0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти РПР-1270 и его экипажей. ПОЛУГОДОВОЙ ДОСРОЧНО! - 07 07 1977
Под звуки торжественного марша швартовался к причалу Таллинского морского рыбного порта рефрижератор 1270 (капитан Г. С. Маслеников). Экипаж этого судна в течение ряда лет неоднократно завоевывал призовые места в социалистическом соревновании по группе однотипных судов в нашем объединении,
И вот очередная трудовая победа. Коллектив судна досрочно завершил полугодовое задание по выпуску рыбопродукции. За пять с лишним месяцев при плане 1600 тысяч условных банок выпущено 1725 туб пресервов, в основном из салаки.
На торжественном митинге от имени администрации «Эстрыбпрома» победителей приветствовал заместитель генерального директора объединения Аксель-Калью Хербертович Сиемер. Он отметил, что, несмотря на сложную обстановку, моряки рефрижератора сумели преодолеть все трудности и, работая в ударном темпе, досрочно закончили свой полугодовой план. Тов. Сиемер пожелал экипажу хорошего отдыха и новых трудовых достижении в социалистическом соревновании за досрочное выполнение задания десятой пятилетки — пятилетки эффективности и качества.
О том, с какими трудностями в последнем рейсе пришлось встретиться экипажу, рассказал старший помощник капитана Юрий Бартенев. Рейс был запланирован с восемнадцатого апреля по двадцать седьмое июля, а выполнен раньше. Погода в море была тяжелая, работу осложняли штормы, туманы. Но люди трудились на совесть, чтобы дать Родине больше продукции хорошего качества.
За рейс закатано 123 тысячи банок весом 1.4 килограмма и сверх плана 21 тысяча трехкилограммовых банок пряной салаки.
Члены машинной команды, в том числе второй механик Анатолий Попов, третий механик Велло Тамм, ветеран объединения моторист Тимофеи Кравцов обеспечивали безотказную работу механизмов, отличное обслуживание техники. В напряженные дни, когда поступало много рыбы, они выходили на подвахту, оказывали большую помощь на обвязке коробов и других производственных операциях.
Можно сказать, отдавали общему делу все свое умение и мастерство матросы Анатолий Кирдода, Геннадий Эйнбаум, Николай Смок, мастер Ярослав Скляр, радист Александр Кукушкин и другие члены экипажа.
Всего за шесть месяцев моряки РПР-1270 сдали 1738 туб пресервов, из них 138 туб сверх задания. Полугодовой план был завершен на 108,6 процента.
Сейчас судно находится в очередном рейсе на Балтике.
""

В экипаже РПP-1270, возглавляемом капитаном Г. Маслениковым, проходит обсуждение проекта Конституции СССР. На снимке: секретарь парторганизации начальник судовой радиостанции А. Кукушкин (справа) беседует с моряками о проекте Основного Закона страны.

Фото А. Дудченко.
Памяти РТМС-7528 «Вагула" и его экипажей. КОГДА ТРУДНОСТИ ПРЕОДОЛИМЫ – 02 07 1977
В нашей газете уже сообщалось о трудовой победе, одержанной экипажем РТМС-7528 «Вагула" в недавно закончившемся рейсе. Несмотря на неблагоприятную обстановку, рыбаки этого судна выполнили свое напряженное рейсовое задание с такими результатами: вылов — 126,3 процента, заморозка — 147,9, филе — 107,8, консервы 115,5, рыбная мука — 104,1 процента. На пищевые цели использовано 84 процента добытой рыбы. В целом план по пищевой рыбопродукции выполнен на 110,7 и товарной — на 110,3 процента.
О том, как проходил этот трудный рейс, как добывался успех и преодолевались трудности, рассказывает нашему корреспонденту капитан-директор РТМС «Вагула» В. Комаров.


— Надеюсь, вы не будете возражать, Владимир Егорович, если мы напомним нашим читателям, что предыдущий рейс вашего «супера» в этот же район промысла, где вы находились и теперь, закончился с совершенно иными результатами. В конце прошлого года об этом рассказывалось в «Рыбаке Эстонии». Имею в виду корреспонденцию «Выговор с сожалением» — за невыполнение рейсового задания вам как капитану-директору был объявлен выговор... Давайте же посмотрим на рейс нынешний с такой позиции: как учитывались теперь печальные уроки рейса предыдущего. Говорят же: на ошибках учатся...
— Не возражаю. Тем более, что рейс, в общем-то, закончился довольно благополучно, Правда, нами не выполнен один показатель — по разделанной рыбопродукции, но тут уж, как говорится, ничего не попишешь, коль разделывать было нечего... Впрочем, не буду акцентировать внимание на объективных трудностях: скоро прибывают из того же района промысла другие «суператлантики» — посмотрите, как они справились с заданием по шкереной рыбопродукции. Не исключено, что мы тут не сработали, как следует. Что ж, будем учиться у лучших...
Что же касается остального, то хотел бы начать вот с чего. Как показали результаты нашего предыдущего рейса, а они оказались неудовлетворительными, самым слабым нашим местом была служба добычи. И дело не только в том, что руководил ею недостаточно подготовленный товарищ. Кстати сказать, в нынешнем рейсе он ходил с нами в качестве мастера добычи и с обязанностями справился, я бы сказал, весьма и весьма неплохо... Дело в том, что служба добычи тогда была укомплектована наспех, из людей случайных. И я, как капитан-директор, безусловно рад, что разговор, который состоялся на разборе предыдущего рейса, пошел на пользу всем нам — администрации нашего судна, отделу кадров, отделу промрыболовства и т. д. На пользу в том смысле, что на этот раз к нам направили достаточно квалифицированных и опытных добытчиков во главе со старшим тралмастером Анатолием Чуевым.
Вы вот присутствовали на разборе нашего прошлогоднего — неудачного рейса. Помните, нас упрекали за перерасход промвооружения? Как-никак, он составил тогда ни много, ни мало — 40 тысяч рублей... Теперь же мы сэкономили промвооружения на 34 тысячи рублей! Но, конечно, это только одна, причем не самая главная, сторона дела. Главное в том, что служба добычи под руководством Анатолия Чуева работала, не побоюсь употребить это слово, творчески, инициативно, с выдумкой... С самого начала рейса, когда старший мастер добычи еще раз проштудировал всю техническую документацию и литературу, касающуюся современного — канатного трала, и со своими людьми усовершенствовал его. Это же не секрет, что на фабрике орудий лова не очень-то заботятся о качестве своей продукции, а расплачиваться-то приходится нам, рыбакам.
Чтобы не быть голословным и не нести напраслину, сошлюсь на опыт работы с канатными тралами других наших судов типа РТМС: сплошь и рядом — порывы... Так вот, еще на переходе в район промысла наши добытчики выявили и устранили все недостатки в канатном трале, занимались этим делом поменьшей мере неделю. Для нас это было тем более важно, что на борту имелся единственный канатный — сотовый трал типа 95/440, хотя мы просили два, что заметно облегчило бы всю работу на промысле. Но, как у нас принято, ОМТС обещал дослать второй трал «потом», и мы его получили. За 6 дней до снятия с промысла .. Впрочем, мы предвидели такой исход — уже научены горьким опытом, поэтому так пеклись о единственном трале. И он нас не подвел, за что великое спасибо добытчикам. А также штурманам: практически в течение всего рейса мы работали на так называемых тяжелых грунтах, в частности на каньонах, где очень велика опасности не просто порвать, но потерять трал.
Конечно, нельзя забывать, что в нашем рыбацком деле, тем более, сегодня, бояться риска подчас означает — уклониться от рыбы... Скажу еще более определенно: будь у нас на борту второй канатный трал — мы значительно превзошли бы те показатели, с которыми вернулись из рейса. Порукой тому, как я уже сказал, мастерство и сработанность, слаженность и взаимопонимание штурманской службы и службы добычи.
В связи с этим не могу не отметить искусство старшего помощника капитана — Валентина Гаджалова, которого мы рекомендовали на повышение, второго помощника Виктора Сакса — инициативного, думающего и авторитетного моряка, хоть сейчас готового плавать старпомом, молодых, но способных и перспективных штурманов Бориса Гусева и Георгия Ласкевича.
— Об искусстве добытчиков и штурманов достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что в период вашего пребывания на промысле там стояла весьма неблагоприятная промысловая обстановка.
— И не только это. Работу добытчиков очень осложняла значительная потеря скорости из-за обрастания корпуса, которое стало особенно сказываться в последний период рейса. Мы буквально не могли угнаться за скумбрией .. Вот чем иногда оборачивается борьба за досрочный выход судов из ремонта. А ведь мы прошли докование на нашем СРЗ как раз накануне этого рейса, в ноябре прошлого года. Ремонт форсировали: вместо 90 суток управились за 43. К тому же, погода в ноябре стояла, если помните, удручающая - то мороз, то дождь, слякоть. Мы сразу взяли под сомнение качество покраски корпуса, уговаривали не пороть горячку, учесть погодные условия. Но куда там — нас стали обвинять в недалекости, перестраховке и т. п. Как капитан я высказывал свои тревоги и соображения руководству, просил еще полмесяца на ремонт — меня не поняли... А что получилось? Если нам положено доковаться раз в год, то теперь мы вынуждены заниматься этим делом уже через 7 месяцев. Не накладно ли?
— Еще как! Мне только что довелось беседовать с капитаном-директором «Юлемисте» и его первым помощником на тему: что помешало им выполнить рейсовое задание по вылову. В числе других причин они назвали потерю примерно 40 процентов рабочей скорости — также из-за сильного обрастания корпуса судна, которое проходило межрейсовый ремонт в Дакаре. Нет средств на докование... Ситуация в чем-то схожа с вашей: экономим, если так выразиться, на копейках, а теряем, растранжириваем рубли.
Теперь такой вопрос — о качестве рыбопродукции. Вас можно поздравить — не имеете ни одной рекламации. Чего это вам стоило?
— Прежде всего — нервов.. На промысле мы то и дело получали по радио упреки и недовольство тем, что имеем меньшие выловы, чем другие суда, работавшие с нами в одном районе. Так оно и было: за траление мы брали в два, а то и в три раза меньше сырца. Правда, количество тралений у нас было больше, чем у соседей, но, конечно, это не могло полностью ликвидировать разрыв в вылове. Да мы и не стремились «гнать» заморозку, почему и перешли на режим коротких тралений. Конечно. элемент риска в этом был: в наше-то время особенно трудно удержаться от соблазна взять побольше. Опять же, горький урок предыдущего рейса, тот самый выговор... Но вот что интересно: наш технолог — помощник по производству Александр Катрич, который делал на «Вагуле" первый рейс, в прошлом тоже имел выговор — за рекламации. Был грех, рассказывал он мне, не устоял перед «железным» правилом «давай, давай», не мешай людям выполнять и перевыполнять план... Поэтому мы условились: слово технолога — закон для добытчиков и штурманов. И Катрич строжайше контролировал время траления. Если же возникали какие-то недоразумения, взаимонепонимание, выносили на производственные собрания, сообща думали, как быть, и приходили к общему знаменателю. Помимо всего прочего, это способствовало созданию здоровой, деловой обстановки и среди комсостава, и в экипаже в целом.
Хочу отметить и роль народных контролеров, которые действовали очень энергично и инициативно. Высокое качество рыбопродукции — это была их генеральная цель.
самое главное дело. Руководил ими второй механик-наладчик Владимир Петров, знающий свое дело рыбак, трудяга. Вот что я хотел бы сказать о стиле народных контролеров: они не дышали людям в затылок, не опускались до придирок, а спокойно и доброжелательно, заинтересованно делали свое дело.
— Вы затронули очень важный вопрос— о роли помощника капитана по производству, технологического персонала в целом в принятии решений, непосредственно касающихся качества рыбопродукции. Очевидно, что технологический персонал должен быть достаточно подготовленным для этого, грамотным. Иначе...
— Само собой разумеется. В этом отношении нам повезло. А. Г. Катрич, как специалист, человек хорошо известный на судах. Что касается его ближайших помощников — рыбмастеров, то могу дать только лестные отзывы об Александре Ермилкине и Николае Никитине. Ребята эти молодые, но очень толковые и, несомненно, перспективные специалисты, достаточно подготовленные и опытные, чтобы плавать технологами.
Оба в этом рейсе приняты кандидатами в члены КПСС. А. Ермилкин учится заочно в Московском институте пищевой промышленности.
В рейсе бригады рыбообработчиков, возглавляемые этими мастерами, соревновались между собой, и не так-то просто было нам определить, кто же стал победителем.
Сказывается несовершенство нашей системы подведения итогов соцсоревнования: она учитывает массу таких вещей, которые не имеют никакого отношения к собственно производству. Словом, когда учли, наконец, все слагаемые - как материального, так и морального плана - первое место досталось бригаде Н. Никитина.
Должен же кто-то быть победителем.

Л. ФИРСОВ.
ФОТОРЕПОРТАЖ С БМРТ-253 „МАРТ СААР" - 30 06 1977
Успешно выполняет свои социалистические обязательства, принятые в честь 60-летия Великого Октября, экипаж БМРТ-253 «Март Саар», возглавляемый в последнем рейсе капитаном-директором Иваном Васильевичем Синькевичем. Так, при задании 3022 тонны за рейс было добыто 5323 тонны морепродуктов, отлично справился коллектив судна и с другими показателями плана.
Достижению высоких результатов в труде способствовало четко организованное социалистическое соревнование между бригадами обработчиков, между вахтами и сменами. Регулярно подводились на судне итоги соревнования, каждый из моряков имел ясное представление о результатах работы своей бригады, о своем собственном вкладе в общий успех. Ударной работой на промысле экипаж еще раз подтвердил высокое звание коллектива коммунистического труда. По итогам пяти месяцев экипаж добился лучших в объединении результатов по вылову рыбы.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Для выпускника Ленинградского мореходного училища комсомольца А. Арслангалиева это был первый рейс после окончания учебы. Однако молодой моряк, бывший на судне четвертым помощником капитана, зарекомендовал себя неплохо. Овладеть практическими навыками своей профессии ему много помогали старшие товарищи.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Четкую связь с берегом, с другими судами, находившимися в том же районе, обеспечил начальник радиостанции коммунист А. Антонов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Очередное подведение итогов работы экипажа. У графика выполнения производственного плана — коммунист рефмеханик В. Пургин, редактор судовой стенгазеты.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Кандидат в члены КПСС Петр Гуменюк занимал на судне должность третьего механика. Его вахта добилась высоких результатов в социалистическом соревновании. П. Гуменюк не только хороший производственник, но и активны общественник.

Фото В. Левшука.
Памяти БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» и его экипажей. В ТРУДНОМ РЕЙСЕ - 25 06 1977
Очередной рейс БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» проходил в дни, когда в стране ширилось движение за достойную встречу 60-лети я Великого Октября. Хочется рассказать о том, как наши комсомольцы и молодежь трудились, проводили свой досуг, какие задачи решала судовая комсомольская организация.
У нас было 36 комсомольцев. В начале рейса все члены ВЛКСМ и несоюзная молодежь взяли повышенные социалистические обязательства по успешному выполнению рейсового задания. Каждый комсомолец принял личный комплексный план-обязательство, которые обсуждались на общем комсомольском собрании. Не было ни одного члена ВЛКСМ, у которого не было бы поручения.
Хотя рейс «Эдуарда Сырмуса» проходил в сложных условиях. — работали в малознакомом, не освоенном еще районе — нашим морякам удалось преодолеть трудности и не только выполнить, но и значительно перевыполнить рейсовое задание. В этом большая заслуга и наших комсомольцев. Словом и делом помогали нам старшие товарищи, наставники — коммунисты судна капитан-директор Евгений Михайлович Герасимчук, рыбмастер Юрий Волга, технолог Владимир Малиновский, матрос Рахим Богдашкин и многие другие.
В рейсе трудились под девизом «Пятилетке — гарантию качества». Каждая комсомольская бригада старалась как можно эффективней и с хорошим качеством выполнять суточные нормы. Победители соревнования отмечались в регулярно выходивших боевых листках, «молниях». Под руководством технолога Владимира Малиновского и рыбмастера Юрия Подолинского был оформлен стенд «Окно качества». Хорошо потрудились и судовые «прожектористы». Работу «Комсомольского прожектора» возглавлял Юрий Подолинский. Выпускались «Новости комсомольской жизни», фото- и радиогазеты, проводились лекции. Большую помощь в этом оказывал нам первый помощник капитана X. Мадиссон.
Девять комсомольских собраний, семь заседаний бюро были посвящены вопросам успешного выполнения рейсового плана, комсомольской жизни на судне. Наши моряки поддержали почин ленинградцев — трудиться под девизом «60-летию Великого Октября— 60 ударных недель». Широко развернулось соревнование за почетное право подписи Рапорта Ленинского комсомола ЦК КПСС.
Инициативно и энергично работали в рейсе групкомсорги — члены комсомольского бюро матросы Виктор Гатальский (первая комплексная бригада) и Сергей Рыбальченко (вторая комплексная бригада). О своей работе они постоянно отчитывались на заседаниях бюро, где им указывали на недостатки, предлагали пути улучшения социалистического соревнования между бригадами.
Активно готовились наши моряки к проведению Ленинского зачета под девизом «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!». На политинформациях обсуждались задачи, выдвинутые XXV съездом КПСС, октябрьским Пленумом ЦК КПСС, и конкретно задачи каждого комсомольца по успешному выполнению рейсового задания. Был оформлен стенд, который помогал готовиться каждому члену ВЛКСМ к этому важному политическому мероприятию. И зачет прошел на высоком идейно-патриотическом уровне. С каждым комсомольцем — участником зачета проводились индивидуальные собеседования. Аттестационная комиссия дала положи тельную оценку работе каждого комсомольца и комсомольской организации в целом. Успешно прошел и Ленинский урок "Революционный держим шаг».
Активное участие принимала молодежь судна в культурно-массовой работе. Нам посчастливилось в этом рейсе встречать сразу два праздника в один день - праздник Нептуна и Новый год. Комсомольцы совместно с администрацией судна организовали концерт художественной самодеятельности и торжественный обряд при переходе экватора. И в течение всего рейса праздники и вечера отдыха не обходились без активного участия наших самодеятельных артистов. В этом большая заслуга культмассовиков комсомольцев Сергея Рыбальченко, Василия Скрыпника, Евгения Белогородского, Нины Сигиды и многих других.
За отличную работу в рейсе, участие в общественной жизни судна решением администрации многим комсомольцам были объявлены благодарности, присуждены премии, почетные грамоты, присвоено почетное звание ударников коммунистического труда. Фамилии лучших были занесены на судовую Доску почета. Среди передовиков - комсомольцы В. Гатальский, В. Скрыпник, Ю. Подолинский, В. Гулько, В. Синявин, Н. Хомич и другие.

Н. ГОЛОВАНЧУК секретарь комсомольской организации БМРТ-441, кандидат в члены КПСС.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: передовики социалистического соревнования в честь 60-летия Великого Октября на БМРТ-441 «Эдуард Сырмус", ударники коммунистического труда фельдшер Николай Голованчук, матрос второго класса Сергей Ры6альченко, старший матрос Валерий Синявин и рыбмастер Юрий Подолинский.

Фото А. Дудченко
Памяти БМРТ-253 «Март Саар» и его экипажей. ВЧИТЫВАЯСЬ В СЛОВА КОНСТИТУЦИИ... - 21 06 1977
Прошло около двух недель, как экипаж БМРТ-253 «Март Саар» вернулся с промысла. Рейс завершен успешно, задание по всем показателям значительно перевыполнено. Добыто 5323 тонны морепродуктов при плане 3022 тонны.
Коллектив судна работал ритмично и самоотверженно. Отлично трудилась штурманская служба. Много труда в обеспечение рейсового задания вложили старший мастер добычи Г. Федоренко, мастера добычи А. Кочешков и В. Майоров, старшие матросы А. Питель и А. Трофимов.
Но, напряженно работая, всегда мы помнили друг о друге, заботились о человеке, окружали вниманием. В течение рейса 48 моряков отметили свои дни рождения, и это были торжественные дни не только для именинников, но и всего экипажа. И понятно, все это благотворно сказывалось на результатах труда. Ведь хорошее настроение — очень немалый резерв эффективности и качества.
Свое сорокалетие в рейсе отметил капитан-директор Иван Васильевич Синькевич, пятидесятилетие — бывалые моряки рыбмастер Андрей Иванович Свинцов и матрос первого класса Виктор Якимович Чекмарев. Между прочим, мы подсчитали, что на долю этих людей приходится 80 лет активной трудовой деятельности. А говоря рыбацким языком — тысячи и тысячи тонн рыбопродукции для народа... Их работа — яркий и достойный пример для молодой рыбацкой поросли, пример трудовой доблести и настоящего, коммунистического отношения к делу, которому мы все служим.
И, вчитываясь сегодня в строки проекта новой Конституции СССР, с гордостью отмечаем, что Основной Закон нашей страны — это закон людей труда.
Весь личный состав судна горячо одобрил проект новой Конституции СССР, видит в ней яркое проявление заботы о дальнейшем процветании нашей Родины, каждого советского человека-труженика.
Через несколько дней наше судно уйдет снова на промысел. И снова весь экипаж будет трудиться именно так — по-ударному, чтобы с честью выполнить взятые обязательства к юбилею Великого Октября.

В. КОЖЕВНИКОВ, первый помощник капитана БМРТ-253 «Март Саар».
""

По итогам закончившегося рейса вахта комсомольца третьего помощника капитана Вячеслава Самохина признана лучшей. Его фотопортрет занесен на судовую Доску почета.
""

Комсомолец Сергей Гарац работает в объединении пять лет. В этом рейсе он выполнял обязанности завпрода, Молодой моряк активно участвует в общественной работе.

Фото А. Дудченко.
Памяти БМРТ-229 Ганс Леберехт и его экипажей. ТРУДНОСТИ— ПРЕОДОЛИМЫ! - 04 06 1977
НЕ УСТАРЕЛО ли положение о торжественной встрече судов, отличившихся на промысле? Над этим стоит, видимо, серьезно подумать, учитывая новые условия и новые трудности, с которыми приходится сталкиваться нашим рыбакам в некогда традиционных и открытых районах промысла. Первое марта нынешнего, 1977 года подвело черту под прошлым и под теми «сверхпроцентами» выполнения рейсового задания, которые давали право на торжественную — с музыкой — встречу экипажей в родном порту. Отличиться сегодня на промысле — не означает ли это работать так, как сработал в недавно закончившемся рейсе личный состав БМРТ-229 «Ганс Леберехт»?
Рейс этот начинался в конце декабря прошлого года. С 9 января нынешнего — судно стало работать в зоне. Основной объект — скумбрия, и решено было форсировать план по филе, пользуясь благоприятной промобстановкой. Первоначально рейсовым заданием предусматривалось изготовить 33 тонны, но уже через несколько дней работы поступило новое — оперативное задание: план по филе увеличивался еще на 70 тонн.
Впрочем, восприняли это на судне с пониманием — знать, неважно складывались дела с филе в других районах Атлантики... Это если говорить в целом, ибо нашлись и недовольные. Из числа тех, кого на «Гансе Леберехте», когда он еще готовился в рейс, встретили без особых восторгов. Что было, то было, чего теперь лукавить — на БМРТ-229 будто специально присылали людей с подмоченной, как принято говорить в подобных случаях, репутацией и характеристикой. Стоит ли вспоминать об этом теперь, когда рейсовое задание перевыполнено практически по всем технико-экономическим показателям и за ударную работу на промысле командованием судна объявлено свыше 100 благодарностей и поощрений отличившимся морякам? В том числе и тем, кого сначала принимали «без особых восторгов»... Все-таки стоит, дабы подчеркнуть ту мысль, что нет «конченых» людей, что никогда не поздно взять себя в руки. Собственно, для этого нужно только одно — дело. Большое, трудное, общее для всех и каждого персонально. И, забегая вперед, отметим, что очевидные успехи в воспитательной работе на БМРТ-229 в этом рейсе, успехи, которые .можно проследить на многочисленных примерах (трудовая дисциплина, соревнование, поведение в инпорту и т. д.) — они стали возможны, прежде всего, благодаря тому, что руководителям экипажа, коммунистам удалось доказать людям, что интересы общего дела неразрывно переплетаются с интересами каждого конкретного члена экипажа. И когда, скажем, раздались голоса недовольных резким увеличением плана по филе — мол, снова подвахты, сколько же можно? — последовал спокойный и убедительный ответ. Смысл его сводился к тому, что, во-первых, стране нужна рыба, затем мы и ходим в океан, а во-вторых, кто не заинтересован в хорошем заработке, добытом большим и честным трудом?..
Нетерпеливый и кое в чем нетерпимый, прямолинейный человек, помощник капитана по производству Вадим Изосимов вслух возмущался «сачками», требовал ввести «железный» график подвахт — и дело с концом. Его урезонивали: на голом администрировании далеко не уедешь, нужно нечто другое. Что именно? Начать хотя бы с личного примера тех, кому это по штату и по совести положено.. Кому именно? Тому же Изосимову. Или механику-наладчику Станиславу Григорьевичу Костенко, он же председатель судкома. Коммунист. В тот период, когда шла скумбрия, а это, считай, почти полтора месяца, С. Г. Костенко работал по 18—20 часов в сутки — у механизмов, где по штату положено, и в рыбцехе — положено по совести... И так же трудился его подопечный — слесарь Валерий Максименко. А добытчики старшего тралмастера Юло Пунгаса — председателя судовой группы народного контроля и члена партбюро? Сам он со своими активистами осуществлял тщательный контроль за качеством изготовляемого на подвахтах филе. Это тем более было важно, что суточная выработка филе неуклонно возрастала, начинали с 5 тонн, а потом перевалили аж за 15. Ни одного уклоняющегося от подвахт, ни одного, кто работал бы спустя рукава. Даже технолог Б. Изосимов однажды не выдержал, взорвался: пора остановиться, сбить темп — на рекламации же работаем! Возразили сами народные контролеры: результаты многочисленных проверок обнадеживают — моряки работают действительно на совесть. Потом оказалось: претензий, рекламаций на филе не поступало. Ни одной.
К тому времени, когда кончилась квота на скумбрию, экипаж взял почти четыре тонны плана по филе...
Неумолимо приближалось 1 марта. Условия ведения промысла в 200-мильных экономических зонах оказались куда более жесткими, чем даже предполагалось. Вдобавок ко всему, национальные правила промрыболовства в районе, где пришлось работать «Гансу Леберехту», поступили на суда в самый последний момент. Хорошо еще, что капитан-директор В. Н. Плешаков, свободно владеющий английским языком, быстро перевел их на русский язык и довел до сведения капитанов судов. Пришлось зубрить таковые, можно сказать, наизусть.
Капитан-директор «Ганса Леберехта» М. Якупов поставил задачу: правила эти должен знать каждый член экипажа — от «а» до «я» и выполнять их жесточайшим образом. Словно предчувствовал, что БМРТ-229 станет объектом повышенного внимания со стороны иностранных инспекторов. Так оно и случилось: 7 придирчивых, скрупулезных проверок за непродолжительное время — замечаний не было. А к концу пребывания судна в зоне на нем постоянно находился и жил здесь же в течение почти трех недель специальный наблюдатель.
К работе экипажа он относился недоверчиво и едва ли не с опаской. В отведенной для него каюте только спал, все остальное время проводил на промысловой палубе (достаточно ли тщательно ведется сортировка уловов — в бункера полагалось направлять только хек и налим, все остальное возвращать в море, бережно скатывая, смывая по слипу за борт...), в грузовых трюмах (не попала ли ненароком посторонняя рыба, омары и пр. и пр.), на камбузе (вдруг соблазнились какими деликатесами?). Но на промысловой палубе моряки-обработчики совместно с добытчиками под руководством рыбмастеров Владимира Чижа и Петра Соловьева часами не разгибали спин, сортируя улов, пропуская через свои натруженные, гудящие от усталости руки экземпляр за экземпляром. Юрий Клименюк — член партбюро, Михаил Емельянов — член судкома, молодой коммунист, принятый в рейсе кандидатом в члены КПСС, матросы Оскар Инги, Владимир Володькин, Валерий Щербо, Михаил Бакай, удостоенный в рейсе почетного звания «Лучший молодой рыбак», — на этих людей можно было положиться: эти не посчитаются ни с чем, не подведут. И другим пример достойный явят собой, своим самоотверженным трудом, выдержкой, настоящим мужеством...
И по-прежнему безупречно и удачливо работали добытчики Ю. Пунгаса — мастера Григорий Колида, второй рейс плавающий на 229-м, и Яан Ней — опытный, закаленный моряк, плавающий уже лет 15, коммунист. Отменно, не жалея сил, трудились и матросы Анатолий Малышев, коммунист Александр Лонский, Геннадий Булах, Виктор Мажаров. Один из них — А. Лонский — рассказал мне:
- Иногда это казалось невыносимым - словно постоянно находишься под током высоко напряжения. Контролировать себя буквально каждую минуту. Видеть, как нервничают ребята на верхней палубе, в рыбцехе, трюмах, даже в собственной каюте: вдруг кому-то вздумается изготовить сувенир из "даров моря". Мне кажется, это даже в голову никому не приходило.
Я же простой матрос, а переживал за весь пароход не меньше, чем сам капитан. Уверен почти каждый переживал то же. Трудно было? На редкость. Никогда так не было. Но - работать можно и нужно. И планы, рейсовые задания - выполнять и перевыполнять. Этог лавное. Об этом и пишите в "Рыбаке Эстонии".
Поддерживаю Сашу Лонского с первого и до последнего слова, - сказал первый помощник капитана Анатолий Федорович Моисеенко.
- С такими рыбаками, как они его товарищи, преодолеем все трудности.
А что касается того наблюдателя, что в течении трех недель находился на борту БМРТ "Ганс Деберехт" ,то в последний день своего пребывания здесь он сказал:
- С такими парнями, как советские моряки, можно и нужно хорошо работать. У меня в сознании произошла настоящая революция - я понял, что вы за люди. Замечательные, надежные люди!
...Вот окончательные итоги рейса БМРТ-229 "Ганс Леберехт", план по вылову выполнен на 114,8 процента, заморозке - 104,8, пищевой - 108, товарной - 124,7 процента.
С победой товарищи!

Л. ФИРСОВ.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В трудовую победу экипажа БМРТ-229 «Ганс Леберехт» внесли свой вклад и матрос-добытчик Анатолий Малышев, котельный машинист Александр Смольский, матрос второго класса Михаил Ёмельянов, токарь, секретарь судовой комсомольской организации Иван Артемчук (на снимке слева направо).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Год назад закончил Таллинское мореходное училище рыбной промышленности комсомолец Владимир Завилохин. На БМРТ «Ганс Леберехт" он работает радиооператором, много энергии отдает общественным делам.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Благодарности за отличную работу в рейсе удостоен четвертый помощник капитана комсомолец Сергей Голованов.

Фото А. Дудченко.
Памяти Владимира Николаевича Забегаевa. КАПИТАН ЗАБЕГАЕВ - 21 06 1977
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Крупным планом Забегаев В. Н. и СРТ - 4590

КАПИТАНА MБ "Лембит» Владимира Николаевича Забегаевa в нашем объединении знают давно. Почти двадцать три года прошло с тех пор, как пришел в Таллинский рыбопромысловый техникум юноша, твердо решивший стать моряком, рыбаком.
А родился Владимир Николаевич в Вологодской области, в лесном краю. С детства его окружали лесорубы, сплавщики, рабочие лесоскладов, железнодорожники. Нелегкими были детство и юность. Когда разразилась война, ему было всего четыре года, а младшему брату Виктору — и того меньше. Хотя военные действия не докатились до Вологды, но тяжкие испытания военного времени переживали и здесь.
— Кончилась война, — вспоминает Владимир Николаевич, — отец не вернулся. Остались мы с матерью одни. У меня за плечами восемь классов школы. По тому времени этого было вполне достаточно, чтобы начать самостоятельную жизнь. И выбрал я профессию моряка. Дело в том, что военным моряком был отец матери. Да и мой отец служил на Балтике. О морской службе дедушки часто вспоминала мать. Ее рассказы дополнялись литературой и кино. Что надо еще мальчишке?.. Первая практика, знакомство с морем, его стихией прошли для меня на рыбацком промысле Каспия. Затем снова Балтика. В рыбопромысловом флоте начинал с азов, матросом. Техникум закончил в 1958 году.
Первая командная должность — третий помощник капитана РР-1282. Стояли мы как-то в старом рыбном порту. Нужно было произвести перешвартовку судна. Помню, капитан А. Обоймов коротко сказал: «Ваша работа - действуйте!» Признаюсь, я растерялся: ведь первая самостоятельная перешвартовка. Акватория порта — узка. Однако, успокоился: капитан-то рядом, в случае чего поправит, подскажет. Но я выполнил перешвартовку без подсказок.
Первая самостоятельная работа окрылила. Я понял, что недаром учился, плавал пять лет матросом, и понял, что нужно еще многое познать в искусстве судовождения и рыболовства. Так прошло три года — срок немалый, прежде чем я ступил на мостик капитаном. Во многом тут помог капитан-наставник Олег Иванович Ровбут, очень требовательный к себе и подчиненным. Но требовательность сочеталась у него с большим уважением к людям. Спрашивал строго и в тоже время не выходил из себя из-за ошибок и упущений. Эти уроки не прошли даром, — они пригодились позже, когда я в течение двух лет учил молодых моряков на Кубе. Всему, что знал сам. Вернувшись с Кубы, продолжил плавать, но подвело здоровье, и пришлось сменить бескрайнюю Атлантику на малый каботаж. И вот уже третий год работаю на буксире. Коллектив у нас крепкий, работает на совесть. С заданиями справляется. В 1975 году мы заняли второе место в смотре технического состояния судов. В 1976 году экипаж МБ «Лембит» был награжден Почетной грамотой на конкурсном смотре по технике безопасности. А по технике эксплуатации экипаж «Лембита» признан лучшим во вспомогательном флоте объединения. Третий год работаю с этим коллективом, и третий год не знаю, что такое нарушения трудовой дисциплины...
Примером для других служат у нас старший помощник Пээт Тыниссон, старшин механик Аарне Реммелькор. Они работают со дня ввода буксира в строй. В том, что «Лембит» уже четыре года плавает без заводского ремонта и может находиться в эксплуатации еще год, заслуга в первую очередь старшего механика. Выделить кого-либо в палубной команде затрудняюсь. Впрочем, назову матроса первого класса Василия Горланова...
Задаю последний вопрос: «Какие дни в вашей жизни считаете самыми счастливыми?»
Владимир Николаевич подумал немного и ответил:
— Всякое было в жизни. Как говорят, «и шишки, и пышки». Но самым радостным помнится день, когда мне было доверено, самостоятельно работать. И еще — когда приняли в ряды Коммунистической партии Советского Союза.
Таких людей, как Владимир Николаевич, в нашем объединении немало. Честь и уважение им!

А. ПЕТРОВСКИЙ.
Памяти ТР «Ботнический залив» и его экипажей. ПРОДОЛЖАЯ СЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ - 26 05 1977
Как мы уже сообщали, экипаж транспортного рефрижератора «Ботнический залив» успешно справился с плановыми заданиями первого года десятой пятилетки. За три рейса, выполненных в 1976 году, перевезено сверх плана 1408 тонн рыбопродукции, сэкономлено 17 суток эксплуатационного времени.
И вот судно снова в родном порту. И в первом рейсе этого года экипаж, возглавляемый капитаном-директором Иваном Григорьевичем Петровым, продолжил славные трудовые традиции.
С первых дней работы на промысле экипаж приложил все силы для ускоренной обработки добывающего флота. Между сменами старших матросов В. Груздева и Р. Грижаса развернулось трудовое соперничество. Соревнование шло не только по количественным показателям принятого груза, но и по рациональной, грамотной укладке пакетов. С помощью подвахты суточные нормативы перекрывались иногда в два раза. Было обработано 20 судов с экономией трех суток промыслового времени.
Таким образом, итоги работы свидетельствуют, что экипаж достиг поставленных рубежей. Рейсовое задание завершено на 118,6 процента. В Таллин доставлено на 868 тонн рыбопродукции больше запланированного. Причем в трюмы принято пять тысяч тонн пакетированного груза.
По итогам рейса лучшей штурманской вахтой признана вахта старшего помощника капитана Л. Хуторецкого и четвертого помощника капитана Ю. Латвелиса. В машинной команде лучших результатов добилась вахта третьего механика Ф. Бухарметова. В социалистическом соревновании смен рыбоприемщиков победил коллектив, возглавляемый старшим матросом В. Груздевым.
По решению администрации, партийной и общественных организаций судна поощрена большая группа членов экипажа. К награждению почетными грамотами объединения «Эстрыбпром» представлены ремонтный механик С. Сыбий, матрос В. Кириченко и повар Е. Шарахина. На судовую Доску почета занесены портреты старших матросов М. Мазепы, В. Груздева, Р. Грижаса, А. Стефака, Н. Ханенко, второго механика П. Калинина, четвертого помощника капитана Ю. Латвелиса, мотористов В. Козьмика и Т. Кырве, курсантов С. Воскобовича и С. Бердниковича. Почетными грамотами судна награждены рефмоторист А. Матвиенко, старший механик А. Акулов, старший помощник капитана Л. Хуторецкий, курсант Г. Лисицкий. В судовую Книгу почета занесена фамилия старшего электромеханика А. Соловьева. Благодарности по судну объявлены котельному машинисту В. Леонову, донкерману В. Зозуле, мотористу 3. Плотникову, радиооператору первого класса В. Артемьеву, курсантам И. Уласевичу, С. Гизатулину, В. Кулинчику, В. Ясинскому, А. Чабаюку, камбузнице Н. Ставнийчук.
Б. АРТЮХОВ.
Памяти ПБ «Рыбак Балтики» и его экипажей. С ЗАДАНИЕМ СПРАВИЛИСЬ - 24 05 1977
Возвратился в родной порт из очередного рейса флагман нашего флота—плавбаза «Рыбак Балтики» (капитан-директор Юрий Евдокимович Дергунов). Судно в феврале-мае работало на промысле совместно с плавбазами «Фридерик Шопен» и «Станислав Монюшко». Обеспечивали рыбой-сырцом 8 судов «Эстрыбпрома» и суда «Эстрыбакколхозсоюза». При довольно сложной промысловой обстановке личный состав всех служб плавбазы проявил инициативу, мастерство и умение, отдал все силы выполнению и перевыполнению рейсового задания и социалистических обязательств.
Каковы же итоги рейса?
Результаты работы свидетельствуют, что экипаж коммунистического труда справился с поставленными задачами. Прием свежья на пищевые цели составил 108,2 процента. Благодаря инициативному подходу к вопросам повышения эффективности производства и качества выпускаемой продукции перевыполнены задания по выпуску мороженой продукции (109,9 процента) и пресервов (план по выработке трехкилограммовых банок завершен на 114,9 процента). Экипаж добился выполнения рейсового задания по трудоемкости на 121,1 процента, по товарной продукции — на 101,3 процента.
В социалистическом соревновании среди морозильных бригад на первое место вышел коллектив, возглавляемый рыбмастером И. Персидским (парторг В. Пожидаев, профгрупорг Н. Григораш, групкомсорг А. Самсонов). Лучшие показатели по выпуску пресервов имеет бригада рыбмастера К. Кикериста (профгрупорг А. Иванник, групкомсорг А. Круцюк).
За весь период рейса за активную производственную и общественную работу поощрены администрацией 118 членов экипажа. Решением судового комитета профсоюза на Доску почета занесены 12 человек. Высокое звание ударника коммунистического труда присвоено 28 рыбакам. Всего на судне, таким образом, 103 ударника коммунистического труда.
Лучшей штурманской вахтой признана вахта третьего помощника капитана Ю. Викиса (матросы П. Панасецкий и А. Мейдла). Среди коллектива рефгруппы наиболее грамотной эксплуатацией механизмов отличилась вахта старшего рефмеханика Р. Альбри (рефмоторист П. Амелин).
Лучшими по профессии признаны второй механик А. Зернов, третий электромеханик П. Рыльков, моторист И. Горбачев, электрик В. Куринный, слесарь В. Артемов, машинист РМУ К. Диакону, радиооператор Э. Кальм, помощник рыбмастера И. Павлюк, старший матрос-закатчик П. Кравчук, матросы А. Мейдла, Е. Барашков, Н. Ивинов, В. Шенефельд, повар В. Кобцева.
Экипаж коммунистического труда плавбазы «Рыбак Балтики» полон решимости выполнить план двух лет десятой пятилетки к шестидесятилетию Великого Октября.

(Наш корр.).
Памяти РТМС-7522 «Тамула» и его экипажей. О ЛЮДЯХ НАДЕЖНЫХ – 19 05 1977
Крепкий и работоспособный экипаж подобрался в этом рейсе на РТМС-7522 «Тамула». Но, может, нам неизменно «везет» на хороших люде, которых специально подбирает отдел кадров? Не стоит, право, так ставить вопрос. В любом экипаже есть более сильные и способные, и менее сильные и способные. У одних уже есть солидный жизненный, рыбацкий и другой опыт, а кто-то только-только начал свою рыбацкую биографию. Главное в том, кто составляет ядро экипажа и каково оно, это ядро, кто задает тон в работе, отдыхе, на верхней промысловой палубе — и в каюте.
У нас на судне тон задают такие вот люди, как:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РЕЙН ААВИК — первый механик-наладчик, ветеран судна, принимал РТМС из ново строя, ремонтировал его в порту постройки — Штральзунде и вообще считает «Тамула" своим родным судном. В объединении «Эстрыбпром» Рейн работает с 1962 года. Богатый практический опыт, природная смекалка, исключительное трудолюбие, исполнительность и старательность помогают ему быстро и качественно выполнять свою вроде бы незаметную, но чрезвычайно важную работу.
Редкостное трудолюбие коммуниста Аавика — не единственное, что ярко характеризует его роль и место в коллективе. На протяжении всех рейсов на «Тамула» коммунисты избирают Рейна в состав партийного бюро, он - заместитель секретаря парторганизации, председатель группы народного контроля, работа которой всегда оценивалась положительно. Партийная принципиальность, политическая и общественная активность, готовность всегда помочь другим — вот что свойственно коммунисту Аавику, как наставнику молодежи. Рейн — потомственный моряк с острова рыбаков Сааремаа. Видимо, с таких вот людей писал портреты своих замечательных героев - мужественных, жизнестойких, с большим чувством юмора Юхан Смуул...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СЕРГЕЙ КАПУСТО — старший электромеханик, ветеран судна. Десятый год работает он в нашем объединении, куда пришел после окончания Ленинградского высшего инженерного мореходного училища. В заведовании у Сергея все электрооборудование супертраулера. Что это означает? Достаточно сказать, что одновременное потребление электроэнергии на «супере» во время производства составляет около 1500 киловатт.
Хорошая теоретическая подготовленность и большой практический опыт, увлеченность своей профессией и постоянное стремление повышать свои знания помогают Сергею успешно выполнять должностные обязанности, учить молодых специалистов, сочетать основную работу с общественной. А последняя в жизни коммуниста Капусто занимает особое место. В течение двух последних рейсов он избирался председателем судового комитета профсоюза. Это свое партийное поручение он исполняет добросовестно.
Рабочий день Сергея уплотнен до предела. Но при всей занятости он является также активным членом общества «Знание», нештатным консультантом ТЗСШМ, наставником молодежи.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

АЛЕКСАНДР МАКСИМОВ - второй помощник капитана, выпускник ТМУРП, которое окончил в 1973 году. После этого плавал два рейса на БМРТ-333 четвертым, один рейс на РТМС-7508 третьим и вот уже второй рейс вторым помощником на нашем «супере". На "Тамула» Александр показал себя грамотным и способным штурманом, он из тех, кому сопутствует рыбацкая удача... По результатам соцсоревнования в феврале этого года вахта комсомольца Максимова заняла первое место и была награждена переходящим вымпелом РТМС "Тамула".
Экипаж избрал Александра в состав ревизионной комиссии, которую он возглавляет в этом рейсе. Он участник развернувшегося среди комсомольцев соревнования за получение почетного права подписи Рапорта Ленинского комсомола ЦК КПСС к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

М. ГОРИСЛАВЕЦ
первый помощник капитана

Фото В. Олонена