0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
СРТ-4515. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КВАДРАТЫ - 28 06 1973
Высокую оценку дал флагманский капитан нашей флотилии в Северо-Восточной Атлантике работе экипажа среднего рыболовного траулера 4515 (капитан П. Шевчук).
В рейсе с 8 марта по 22 июня судно находилось в море в поисковом режиме. За период пребывания на промысле экипаж оказал большую помощь добывающим судам, разведывая для них районы скопления рыбы. Поиск велся в Северном, Норвежском морях, в Атлантике на норд-ост от Гебридских островов.
Вот краткие выписки из судовых документов: 27 марта. Разведали новый район - квадраты 114 и 115. За каждое траление поднимали от 10 до 40 центнеров сайды. Немедленно сообщили об этом руководству экспедиции. Кстати, благодаря экипаж за отличный поиск, флагманский капитан в своей радиограмме особо отмечал успешную разведку именно этих квадратов.
22 апреля. В день Всесоюзного коммунистического субботника нашли скопления рыбы. Сами выловили около 30 центнеров.
19 мая. Навели флот на рыбу.
22 мая. Объявили флоту еще об одном новом перспективном районе.
— Отлично трудилась в поиске вся команда, — говорит старпом Владимир Чепурнов. — В ходе работы: десяти членам экипажа объявлены благодарности. В числе лучших — опытный матрос первого класса, за плечами которого одиннадцатилетний стаж добытчика, Борис Бойцов, старший мастер добычи Анатолий Козлов, матрос Анатолий Бодя и другие.

М. Сильд.
СРТ- 4589. УСПЕШНЫЙ РЕЙС - 26 06 1973
Из районов промысла Северного и Норвежского морей 22 июня возвратился средний рыболовный траулер 4589.
За рейс, начавшийся 8 марта, при плане 3706 центнеров добыто 3800 центнеров рыбы, или 102 процента.
Наш корреспондент взял интервью у мастера обработки, заместителя секретаря первичной парторганизации Владимира Михайловича Григорьева. ВОПРОС: Охарактеризуйте кратко состав экипажа.
ОТВЕТ: В основном это опытные промысловики: капитан Николай Алексеевич Гусаков, стармех, он же председатель судкома Борис Семенович Батраков, старший мастер добычи Мартин Селарт, секретарь парторганизации Владимир Нестеренко и другие. Но было у нас и четыре молодых матроса, впервые вышедших на промысел. Это Павел Попович, Владимир Махно, Виктор Федоров и Геннадий Зрелов. Наши ветераны передали им секреты рыбацкой профессии, обучали наиболее рациональным методам работы. Ребята хорошо переносили морскую качку, вжились в коллектив, словом, стали настоящими рыбаками.
ВОПРОС. Каковы были условия промысла?
ОТВЕТ. В марте—апреле добычу затрудняли штормы. В мае погода улучшилась, и мы выловили за месяц 1780 центнеров, а 5 мая за одни сутки, например, взяли 200 центнеров. Успешным оказался и июнь.
ВОПРОС: А как у вас с качеством?
ОТВЕТ: На борт поднимали в основном сайду, а также скумбрию и однажды взяли даже 15 центнеров отличной жирной сельди. В период марта—апреля пришлось засолить около двухсот центнеров. Вся остальная рыба разделывалась и сдавалась качественной. Задание по первым сортам сделано ориентировочно на 109 процентов. Из этой рыбы, сайды, на производственных рефрижераторах «Аугуст Корк» и «Буревестник» изготовлялось филе.
ВОПРОС: С кем вы соревновались на промысле?
ОТВЕТ: У нас шло парное соревнование с командой среднего рыболовного траулера 4327, Кто стал победителем, сказать трудно. Напарник еще продолжает лов и, как мы знаем, успешно. Но свои социалистические обязательства в борьбе за досрочное завершение задания третьего, решающего года пятилетки члены нашего судового коллектива выполнили.
БМРТ-431 «Каскад». И ВСЕ ЖЕ С ПОБЕДОЙ! - 22 05 1973
Этот рейс начался для экипажа БМРТ-431 «Каскад» почти полгода назад, 23 ноября. Тогда команда приняла судно в Дакаре и приступила к промыслу в Центрально-Восточной Атлантике.
Но начало рейса сложилось для экипажа неудачно. Тяжелая промысловая обстановка, низкие уловы в африканских водах вы нудили совершить длительный переход в Северо-Западную Атлантику, на Джорджес банку.
И здесь вначале дела шли не намного лучше — долгое время коллектив «Каскада» работал не на полную силу. Несмотря на все усилия, к концу марта задолженность по вылову составляла свыше трехсот тонн.
Такие трудности испытывал в это время не только экипаж БМРТ-431. Нелегко приходилось и коллективам других судов — зимние штормы осложняли промысел. К тому же потери времени в ожидании выгрузки составили около 10 суток.
Но даже тогда, когда на выполнение плана оставалось не так уж много надежд, экипаж «Каскада» старался не терять уверенности в своих силах.
Апрель — последний месяц промысла — стал решающим. Наконец-то промысловая обстановка стала стабильной. Именно в апреле коллектив показал свою сплоченность, работоспособность. Отлично трудились добытчики, несмотря на высокий темп, на усталость, бригады обработчиков значительно перевыполняли суточные задания. Всего за решающий месяц промысла было заморожено свыше 10000 центнеров рыбопродукции!
В результате дружной работы, несмотря на все трудности, экипаж все же сумел выполнить рейсовое задание и основные показатели социалистических обязательств. План по выпуску пищевой продукции выполнен на 107 процентов, товарной — на 105, по вылову рыбы — на 100,2 процента. И хотя эти показатели не столь высоки, но достигнуты они ценой больших усилий, упорным трудом. Поэтому можно сказать, что экипаж вернулся в порт с победой.
С 1 февраля по 20 апреля коллектив БМРТ «Каскад» соревновался с экипажем БМРТ-457 «Кристьян Рауд». Ежедневно коллективы сообщали друг другу свои производственные показатели. Итоги выполнения рейсового задания несколько выше у экипажа БМРТ-457. Но главное в том, что соревнование способствовало высокой производительности труда, достижению хороших показателей.
Было организовано на БМРТ-431 и соревнование между вахтами, бригадами. Отлично работала вахта второго механика В. Сысоева — она названа лучшей по результатам рейса. Успешно трудилась вахта третьего механика Л. Орлянкина. Хорошо зарекомендовала себя вся машинная команда, которой руководил старший механик, секретарь партийной организации Л. Мускевич. Выполнено много различных работ, таких, как профилактический ремонт главного двигателя и четырех вспомогательных.
В рейсе стали ударниками коммунистического труда еще 17чле-нов экипажа, сейчас это высокое звание имеют 76 человек.
В числе лучших на судне называют коммуниста секретаря комсомольской организации матроса первого класса Н. Нессера, матросов Н. Лоопере, Н. Котова — председателя судового комитета профсоюза, кочегара А. Рютеля, пекаря А. Иовлеву и других.

Г. ОЛЬШАК
СРТ-4545. ТРУДИЛИСЬ НА СОВЕСТЬ - 19 05 1973
В условиях штормовой погоды прошла значительная часть времени пребывания на промысле среднего рыболовного траулера 4545 (капитан Александр Владимирович Чеботарев). Рейс длился с пятнадцатого декабря прошлого года по тридцатое марта с. г.
Экипаж судна использовал каждый час хорошей погоды, чтобы выполнить план добычи и высокие социалистические обязательства.
С выходом в море коллектив обязался: перекрыть рейсовое задание, сэкономить три процента дизельного топлива, сберечь промвооружение, смазочные и другие материалы, сдать много печени сайды.
Одновременно приняли обязательства на весь третий, решающий год пятилетки. Намечено при плане 11600 центнеров выловить 13000 центнеров рыбы, сэкономить промвооружения на 6500 рублей, ГСМ — на 1000 рублей, повысить сортность на два процента, 97 процентов рыбы сдать на плавбазы в разделанном виде.
С честью сдержал коллектив СРТ свое слово в первом рейсе этого года. По ориентировочным данным, план выполнен почти на сто пятнадцать процентов. Сверх плана выловлено 447 центнеров, а всего 3917 центнеров сайды. Печени сайды сдано на плавбазы на 74 центнера больше— всего 164 центнера. Сверх социалистического обязательства сэкономлено еще 1100 кг дизельного топлива, сбережено четыреста килограммов смазочных материалов.
Секретарь парторганизации Ювеналий Сергеевич Кощеев, мастер обработки, говорит:
— Все члены экипажа удостоились благодарностей за беззаветный труд. Каждый на своем посту и на общих работах прилагал максимум сил. Старший мастер добычи Евгений; Казимирович Чехович, мастер Юло Карлович Пунгас сутками направляли промвооружение. В содружестве со штурманами, особенно старшим помощником капитана Игорем Владимировичем Лебедевым, в поиске и на лову добивались успеха наперекор трудностям. У них были хорошие исполнители, такие, как матросы Геннадий Николаевич Тихомиров, Прокопий Панфилович Алексеев. С юношеским задором трудились комсомольцы во главе со своим вожаком, третьим штурманом молодым коммунистом Карлом Александровичем Риммелем.
Когда на одном из наших СРТ случилась намотка на винт, ему оказал содействие экипаж СРТ-4545. Причем особенно отличились матросы Виктор Яковлев и Прокопий Алексеев.
Матрос Леонид Матвеевич Бондаренко, заочник Киевского университета, делал для команды квалифицированные международные обозрения и лекции. Он же организовал вечер художественной самодеятельности с чтением стихов.
Всю ответственность за обслуживание экипажа книгами из библиотеки, кинофильмами успешно нес впервые вышедший в море матрос Анатолий Андреевич Уткин.
В числе отмеченных благодарностями и второй штурман коммунист Александр Федорович Бычков.
Стармех Егор Николаевич Калинин со своим персоналом уделял все внимание отличному содержанию судовых механизмов, их безотказности в любых условиях промысловой обстановки.
Машинная команда провела саморемонт двигателей и другой техники.
На промысле регулярно выходила стенная газета «Маяк». Заметки, которые мы помещаем из ее последнего номера, дают представление о работе и жизни экипажа СРТ-4545 в первом рейсе этого года.
РПР-1281. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА - 15 05 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Недавно коллективу РПР-1281 был вручен диплом Главного управления рыбной промышленности Западного бассейна за высокое качество выпускаемой продукции. Этой награды экипаж удостоен первым в объединении «Океан». Корреспондент «Рыбака Эстонии» Г. Ольшак попросил рассказать о работе коллектива секретаря партийной организации старшего механика Бориса Николаевича Авдюшева.

- Когда был объявлен конкурс за высокое качество рыбопродукции, мы также решили включиться в него. Собрали партийное и профсоюзное собрания, обсудили свои возможности, наметили меры.
Рекламаций по поводу качества не было у нас и в пошлом году. С плановым заданием мы также справились успешно - уже с 16 октября начали работать в счет 1973 года.
Обязательства на нынешний год коллектив принял высокие - каждое рейсовое задание выполнять не менее чем на 130 процентов, выпускать рыбопродукцию только первым сортом. К этому обязывало нас и звание экипажа коммунистического труда.
Однако начало года сложилось для нас неудачно. В январе, например, выпустили только 14 тысяч банок пресервов, — даже меньше, чем другие суда этого типа. Обстановка в море была крайне тяжелая. Сырья от промысловых судов поступало мало, килька была с примесью малька, салаки. Значит, чтобы уложиться в требования ГОСТа, надо было тщательно сортировать рыбу, отбирать ее буквально поштучно.
Что делать в таких условиях? Ведь сортировка — дело трудоемкое, отнимает массу времени. Вообще не принимать рыбу? Высказывались на судне и такие мнения. Вначале, действительно, даже отказывались от некачественного сырца. «Если будем принимать любую рыбу — этим все равно план не выполним, — утверждали некоторые на судне. — Лучше подождать, а зато потом, когда будет хорошая рыба, наверстаем упущенное».
А вдруг так будет продолжаться месяцами? Тогда будет потеряна даже эта небольшая возможность, — возражали им.
В этот трудный момент сказала свое слово партийная организация. Хотя коммунистов на судне и не много — всего пятеро и один кандидат в члены партии, — однако все они авторитетные люди, опытные работники. И их слово много значит.
Так и на этот раз — мнение коммунистов было единодушным. Если промысловая обстановка трудная — значит, надо использовать малейшие возможности, принимать любой сырец и приложить все силы для выполнения суточных заданий. С решением партийного собрания ознакомили рыбмастеров Т. Таммиста и А. Власова. На этом же партийном собрании было обсуждено состояние производственной дисциплины, были намечены меры по ее улучшению.
Технологическая служба — это своего рода отдел технического контроля на судне. Качество рыбопродукции во многом зависит и от рыбмастеров. Они должны не только приготовить смеси, но и организовать рабочие места; следить за тем, чтобы каждый работник выполнял все требования по изготовлению качественной продукции.
Но важен не только контроль. Не менее важно и добросовестное выполнение своих обязанностей каждым работником. Все отвечают за одного и каждый за всех — по этому принципу строятся производственные отношения на судне. Ведь если в экипаже не будет полного доверия друг к другу, не может быть достигнуто и высокое качество. Не поможет в этом случае любой, даже самый строгий контроль.
Хотя текучесть кадров, особенно матросов, на судне велика, есть в числе экипажа люди, которые работают здесь уже не один год. Это матрос коммунист Борис Лужинский, матрос Николай Линник, старший матрос-закатчик Петр Павленко. Все они трудятся с чувством ответственности за порученное дело, это наши лучшие производственники.
Недавно пришел на судно моторист Алексей Тонконог, однако и за небольшой срок он успел хорошо себя зарекомендовать. Вернулся на судно после учебного отпуска радист Яан Лухаяар. Он отлично знает свое дело, сам устраняет неполадки в радиоаппаратуре. Когда он отсутствовал, экипажу приходилось нелегко.
На февраль этого года судну планировался текущий ремонт. Но так как судно находилось в хорошем техническом состоянии, то экипаж принял решение от ремонта отказаться. Значит, возрастет количество выпущенной продукции.
В социалистическом обязательстве на решающий год пятилетки коллектив дал слово выполнить задание к 1 декабря. Есть все основания полагать, что свое слово экипаж сдержит: план первого квартала выполнен на 170 процентов. С 1 января по 27 апреля выпущено 137 тысяч банок пресервов — это более половины годового задания.

НА СНИМКЕ: группа передовиков РПР-1281. Второй справа — старший помощник капитана Б. Климачев с грамотой главка «Запрыба».
ПБ «Иоханнес Варес». РЕЗЕРВЫ НАШЛИСЬ - 15 05 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВТОРИЧНО в этом году экипаж плавбазы «Иоханнес Варес» (капитан-директор Георгий Иванович Фомин) удостоился седьмого мая торжественной встречи в Таллинском морском рыбном порту. Закончившийся рейс № 2/55 оказался для команды исключительно напряженным, проходил в трудных условиях. И то, что плановое задание по многим показателям намного перекрыто, является большой заслугой моряков судна.
Перед выходом в Северо-Западную Атлантику плавбаза получила первоначально направление в район острова Сейбл. Но уже в пути начальник промрайона Ю. И. Ратцев направил ее в другой район СЗА. Здесь находилось более тридцати промысловых судов различных флотилий, в том числе и ЭРПО «Океан». Большинство из них, набрав полный груз, простаивали в ожидании приемно-транспортных судов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Такое сообщение заставило администрацию, партбюро, профсоюзную и комсомольскую организации судна заняться поисками резервов для того, чтобы принять возможно большее количество рыбопродукции от больших морозильных рыболовных траулеров, предоставить им возможность быстрее приступить снова к добыче рыбы.
Резервы нашлись. Прежде всего, предусмотрели тщательную, рациональную укладку коробов и размещение их в трюмах. Для складирования рыбной муки наметили места на палубе. Приняли повышенный график среднесуточной приемки груза от промысловиков.
Ударными темпами, с помощью подвахты, удалось с первого дня добиться увеличения среднесуточной нормы приемки рыбопродукции. При плане 260 тонн она составляла 466 тонн. В прошлом рейсе она тоже была солидной, но только 370 тонн.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Замечательным рекордом был ознаменован день Всесоюзного ленинского коммунистического субботника. Двадцать первого апреля с БМРТ приняли и уложили в трюмах 610 тонн рыбопродукции. Среднесуточная норма была перекрыта почти в два с половиной раза! Такая цифра говорит сама за себя.
В результате за рейс при задании 3800 тонн погрузили на борт 4664 тонны рыбопродукции. Сверх плана принято 864 тонны. Тоже рекорд! Причем вся работа произведена всего за 10 суток вместо намеченных семнадцати. Тоже не малое достижение. К тому же за этот короткий период выдавалось добывающим судам снабжение.
Руководство промысловым районом дало работе коллектива плавбазы отличную оценку.
«Иоханнес Варес» выполнил свой долг и перед нашими БМРТ-431, 229, 536. Так, БМРТ-229 «Ганс Леберехт» должен был ожидать своей очереди для сдачи груза семь суток. Этот срок был сокращен. С БМРТ-536 «Херман Арбон» рыбопродукцию в коробах взял транспортный рефрижератор «Коротченко», но принять рыбную муку отказался. И здесь на помощь промысловикам пришел экипаж плавбазы.
О действенности социалистического соревнования дают наглядное представление такие данные. За два рейса сделано полугодовое задание, По социалистическим обязательствам намечалось сверх плана доставить в порт 800 тонн рыбопродуктов, а фактически перевезено 1500 тонн.
В закончившемся рейсе, как и прежде, ежесуточно подводились итоги соревнования бригад. Они доводились до сведения коллектива через судовую трансляцию, помещались в «Комсомольском прожекторе», в листках-«молниях».
По результатам выполнения обязательств вперед вышла бригада В. П. Дубового, штурманская вахта второго помощника капитана X. Кяспера и вахта третьего механика В. М. Андронова. Все они — члены КПСС.
Партийная организация была направляющей силой. На партийных собраниях обсуждались насущные вопросы партийной жизни и воспитательной работы, заслушан отчет Ю. А. Наседкина о прохождении кандидатского стажа.
Следует напомнить, что этот экипаж — комсомольско-молодежный. И на промысле молодые моряки ударным трудом доказали, что они с честью поддерживают это звание в борьбе за досрочное выполнение плана третьего, решающего года девятой пятилетки.
Седьмого мая, когда «Иоханнес Варес» прибыл в Таллин, на борту судна состоялся митинг.
Заместитель начальника ЭРПО «Океан» Н. Ф. Митюрев, заместитель секретаря парткома КПЭ объединения «Океан» Г. П. Окc и председатель базового комитета профсоюза В. В. Кустарников сердечно поблагодарили экипаж за самоотверженный труд в третьем, решающем году пятилетки. Они пожелали морякам счастливой встречи с родными, хорошего отдыха и новых производственных побед.
Капитан-директор Г. И. Фомин в ответном слове заверил, что коллектив плавбазы приложит все силы для досрочного выполнения годового плана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


А. КРОСС.
Фото А. Дудченко.
ТР "Нарвский залив». ЗАПОМНИМ ЭТОТ РЕЙС - 31 05 1973
В НАЧАЛЕ марта нынешнего года транспортный рефрижератор "Нарвский залив» ушел во Французский порт Гавр на гарантийный ремонт. И только в майские дни мы вернулись в Ленинград с с грузом из бельгийского порта Антверпен.
Большинство членов экипажа были впервые на судне этого типа. Проделана очень большая работа во время стоянки на ремонте в Гавре, а также во время докования в Руане. Особенно нелегко пришлось машинной команде. Все понимали, что от того, как быстро будет сделана работа, зависит выход судна на промысел, а значит, и выполнение социалистических обязательств, взятых членами экипажа на 1973 год.
Хорошо потрудилась и палубная команда. За это время судно было полностью покрашено, все палубные механизмы приведены в полный порядок. Не считаясь со временем, круглые сутки работали матросы во время перехода из Руана в Антверпен, готовя трюмы к приемке груза.
Хорошо проводила команда и свой досуг. Было просмотрено много кинофильмов. Очень часто обменивались фильмами с судами Черноморского, Балтийского, Латвийского пароходств, а также с экипажами судов социалистических стран — Польши, Болгарии, Румынии. Проведено много футбольных и волейбольных встреч с советскими и иностранными моряками. Были победы, были и поражения. Но уместно заметить, что часто мы оказывались в неловком положении. Дело в том, что в начале игр происходил обмен вымпелами, значками пароходств, фирм. Но что могли предложить мы! Как мне, так и членам нашего экипажа кажется, что над этим вопросом стоит подумать.
Особенно надолго запомнится морякам «Нарвского залива» экскурсионная поездка в Париж. Очень много впечатлений осталось от пребывания в этом прекрасном городе. Мы посетили Собор Парижской Богоматери, Монмартр, побывали у Эйфелевой башни. На память сделано много фотоснимков.
После окончания ремонта пришло распоряжение следовать в бельгийский порт Антверпен. Во время стоянки, которая длилась почти месяц, часть команды ездила на экскурсию в Брюссель. Наш гид, сотрудница советского посольства, показала много исторических мест.
Сейчас мы уже на родной земле. После ускоренной разгрузки судна в Ленинграде, куда была прислана солидная подмога — курсанты мореходной школы, — предстоит бункеровка водой, топливом для выхода в море за рыбопродукцией.
Но надолго у всех останется в памяти этот интересный рейс.

В. РЫЖКОВ, донкерман
ЛОЦМАН РЫБНОГО ПОРТА - 28 04 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ОН первым встречает суда, приходящие в порт и последним провожает тех, кто уходит из порта. Такова должность Эриха Кальберга — лоцмана рыбного порта.
Профессия эта — особая, по плечу не каждому. Даже иной капитан дальнего плавания не сможет работать лоцманом. И потому она в чем-то сродни искусству. Ведь от лоцмана требуются не только знания, не только морской диплом, который, в конце концов, могут приобрести многие.. .
Нужна лоцману быстрота реакции, умение мгновенно оценить любую, даже самую сложную обстановку. И также мгновенно рассчитать силу инерции любого судна, иногда махины в десятки тысяч тонн. Нужен также исключительный глазомер.
И, кроме всего прочего, необходимы выдержка и спокойствие — слабонервным на мостике не место. Стоит потерять контроль над собой — и случится непоправимое: авария. Так, что ответственность у лоцмана огромная.
Капитан Таллинского морского рыбного порта Н. Балакшин подчеркивает: Эрих Карлович Кальберг работает безукоризненно, с соблюдением правил хорошей морской практики. Человек трудолюбивый, скромный, дисциплинированный, с высокоразвитым чувством ответственности за порученное дело. И капитаны наших судов, да и не только наших, знают: если во время проводки на мостике находится Эрих Кальберг — за безопасность судна бояться не надо.
Впрочем, нет в этом ничего удивительного, что он знает море, свою профессию. Так и должно сейчас быть. Ведь за плечами — и учеба, и опыт. Более того — он потомственный моряк, а это также говорит о многом.
Эрих Кальберг родился у берега моря — в северной Эстонии, в Юминда, неподалеку от Локса. В шесть лет он умел уже управлять лодкой. А в семь лет — помнит это, как сейчас — досталось ему крепко за «самостоятельность»: тогда он встретился с морем один на один, вышел на лодке в залив, километров этак на десять.
С морем связаны и радостные дни, и трагические события детства.
Отец его был капитаном небольшого старенького судна. Весной и летом, когда море поласковее, ходило судно и в дальние рейсы, а когда задували осенние штормы, переходы были короткими.
Случилось это в октябре 1927 года. Судно шло из Локса в Хельсинки с грузом кирпича. Но дойти в порт назначения не довелось — разыгрался шторм. Судно выбросило на камни. Погибли отец и мать, которая также была на судне, шесть человек команды.
Эриху в то время было двенадцать лет. А два брата — те были еще моложе. Жили они у деда, в Юминда.
Когда ему исполнилось пятнадцать лет, нужно было уже думать о том, как зарабатывать себе на хлеб. Решил идти в море. Был он не по годам крепким, высоким, потому в юнгах ходил всего месяц. А потом уже стал матросом, полноправным членом команды парусно-моторной шхуны «Агате». Ходило судно в Англию, Францию, другие страны.
Но ему хотелось учиться. Было это непросто: за учебу нужно платить.
— В наше время молодым хорошо — только учись, — говорит Э. Кальберг. — В моей молодости было по-другому, для этого нужны были деньги. Поступил я в морской техникум, находился он в Тал лине. Летом — плавал, зарабатывал, чтобы заплатить за учебу, а зимой занимался.
Учеба, разумеется, подвигалась медленно. Диплом штурмана дальнего плавания он получил уже при Советской власти. А перед самой войной закончил еще и радиокласс.
Но вот началась Великая Отечественная война. Эвакуация, далекое Аральское море. Но ловил там рыбу недолгое время. Когда создавался Эстонский стрелковый корпус, ушел воевать и он. Был Эрих Кальберг на фронте радистом. Плечом к плечу со старшим братом сражались в рядах Эстонского стрелкового корпуса и его младшие братья — Вяйно и Хельмут. Когда освобождали Сааремаа, оба его брата получили ранения, ему же в тяжелом бою повезло...
Но вот прошли годы, и Эрих -Карлович Кальберг вновь вернулся к своей профессии моряка. Работал в портнадзоре. А когда создавалась лоцманская служба, решил стать лоцманом.
Организатором этой службы в 1961 году был Ю. Островский. И хотя лоцманских работ в те времена в Таллинском рыбном порту проводилось немного — каких-нибудь шестьдесят за год — но отличались они сложностью. Не только потому, что не было опыта, не было кадров. Отсутствовал проходной канал. В фарватере находилось затопленное судно, две секции плавучего дока. Проводки приходилось делать по узкому проходу. И при всем этом — ни створов, ни навигационного оборудования.
Эрих Кальберг в те времена только еще учился лоцманскому искусству. Обучал его в торговом порту лоцман Константин Ивало — большой мастер своего дела.
И вот с 1963 года началась его самостоятельная работа. Да, признается он, вначале было нелегко. И волновался, конечно, — разве человек может без этого? Но все обошлось благополучно.
Потом в Таллинский рыбный порт стали заходить большие суда — «Академик Павлов», «Ян Анвельт". А какое событие было, когда к причалу впервые ошвартовалась плавбаза «Иоханнес Варес»! Вышел судно встречать чуть ли не весь порт. Все это происходило на его, Эриха Кальберга, глазах. И при его участии.
Крупнотоннажных судов теперь в объединении «Океан» немало. Шесть из них — все плаврыбозаводы, оба «Залива» и плавбазу «Иоханнес Варес» имеют право проводить только специалисты высшей квалификации: начальник лоцманской службы Эрих Кальберг и старший лоцман Хуго Пальк. Своим бывшим учеником Э. Кальберг доволен: работает X, Пальк отлично.
А сейчас у Э. Кальберга новый ученик—Иво Урва. Прежде он был капитаном буксира «Лембит». В мае, по-видимому, будет сдавать экзамен. Есть надежда, получится из него хороший специалист.
Одну и ту же работу каждый лоцман может выполнить по-разному: один так, другой иначе. Рабочий почерк Э. Кальберга — это расчет, старание избежать излишнего маневра, выполнение лоцманской проводки без суеты, неоправданного риска. Ведь главное в работе лоцмана — не допустить аварии. Это и есть самый главный показатель в его работе. А трудится Эрих Карлович Кальберг без брака!


Г. ОЛЬШАК.

НА СНИМКЕ: начальник лоцманской службы Таллинского морского рыбного порта старший лоцман Э. Кальберг.


Фото автора.
Последний рейс танкера "Выру". СЛАВНО ПОСЛУЖИЛ ОН В ОКЕАНЕ - 12 04 1973
Из первого в этом году рейса в Атлантику возвратился в Таллин танкер "Выру".
Утром судно подошло и ошвартовалось у северного причала Таллинского морского рыбного порта под приветственный марш духового оркестра.
Капитан Евгений Михайлович Сахаров отдал краткий рапорт заместителю начальника ЭРПО «Океан» Леониду Георгиевичу Виску об успешном выполнении производственного задания и повышенных социалистических обязательств в соревновании за досрочное завершение плана третьего, решающего года пятилетки. Л. Г. Виск, обращаясь с сердечным приветствием к морякам «Выру», сказал:
- Ваша работа по обеспечению пресной водой промысловых судов во многом содействовала их успешной деятельности по вылову рыбы и производству готовой пищевой рыбопродукции. С промысловых судов поступили хорошие отзывы о вашей работе. Желаю вам новых достижений в труде, приятного отдыха на берегу. Спасибо еще раз за хорошую работу!
На встречу экипажа пришли заместитель секретаря парткома объединения «Океан» Г. П. Окс, заместитель председателя базового комитета профсоюза В. И. Шестаков, представители общественных организаций, родные, знакомые и друзья моряков.
В ответном слове капитан Е. М. Сахаров от имени коллектива судна заверил, что вой трудовые традиции моряки «Выру» сберегут и будут идти в первых рядах социалистического соревнования.
Рейс начался третьего января. Причем он закончился раньше срока на пятнадцать суток. Плановое рейсовое задание по доставке пресной воды на добывающие суда и плавбазы было выполнено на месяц раньше намеченного срока.
Всего на промысел доставлено 11040 тонн воды, что составляет 121,3 процента к плану. Совершено пятнадцать заходов в иностранные порты — Леруик, Абердин, Брест, Остенде, Гетеборг.
В социалистическом соревновании десять человек завоевали звание ударника коммунистического труда. Среди лучших — донкерман Николай Петунов, матрос Николай Ушаков, моторист Слава Хашин, стармех Александр Гончаров, второй механик Георгий Тихонов, третий штурман Игорь Ермолаев и другие.
В партийной организации судна было одиннадцать коммунистов, все они имели партийные поручения. На собраниях членов партии рассматривались актуальные вопросы: о претворении в жизнь решений Декабрьского пленума ЦК КПСС и проблем, выдвинутых в докладе Л. И. Брежнева на совместном заседании, посвященном
50-летию образования Союза СССР, задачи профсоюзной и комсомольской организаций танкера по развертыванию социалистического соревнования в свете постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Коммунисты информировались о выполнении решений предыдущих собраний. Активность была высокая. Член партии тов. Гончаров был пропагандистом и одновременно председателем комитета и политинформатор, тов. Петунов знакомил коллектив с основными положениями доклада Л. И. Брежнева и т. д.
Группа народного контроля, которой руководил тов. Ушаков, работала по ежемесячным планам. Она контролировала правильность приема и сдачи товарной воды, а также расходование и ведение учета шкиперского имущества, горюче-смазочных материалов и т. п. Администрация судна помогала группе народного контроля, чутко откликалась на все замечания и предложения.
Двадцать человек занимались в школе основ марксизма-ленинизма, где пропагандистами являлись тт. Вооглайд и Петунов. Изучались материалы Декабрьского пленума ЦК КПСС и доклад Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, посвященный 50-летию СССР.
Пройдены четыре темы: образование СССР — триумф ленинской национальной политики; нерушимое единство и братская дружба народов СССР — великое завоевание социализма: СССР — надежный оплот борьбы народов за мир, национальную независимость и социализм; Советский Союз идет по пути, намеченному XXIV съездом КПСС.
В рейсе проведены шесть собраний членов профсоюза. На них ставились наиболее актуальные вопросы: о трудовой дисциплине, о поведении советского моряка в заграничных портах, о выполнении общих и индивидуальных обязательств в социалистическом соревновании и т. д.
В честь 55-й годовщины Советской Армии и Военно-Морского Флота моряки участвовали в проведении Всесоюзного месячника оборонно-массовой работы. Состоялись беседы о вооруженных силах страны, выступления участников Великой Отечественной войны тт. Вооглайда и Ушакова. Все моряки «Выру» стали членами ДОСААФ, приобрели около 140 билетов лотереи ДОСААФ.
Сейчас экипаж судна готовит «Выру» к передаче в состав флота Таллинского морского рыбного порта.


А. НЕСТЕРОВ.
БМРТ-253 "Март Саар". НА ИРЛАНДСКОМ ШЕЛЬФЕ - 05 04 1973
На Ирландском шельфе в рейсе с 14 ноября 1973 года по конец марта этого года вел промысел БМРТ-253 "Март Саар" (капитан-директор Николай Александрович Чесноков).
- О том, как трудился экипаж в этом рейсе, — говорит старпом Вадим Иванович Минаев, - можно судить по таким фактам. Фамилии двенадцати человек занесены на судовую Доску почета, восемь моряков получили Почетные грамоты, а шестьдесят два удостоены благодарностей.
Судно вело добычу пелагическим тралом в двух вариантах и донным. Переход в работе с одного трала на другой - ответственное дело. Но с ним успешно справлялись добытчики во главе со старшим мастером Юрием Никкором. Имя Валерия Шахова занесены на Доску почета.
Всего пелагическим тралом сделано 326 и донным — 201 траление. Общий вылов составил 33 450 центнеров, что выше задания. Из улова заморожено 24564 центнера — 100,9 процента к плану. Хорошо трудились обработчики Михаил Митяй, Калм Мериметс, Петр Свичколап, Анатолий Калитка, Николай Совца и другие. Первенство в соревновании удерживала бригада мастера Геннадия Гейченко.
Готовую продукцию от БМРТ хорошо принимал экипаж транспортного рефрижератора «Пассат».
Восемь суток рейсового времени ушло на переходы в подрайоны промысла, девять — на выгрузку мороженой рыбопродукции. А в конце декабря и в январе сложилась неблагоприятная обстановка. И если в этих условиях все же удалось завершить задание по всем основным показателям, а по выпуску пищевой продукции на 107 процентов, то это благодаря слаженному труду судового коллектива.
На всех постах выявились свои передовики: моторист Вейто Ханнус, рефмоторист Пауль Кернер, третий механик Альберт Ханнолайнен, токарь Сергей Аристов, старший штурман Хейно Рюютель и другие.


М. Сильд.