.
РР-1249. Трудовые подарки Первомаю – 25 04 1971
Дважды в этом году пришлось возвращаться в порт из-за неисправности закаточного станка рыбопромысловому рефрижератору 1249. Но настойчивый экипаж не терял надежды наверстать упущенные возможности и добился своего.
Четыре груза пресервов сделал экипаж. Особенно удачным был последний рейс в Южную Балтику. Здесь принимали свежье от колхозных рыбаков Калининграда, Латвии и Литвы. Колхозники вели обычно близнецовый лов. Причем РР-1249 оказывал им практическую помощь, порой определяя эхолотом расположение верхней и нижней подбор тралов.
С 8 по 17 апреля экипаж сделал 22 тысячи трехкилограммовых банок, тем самым нагнав отставание в первом квартале. Общий план рейса, рассчитанного на период с 20 января по 5 мая с .г. выполнен досрочно, по предварительным данным, на 110 процентов.
На закатке банок справлялся с заданием матрос Федор Петровский. Замечательно трудились матрос первого класса Василий Кротенок, стармех Евгений Райсп, радист Райво Кэакси и другие.
- Первый рейс шел в море повар Николай Маллинский, но отнесся к своему делу исключительно добросовестно, - говорит старпом Владимир Иванович Колобанов. - Пищу он готовил разнообразную, умел приготовить хорошие блюда, чтобы порадовать своих товарищей после напряженной работы.
На переходах и в часы отдыха комсорг Райво Кэакси проводил беседы о Директивах по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства страны.

М. СИЛЬД
СРТ-4425. Трудовые подарки Первомаю – 25 04 1971
Задание восьмой пятилетки по вылову рыбы экипаж СРТ-4425 сделал на 128,8 процента, добыв 43541 центнер сельди, пикши, сайды и т. п.
- Первый квартал девятой пятилетки начат успешно, заявил третий штурман Михаил Казаков. - В рейсе, закончившемся 21апреля, при плане 3060 центнеров взято в северном море 3760 центнеров рыбы.
В среднем за каждые промысловые сутки делали по 4,3 траления, а всего за рейс - 380 тралений. Правда, штормовая погода значительно затрудняла действия добытчиков. Отсутствие порой приемных судов заставляло часть добычи солить в бочки и шкерить. Таким образом, засолили около 20 тонн рыбы, доставили в порт 90 бочек.
Несмотря на тяжелые грунты, удалось из шести тралов сэкономить полностью один трал. Перед уходом с промысла обратились по радио к своим судам с предложением передать этот трал. И его действительно взял один из траулеров, который еще оставался на лову.
В партийной организации было три члена КПСС и два кандидата - капитан Виктор Мухин и моторист Виктор Христин. В рейсе Виктор Мухин принят в члены КПСС. На партсобрании по приему в партию коммунисты матросы Николай Линник и Павел Чубуров, штурман Михаил Казаков охарактеризовали В. Мухина как принципиального, делового человека, серьезного судоводителя, повышающего свой профессиональный и теоретический уровень. Единогласно В. Мухин принимается в члены КПСС.
Коммунисты изучили решения партийной конференции рыбопромыслового флота. Судовые агитаторы вели разъяснения Директив по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы.
На рабочем собрании по итогам рейса отмечался слаженный труд всех членов коллектива. На головорубной машине виртуозно действовал матрос первого класса Николай Семененко, машинная команда под руководством стармеха Евгения Малашевского обеспечила четкое обслуживание механизмов и т. д.
На обратном переходе в Таллин экипажу СРТ-4425 совместно со своим напарником по социалистическому соревнованию коллективом СРТ-4481 пришлось буксировать аварийное судно - СРТ-4515. Сложная задача буксировки выполнена отлично, все три судна благополучно прибыли в родной порт.

А. КРОСС.
СРТР-9082 "Ристна". В водах Западной Африки – 16 04 1971
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕВЫПОЛНЕНЫ
БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ САМОРЕМОНТА
ДЕРЖАЛИСЬ ВСЕ МОЛОДЦАМИ
СТАРАЯ ИСТОРИЯ О ПЛАВБАЗАХ

ПРОМЫСЕЛ среднего рыболовного траулера-рефрижератора 9082 "Ристна" (капитан Артур Михайлович Симонов) проходил в атлантических водах Западной Африки в те дни, когда вся наша страна жила подготовкой к XXIV съезду КПСС и его работой.
- Безотказная радиотрансляция в салон-столовой и во всех каютах, - говорит секретарь парторганизации Валентин Николаевич Карулин, - позволяла постоянно информировать членов команды о материалах съезда. Пропаганду решений съезда вели все коммунисты. В партийной организации в рейсе было пять членов КПСС - капитан Артур Симонов, мастер обработки Владимир Дюна, старпом Валентин Карулин, матрос первого класса Григорий Панченко, радист Борис Антонов.
Большое внимание уделялось изучению Директив партии по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы. Каждый моряк горячо одобрил главную задачу девятой пятилетки, которая состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.
По основным положениям Директив проведено с экипажем несколько занятий. Доклады и выступления на съезде часто непосредственно передавались по судовой радиотрансляции. Беседы велись и с группами и даже индивидуально с членами коллектива.
В пропаганде решений съезда упор делался на то, какие конкретно задачи должен претворять в жизнь экипаж в данном рейсе, намечались рубежи основных показателей на пятилетке.
Рейс был нелегким. Прежде всего, почти весь состав судна впервые проводил промысл под знойным небом тропиков. Но и в этих условиях, каждый старался, чтобы выполнить принятые на рейс повышенные социалистические обязательства.
По предварительным данным задание по вылову рыбы выполнено на 120 процентов. При плане 12350 центнеров добыто 15170 центнеров ставриды, скумбрии, сардинеллы. Таким образом, обязательства перекрыты.
Конечно, можно было сделать и больше - таково мнение моряков - если бы не ряд трудностей. Самокритично моряки говорят, что и у них были ошибки, так как работать кошельковым неводом пришлось в незнакомом районе промысла - Восточно-Центральной Атлантике
Но особенно остро чувствовался в некоторые периоды недостаток емкостей - плавбаз. С начала работы до середины февраля удавалось беспрепятственно, сдавать уловы на производственный рефрижератор "Саяны" и плаврыбозавод "Фридерик Шопен". Затем, когда остался один плаврыбозавод, образовались очереди добывающих судов. Иногда, в течение двух суток удавалось лишь один раз сдать свой улов. Так как улов передавался через "посредников", а это были суда других флотилий, то "Ристна" много проигрывала . Ведь часть улова СРТР шла в фонд этих "посредников". По скромным подсчетам на это ушло около 3000 центнеров. Как видно, общий вылов судна составлял почти 18000 центнеров.
А уловы доставляли удовлетворение. Однажды закошельковали 840 центнеров рыбы, которую удалось сдать "Фридерику Шопену". Бывало в "кошельке" и до двух тысяч центнеров, да не представлялось возможности все их реализовать.
Наибольшее напряжение выпало на долю машинной команды.
- Жара в машинном отделении доходила до 40 градусов, - вспоминает стармех, он же председатель судового комитета профсоюза Игорь Федорович Кириллов. - Большая влажность, высокие температуры заставляли удвоить уход как за главным двигателем, так и за вспомогательными, и особенно палубными, чтобы обеспечить нормальный ход добычи.
- Бесперебойно действовала холодильная установка, за что механики благодарят рабочих судоремонтного завода. Несмотря на необычные условия, техника всегда содержалась в хорошем состоянии. Кроме того, претворяя свои социалистические обязательства в честь XXIV съезда КПСС, на переходе проделан значительны объем саморемонта. Отремонтированы вспомогательные двигатели 150, 100, 28 л. с. и т. п. На совесть потрудились второй механик Геннадий Метс, третий механик комсомолец Ильмар Стюф, электрик Вяйно Вахер, моторист Иван Решетнев.
Рейс, начатый 2 декабря 1970 года и закончившийся у северного причала утром 13 апреля, экипаж провел успешно. Сейчас идет подготовка к ремонту, после которого судно вновь уйдет на промысел.

А. КРОСС.
РПР-1281. Четверо из «машины» - 19 03 1971
Семь лет назад впервые в рыбопромысловом флоте республики экипажам трех судов было присвоено звание коллектива коммунистического труда. Среди них был и экипаж рыбопромыслового рефрижератора 1281...
Ка же трудятся сейчас люди на этом судне?
Не уронили моряки своей чести, недавно вновь подтвердили высокое звание. Почти все годы РПР-1281 шел впереди других рыбопромысловых рефрижераторов. Вот и за прошлый год его экипажу присвоено первое место среди судов этого типа по результатам социалистического соревнования и второе место среди всех судов объединения "Океан" по технической эксплуатации судна. Машинная команда, руководимая страшим механиком кавалером Юбилейной медали Б. Авдюшевым, приняла обязательство эксплуатировать судно без заводского ремонта до июля, хотя уже в январе рефрижератор должен был идти в ремонт.
Кто же эти люди, каким путем им удается добиться увеличения межремонтного срока?
Их четверо, стармех Б. Авдюшев, второй механик В. Бацанский, третий механик Б. Комар и моторист Ю. Максимов. Все они - деятельные рационализаторы. К тому же стармех - секретарь партийной организации, а третий механик - председатель судкома.
Если спуститься в «машину", приятно поразит чистота. Глаз легко скользит по свежеокрашенным агрегатам: салатовый цвет, белый, красный... Кажется, будто судно только что из новостроя. Инструменты аккуратно разложены на специальном щите... Есть даже умывальник: сами установили... На одном из стендов - грамота за второе место по рационализаторской работе среди экипажей судов бывшей базы рефрижераторного флота, полученная к знаменательной дате - 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Верится, механизмы не подведут в трудную минуту, так же как и их хозяева - ударники коммунистического труда.
Но возникает вопрос: откуда они взяли столько свободного времени? Не секрет, что и комсостав и машинная команды, постоянно выходят на подвахту, если на борту много рыбы, не считаясь ни с рангами, ни со временем.
Чтобы сократить время на подходы к плавбазам и плавмастерским, где есть условия для ремонта, решили производить газосварку сами. Немалый резерв времени дают и рационализаторские предложения. Ввели, к примеру, систему сигнализации при падении давления масла в двигателях. Установили отражатели на маслоуказательное стекло в картере фреоновых электрокомпрессоров; теперь уровень масла хорошо виден, можно быть спокойным и за этот участок. Во всем экономия минут, которые в итоге складываются в часы. За высвободившееся время можно произвести профилактический ремонт механизмов. Так, в последнем рейсе отремонтировали два вспомогательных двигателя, разобрав их "по косточкам".
Все это делается под руководством старшего механика. Но идеи рождаются у каждого из членов машинной команды. И тогда они идут делиться ими с дедом". Авдюшев, как-никак, состоит членом ВОИР пятнадцать лет, уж он сможет придать идее нужное направление.
Два года совместного плавания подружили "четверку" моряков. Взаимопомощь и взаимовыручка - принцип их труда и жизни.
За два года они подали около десятка предложений... Два года они ремонтируют фреоновую рефрижераторную установку своими силами...
Сокращая стоянки в порту, увеличивая межремонтные сроки, моряки добились увеличения промыслового времени. Это значит, что на прилавки магазинов поступит больше рыбных продуктов.
Экипаж РПР-1281 уверенно идет впереди других однотипных судов по выпуску пресервов. Минувшую пятилетку он завершил к Первомаю, а годовой план - перед праздником Октября.
Несколько дней назад рефрижератор доставил с Балтики в порт 23 тысячи трехкилограммовых банок "Килька пряного посола". Капитан А. Герасимов доволен: взятые к XXIV съезду КПСС обязательства перевыполнены вдвое.
Вчера рефрижератор снова ушел на Балтику. Коллектив коммунистического труда будет работать уже в счет третьего квартала новой пятилетки.

Г. ВОРОБЬЕВ
ТР "Саяны". 4. КУРС - СЕВЕРНАЯ АФРИКА – 22 02 1971
Путевые заметки

ВСТРЕЧИ В МОРЕ
19 декабря 1970 года.

Уже второй день находимся у Шетландских островов. Только что подошли к плавбазе "Станислав Монюшко", будем принимать дизельное топливо. Ведь впереди Африка, и туда надо идти с полными запасами. Через некоторое время у кормы нашего судна появляется танкер "Выру", который швартуется к "Станиславу Монюшко". К нам же на борт подаются шланги. Будем принимать пресную воду.
Когда встречаются два судна, медленно сближаясь друг с другом, на обеих палубах всегда много народа. Каждый ищет знакомых (а их немало).
....Наступает вечер. Принято решение: приемку топлива прекратить (бункеровку пресной водой уже закончили) и отойти к "Бризу". Недостающее топливо "Бриз" даст во время перегрузки. Так будет сэкономлено дорогое время у экипажей "Монюшко", "Бриза", у нас.
Когда в Таллине уже наступила полночь, мы швартуемся к "Бризу". Последние согласования с капитаном судна Карлом Романом, и перегрузка начинается...

20 декабря
За ночь перегрузили около двухсот тонн горючего. Неплохо! Хорошо организовали перегрузку рыбмастера Николай Батрак и Пеэтер Кунигас. Технолог "Саян" Евгений Сульжицкий подбивает бабки - все точно. Кроме того, мы приняли с "Бриза" нужное количество коробов, тропическую одежду и, что крайне немаловажно, настоящую елку (скоро Новый год!). Курс - на Африку.
Этот день запомнится экипажу еще и тем, что капитан-директор "Саян" Анатолий Иванов передал дела и судно новому капитану Аркадию Нехаеву. Судно будет продолжать рейс под его командованием.
Экипаж шлюпки, руководит которым второй помощник капитана Игорь Тихоненко, готовится к спуску на воду. Недалеко танкер "Выру", куда переправится А. Иванов, чтобы вернуться в Таллин.
По команде старшего помощника Георгия Горского боцман Валерий Попов опускает шлюпку. Вот она уже на воде.
- Доброго пути! Привет всем нашим!...
Шлюпка отвалили от борта "Саян".

ПРОМАХИ ПОЧТЫ
24 декабря.

Скоро Новый год. Через неделю в графе "дата" будем писать "1971". Какая радость для рыбака - почта в море. Письма родных, знакомых, относительно свежие газеты, журналы... Этот день, как праздник. За первый месяц нашего плавания у нас только один раз был такой праздник. И следующего, пожалуй, дождемся не скоро. Правда, как мы узнали, на двух СРТ нам отправили почту с берега. Но, к сожалению, туда, где нас уже нет. Кто нам доставит письма, газеты - неизвестно. А то, что почта отправлена не по адресу, лишний раз говорит о том, что на берегу относятся к этому вопросу халатно.
Еще 7 и 8 декабря мы сообщали на берег, что в районе Северного моря из-за штормовой погоды у нас большое отставание по производственным планам и что считаем нецелесообразным, продолжать здесь работу. Запросили "добро" на следование в Африку. Ответ с берега был неопределенным, нам намекали, что, может быть, погода улучшится.
14 декабря получили радиограмму о том, что нам отправлена почта в Северное море на СРТ-4191. На следующий день - еще радиограмма с берега: решен вопрос о нашей дальнейшей работе. После перегруза на "Бриз" нам надлежит следовать в Африку. 16 декабря получили запрос с берега: имеет ли смысл отправлять нам почту на судах, следующих в Северное море?
Ответили сразу: "В Северном море мы не задержимся, организуйте отправку почты непосредственно в Африку".
18 декабря получаем радиограмму. Вчера, то есть 17 декабря, в Северное море для "Саян" отправлена почта на СРТ-4259. Почему? Ведь когда СРТ придет на промысел, мы уже будем далеко на пути следования в Африку. "Политику" берега рыбаки таки не поняли...
Так кто же в ответе за то, что нас лишают праздников в море?


В ПРЕДСПОСЛЕДНИЕ ДНИ ГОДА.
25 декабря.

В 16 часов по судовому времени собрались спортсмены-стрелки на верхней палубе. Здесь будут проводиться соревнования по стрельбе из воздушной винтовки. Погода хорошая, ветра почти нет, и судно идет спокойно, без качки. Тепло. В тени 14-15 градусов. Главным судьей соревнований назначен первый помощник капитана Отто Вооглайд. Он еще раз объясняет условия соревнований. Для начала - три пристрелочных выстрела, а затем серия из пяти.
Соревнуются три группы: сборные машинной, палубной команд и командного состава. Кроме того, все желающие могут принять участие в личном зачете.
Упорная борьба продолжалась несколько часов. Но вот и все, участники отстрелялись. Пора подводить итоги. Первое место в командном зачете заняла сборная палубной команды. Их результат - 186 очков из 250 возможных. Лучшим стрелком оказался плотник Петр Тетушкин. Он набрал 41 очко из 50. На втором месте - матрос Альберт Вахнин, на третьем - боцман Валерий Попов. Капитан "Саян" Аркадий Нехаев вышел на четвертое место.

27 декабря
Нам сообщили, что с одним из латвийских колхозных СРТР случилось ЧП. Вышел из строя главный двигатель. Сейчас, это судно буксирует другой латвийский СРТР. Нам надлежит взять на буксир пострадавшее судно и оказать помощь по ремонту. Детали, требующие восстановления, нам передали в бочке, которую видно на снимке. Матросы выловили ее и все ее содержимое передали ремонтникам. После этого взяли на буксир пострадавший СРТР-9038 и продолжали движение на промысел.
Когда прибыли на место, передали судну изготовленные нашими ремонтниками детали. Латвийские рыбаки горячо поблагодарили нас за помощь.

Я. ВИЙГИ. наш нештатный спец. корр.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Через несколько минут швартовка. У плаврыбозавода "Станислав Монюшко" "Саяны" получат топливо.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Много неотложных задач, связанных с промыслом, нужно решить старшему помощнику капитана Георгию Горскому и первому помощнику капитана Отто Вооглайду (справа).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Шлюпка готова к спуску на воду. Экипаж шлюпки под руководством второго помощника капитана Игоря Тихоненко занимает места.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот он, латвийский колхозный СРТР, которому ремонтники "Саян" оказали помощь
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На этом снимке вы видите бочку, в которой латвийские рыбаки передали ремонтникам "Саян" необходимые детали.


Фото автора